2022год - Год культурного наследия народов России
материал (подготовительная группа)

Никулина Анна Ивановна

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов; Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре.

Материалы и оборудование:

- Большой кубик с шестью цветными сторонами.

-Раскраски «русский народный костюм»«Русская изба»,

- цветные карандаши,

- фишки красного и зеленого цветов,

- медали для награждения

Первый этап «Веселье земли русской»

Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд. За правильный ответ команда получает фишку.

Команды по очереди бросают куб. Цвет верхней стороны куба определяет тему, по которой будет задан вопрос команде)

Темы: Красный цвет – декоративно-прикладное искусство

Зелёный цвет - русская кухня

Синий цвет – быт русского народа

Жёлтый цвет – русские народные праздники

Оранжевый цвет – славянская мифология (былины)

Белый цвет - язык наших предков

Народное декоративно – прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)

3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали,зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника –«Масленица» (Блины)

3. Какой продукт на Руси – символизировал богатство и достаток в доме. (каша)

4. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

5. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)

6. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

7. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)

2. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)

4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях(Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе(Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Что за обряд «завивание бороды»(Украшение лентами последнего несжатого снопа)

3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

4. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)

5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)

6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)

Славянская мифология. Русские былины.

1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

3. К кому перешёл меч - кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)

2. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

3. Где произошла первая встреча Садко с морским царём? (на берегу Ильмень-озера)

4. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

Назови современное значение старославянских слов

1. Полузимник, грудень (ноябрь+, декабрь, январь)

2. Тризна (русский головной убор, пир в память умершего+, часть избы)

3. Отрок (ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине.)

4. Веверица (птица – вьюн, белка+, колесница)

5. Елдаечки (Пшеничные лепёшки +, старинные женские украшения, качели.)

6. Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек+, мера измерения земельной площади)

Второй этап игры

«О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»

Творческий конкурс: за 20 минут подготовить и презентовать

1 команде – Традиционная одежда «Русский национальный костюм»

2 команда - Традиция домостроя «Русская изба»

Подведение итогов. Награждение участников игры



Предварительный просмотр:

Викторина

«Знакомство с русскими народными традициями»

 для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию,  как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.

2. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.

3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Демонстрационный материал:

• Картинки с предметами труда и рукоделия (На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

• Презентация

• Картинки с художественным промыслом (Дымковская игрушка, Гжельская роспись, Филимоновская игрушка, Хохлома, Вологодское кружево, Матрешка.)

Раздаточный материал:

• Звездочки из бумаги

• Медальки по количеству детей

• Сладкие призы по количеству детей

Ход мероприятия:

I. Вводная беседа

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

II. Викторина

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.

1 конкурс: Загадки

Ваша задача отгадать загадки. За каждую отгадку вы получите 1 звёздочку.

• Голубой платок, Алый клубок. По платку катается, людям улыбается. (Солнце.)

• Двенадцать братьев Друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

• Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)

• Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)

• Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

• Стоит городок. Сколько стареньких домков, сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

• Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар.)

• И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

• Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит. (Письмо.)

• Под землёй птица гнездо свила, яиц принесла. (Картофель.)

• Белый тулупчик сшит без рубчика. (Яйцо.)

• Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)

• Без ног, а хожу, без рук, а указываю. (Часы.)

• Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга.)

Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

За 1 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 1 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

2 конкурс: «Дело мастера боится».

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

За 2 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 2 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

3 конкурс «Скажи»

А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

• Попробуем угадать, что это за сказка? Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)

• Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

• А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

• Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

• Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

• Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

За 3 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 3 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

4 конкурс «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас вам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

5) Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

6) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

За 4 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 4 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

5 конкурс «Особенности русского быта»

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

11. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

За 5 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 5 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

6 конкурс «Конкурс капитанов».

Капитаны команд должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках.

Тот капитан кто назовет больше отрицательных героев получит 2 звездочки. (Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо-Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и др.)

За 6 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 6 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

III. Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Команда «Сударушка» - набрала … звездочек, команда «Лебедушки набрала … звездочек. Победу в нашей игре викторине одержала команда - …

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!»

Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!» Цель праздника: воспитывать в детях чувство прекрасного, расширить кругозор, воспитывать в них чувство патриотизма, толерантное, дружелюбн...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАСТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Консультация «Мероприятия в Год культурного наследия народов России»

Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России (указ от 30.12.2021 № 745). Одна из приоритетных задач педагогов в рамках реализации программы воспитания...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ГОДУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ В 2022 ГОДУ.

План мероприятий на 2022 - 2023 учебный год по старшей и подготовительной к школе группам. Каждый месяц посвящен культуре определенного народа. В перечень мероприятий входит: знакомство с культурой, н...

Положение о конкурсе чтецов ( с использованием ИКТ технологии) «Моя Россия, народная искусство и культурное наследие народов России».

Аннотация к конкурсной работе. Данный материал ( положение к конкурсу чтецов «Моя Россия, народное искусство и культурное наследие народов России») разработан творческой группой педагогов коллекти...

Сценарий и видео мероприятия, посвящённого Дню России и приуроченного к Году культурного наследия народов России

С целью воспитания у дошкольников патриотических чувств - любви к своей малой и большой Родине, чувства единения народов, уважения к обычаям и традициям разных национальностей, предлагаю видео и сцена...