Мастер класс для педагогов «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».
материал (младшая группа)

Сычева Олеся Александровна

Игра – особый вид деятельности ребенка, возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущения своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_syuzhetno-rolevoy_igre.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

 «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».

Цель: 

совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой.

Задачи:

1.Кратко познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

2.Отработать наиболее эффективные приёмы руководства (от простого к сложному).

3.Развивать рефлексию, аналитические умения.

Ход работы

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Теоретическая часть (формулировка понятия, выделение составляющих)

3. Практическая часть:

Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие коммуникативных и аналитических умений.

Итог основной части.

4. Рефлексия.

1-й этап

1. Вступление (сообщение цели, актуальность проблемы)

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер класс по сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста.

Надеюсь, что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, окажется полезным для вашей профессиональной деятельности.

Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущения своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла. Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель;

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т.д.).

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.  

                                                                         (С.И.Гессен).

Для того, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этой игры, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

   

Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:

-На 1-м этапе: ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.

-2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

-3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание - условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Постановка проблемы

Для воспитателя и родителя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Чтобы этого избежать, можно использовать следующие приёмы:  

А теперь представьте себя ребёнком.

1 этап: Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Таня, сначала надо взять посуду (обращается к ребенку, …возьми кастрюлю… возьми большую ложку. Теперь поставь кастрюлю на плиту. Как будем варить?  Налей воды, нарежь овощи и положи в кастрюлю.

Рефлексия

Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, ребёнок слышит чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Танечка, Посмотри куклу и зайку, они, наверное, проголодались. Чем же нам их накормить? Правильно, можно сварить суп. Что нужно взять, чтоб сварить суп?

Рефлексия

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.

3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Ребята, кукла и зайка проголодались. Чем же нам их накормить?

Рефлексия

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, были применены руководства сюжетно-ролевой игрой младшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.

Хотела бы узнать ваше мнение, насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

Итог

Сегодня мы познакомились с некоторыми приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой:

-выполнение прямых инструкций;

-косвенные инструкции;

-создание проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации особенно эффективны, так как предоставляют детям проявлять инициативу, действовать по интересам.

А теперь давайте с вами поиграем.


Приложение №1

Конспект занятия в младшей группе (сюжетно-ролевая игра) «Варим суп».

Цель: привлечь детей к совместной деятельности со взрослым.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы педагога

2. Расширять кругозор детей в области знаний об овощах

3. Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры через совместную деятельность с педагогом.

4. Учить выполнять простейшие трудовые поручения

Предварительная работа: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей.

Материалы: игровой модуль «кухня», муляжи овощей, кукла, игрушка Зайчик, картина «Урожай на грядке».

Ход:

Воспитатель: ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите, кукла принесла нам корзину. Расскажи нам Катя, где ты была?

Кукла: я гостила у бабушки в деревне. Там летом в огороде, на грядках выросло много вкусных и полезных овощей. Я вам принесла их. Воспитатель достает из корзины муляжи овощей. Спрашивает у детей какой это овощ, какого он цвета.

Дети: это помидор, он красный. Это лук, он желтый. Это морковь, она красная. Это капуста, она зеленая.

Воспитатель: Детки, кукла устала и проголодалась, как мы можем ей помочь?  (ответы детей).

Воспитатель: правильно, давайте сварим суп из овощей? Но сначала покажем, Кате как наши пальчики умеют готовить.

Пальчиковая игра «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим.

(удары ребром ладони по коленям)

Мы морковку трем, трем.

(потереть кулак о ладошку)

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

(имитация действий согласно тексту).

Воспитатель с детьми подходят к игровому модулю «Кухня». Там сидит зайчик.

Воспитатель: ребята смотрите, к нам в гости ещё и зайчик пришёл, он, наверное, тоже хочет помочь нам варить суп. Смотри зайчик внимательно! Что нам нужно взять вначале чтоб сварить суп? (ответы детей). Верно, нам надо взять посуду. Какую посуду ты возьмёшь, Таня?

Да, нам нужна кастрюля и большая ложка. Дети берут кастрюлю и ставят на плиту.

Воспитатель: Таня, что ещё нам нужно сделать чтоб сварить суп? (ответы детей) Правильно, нам нужно положить овощи в кастрюлю, налить воды и включить плиту. Зайчик, а ты любишь кушать суп?

Зайчик: я люблю кушать морковку, а суп я никогда не ел. А еще я люблю играть с ребятами.

Воспитатель: пока суп варится, давайте поиграем с зайчиком.

Физминутка «Зайка скачет»:

Зайка скачет скок, скок, скок.

На зеленый на лужок.

Травку щиплет, кушает,

Осторожно слушает

Не идет ли волк.

(имитация тексту)

-  Понюхайте, как у нас вкусно пахнет. – 

 – Всё суп готов!

 Давайте посадим куклу и зайчика поудобнее и покормим их супом. Берите тарелки ложки. Суп у нас горячий, кастрюлю нужно брать прихваткой, чтоб не обжечься. Таня, куда ты будешь наливать суп? -Да, нам нужны тарелочки. Умница Танечка, аккуратно разлила черпаком суп! Давайте будем, есть суп понарошку (показываю, как делается). Дети кормят своих гостей. Суп овощной вкусный. Кукле и зайчику очень нравится!

-  А теперь давайте вспомним из чего мы с вами варили овощной суп. (берём корзину, в которую складываем муляжи овощей, называя каждый овощ).

Морковка –

Капуста –

Картошка –

Лучок –

Помидор – И суп овощной

Оказался неплох.

Дети, скажите пожалуйста-в чём вы варили сегодня суп? (ответы детей). Правильно в кастрюле.

-А на чём варили? (ответы детей). На плите, отлично!

А как вы брали горячую кастрюлю чтоб разлить суп? (ответы детей). Прихватками, замечательно!

А чем и куда вы разливали суп? (ответы детей).

Правильно, черпачком в тарелочки!

-  Теперь предлагаю пойти в кухонный уголок и напоить куклу и зайчика чаем.

Молодцы ребята, из вас получились радушные хозяева.

 А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания.

Всем спасибо!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Очень нужный и полезный материал для воспитателей детских садов....

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного  возраста"...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста....

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "...