Требования к оформлению викторины
методическая разработка

Черткова Алла Дмитриевна

 

Требования к оформлению викторины

Викторина – вид игры в ответы на устные вопросы, объединенные какой-нибудь общей темой или из различных областей знаний. Викторина для детей - это удовольствие, радость и развлечение, для педагога - проверка полученных знаний и умений, которыми ребёнок овладел, а также их закрепление.

Викторины содержат в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержат в себе элементы занимательности и должна проходить в хорошем темпе (решения принимаются в короткий срок, соревновательность). Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа ГБДОУ против другой, одна команда группы против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям - болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в викторине. Дети охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д. Удовлетворение от правильного ответа, и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций.

Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.

Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы.

Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

  1. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен.
  2. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или, когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.
  3. Викторина должна быть интересна для всех.
  4. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность викторины - это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.

Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать: 

  • Приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.
  • Не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.
  • Приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной медали с соответствующей надписью и т.п. 
  • Само представление приза как цели, к достижению которой будут стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент викторины, если его представить в скрытом виде, как «темный приз».

По численности состава, викторины могут быть командными, парными и индивидуальными.

Подготовка викторины:

  • наличие у детей определенных знаний, представлений (беседы, наблюдения на прогулке)
  • использование наглядного материала: картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод.
  • продумать различные приемы: использование загадок, считалки, сюрпризные моменты, вопросы.
  • использование художественного слова: вначале как какой-то организующий момент, например: речевка, загадка, стихотворение. В других случаях, как заставку в игре или как заключительное слово. А иногда художественное слово составляло основу вопроса или ответа, в таких заданиях, например, как разгадывание кроссворда.
  • прием – словотворчество (подобрать рифмы к заданному слову, словесные дидактические игры).

Структура викторины

Название, возраст участников.

Цель: повышение познавательного интереса детей к природе и ее изучению; закреплять знания детей о прочитанных ранее сказках; закрепить и уточнить знания детей о растениях и грибах, которые растут в лесу; закрепить и обобщить представления детей об изменениях в природе (осень); систематизировать знания детей об условных мерках.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания детей о …;

систематизировать знания детей о …;

расширять знания о природе;

расширять лексический словарь детей посредством подбора прилагательных к существительным;

расширять кругозор детей;

расширять представления детей о многообразии природных объектов и явлений;

учить ориентироваться в мире природы;

закрепление знаний, формирование умений безопасного поведения на улице: формировать стремление соблюдать правила ПДД, быть культурным пешеходом и воспитанным пассажиром;

формировать познавательный интерес, наблюдательность, активизировать речь, обогащать словарный запас;

расширить словарный запас.

Развивающие:

развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

развивать память, воображение детей;

развивать творческие способности детей;

развивать быстроту реакции, находчивость, сообразительность, логическое мышление;

развивать логическое мышление, внимание, чувство коллективизма, умение действовать сообща.

Воспитательные:

воспитывать взаимовыручку;

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

помогать осознавать ценность совместной деятельности.

Оборудование

Ход мероприятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlenie_viktoriny.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к оформлению викторины

Викторина – вид игры в ответы на устные вопросы, объединенные какой-нибудь общей темой или из различных областей знаний. Викторина для детей - это удовольствие, радость и развлечение, для педагога - проверка полученных знаний и умений, которыми ребёнок овладел, а также их закрепление.

Викторины содержат в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержат в себе элементы занимательности и должна проходить в хорошем темпе (решения принимаются в короткий срок, соревновательность). Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа ГБДОУ против другой, одна команда группы против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям - болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в викторине. Дети охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д. Удовлетворение от правильного ответа, и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций.

Обязательный элемент соревновательных викторин - судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.

Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы.

Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

  1. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен.
  2. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или, когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.
  3. Викторина должна быть интересна для всех.
  4. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность викторины - это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.

Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать: 

  • Приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.
  • Не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.
  • Приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной медали с соответствующей надписью и т.п. 
  • Само представление приза как цели, к достижению которой будут стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент викторины, если его представить в скрытом виде, как «темный приз».

По численности состава, викторины могут быть командными, парными и индивидуальными.

Подготовка викторины:

  • наличие у детей определенных знаний, представлений (беседы, наблюдения на прогулке)
  • использование наглядного материала: картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод.
  • продумать различные приемы: использование загадок, считалки, сюрпризные моменты, вопросы.
  • использование художественного слова: вначале как какой-то организующий момент, например: речевка, загадка, стихотворение. В других случаях, как заставку в игре или как заключительное слово. А иногда художественное слово составляло основу вопроса или ответа, в таких заданиях, например, как разгадывание кроссворда.
  • прием – словотворчество (подобрать рифмы к заданному слову, словесные дидактические игры).

Структура викторины

Название, возраст участников.

Цель: повышение познавательного интереса детей к природе и ее изучению; закреплять знания детей о прочитанных ранее сказках; закрепить и уточнить знания детей о растениях и грибах, которые растут в лесу; закрепить и обобщить представления детей об изменениях в природе (осень); систематизировать знания детей об условных мерках.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания детей о …;

систематизировать знания детей о …;

расширять знания о природе;

расширять лексический словарь детей посредством подбора прилагательных к существительным;

расширять кругозор детей;

расширять представления детей о многообразии природных объектов и явлений;

учить ориентироваться в мире природы;

закрепление знаний, формирование умений безопасного поведения на улице: формировать стремление соблюдать правила ПДД, быть культурным пешеходом и воспитанным пассажиром;

формировать познавательный интерес, наблюдательность, активизировать речь, обогащать словарный запас;

расширить словарный запас.

Развивающие:

развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

развивать память, воображение детей;

развивать творческие способности детей;

развивать быстроту реакции, находчивость, сообразительность, логическое мышление;

развивать логическое мышление, внимание, чувство коллективизма, умение действовать сообща.

Воспитательные:

воспитывать взаимовыручку;

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

помогать осознавать ценность совместной деятельности.

Оборудование

Ход мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

требования к оформлению уголка для родителей

перечислены формы и методы работы с родителями по разделам...

Требования к оформлению мультимедийных технологий в работе с педагогами.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Консультация для воспитателей «Основные требования к оформлению книжных уголков.

Консультация для воспитателей«Основные требования к оформлению книжных уголков.Содержание книжного уголка в ДОУ»...

Требования к оформлению уголка для родителей

Данная методическая разработка включает в себя сведения о том, какие разделы могут быть включены в родительский уголок и какие материалы размещены. ...

Консультация для воспитателя "Требования к оформлению презентации"

Консультация для воспитателей "Требования к оформлению презентации"...

Требования к оформлению материала для родителей

Требования к оформлению материала для родителей...