Нематериальное наследие Воронежского края.
консультация

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_nematerialnom_nasledii.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

     Сегодня мы поговорим о нематериальном наследии Воронежского края в развитии дошкольников.  Приобщение детей к культурному наследию родной страны стало в последнее время очень актуальной темой. Подрастающее поколение не получает достаточного нравственно-патриотического воспитания, поэтому у детей искажены представления справедливости, доброты и милосердия. Формирование чувства собственного достоинства ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции русского народа нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. Дети- будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, ее истории, приобщение к культурному наследию. Должно встать на первое место в дошкольном образовании.

Возникновение термина «нематериальное культурное наследие» и его значение было введено в научный обиход ЮНЕСКО. ЮНЕСКО – это организация в обязанности, которой входит сохранение культурного наследия человечества. Культурное наследие сегодня принято делить на материальное и нематериальное. Материальное вполне очевидно - это памятники архитектуры, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы одежды и другие вещи, которые легко увидеть и потрогать. В сохранении материального культурного наследия самое главное - не допустить его физического разрушения, для чего создаются музеи и специальные хранилища, проводится реставрация. При должных условиях эти объекты будут храниться очень долго.

А вот с нематериальным наследием всё гораздо сложнее. К нему относят всё, что не имеет осязаемой формы, то есть не является конкретной вещью. Это устное народное творчество, музыка, обычаи и обряды, религиозные традиции. Все эти явления объединяет то, что они не существуют в отрыве от людей: если никто не будет рассказывать сказки, петь песни и совершать обряды, жизнь традиций прервётся. Потому-то сохранение нематериального культурного наследия требует больших усилий: с одной стороны, его всячески пытаются зафиксировать на материальных носителях - в виде записанных текстов, аудио- и видеозаписей, фотографий; а с другой - поддерживают носителей народной культуры, чтобы они не прекращали следовать своим традициям и передавать их из поколения в поколение. 

Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые  наряду с развитием технического прогресса,  сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности своих народных промыслов. Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального искусства, является одной из форм ознакомления детей  с историческими традициями своего края.                                                                                                Региональный компонент развивает интерес к жизни и творчеству людей ведущих быт на нашей земле .

В каталог нематериального культурного наследия Воронежской области включено уже 57 объектов. Формы проявления нематериального культурного наследия разнообразны.  

Во-первых, это устные культурные традиции сообщества. Язык в этом отношении представляет особую ценность, так как является носителем нематериального культурного наследия. Во-вторых, особые навыки, сформированные в определенной культурной области. Здесь можно назвать различного рода исполнительское искусство: пение, музицирование, танцевальное искусство и актерская игра. В-третьих, неотъемлемые компоненты народной культуры, которые представлены обычаями, обрядами, народными праздниками. В-четвертых, в отдельную категорию выделяются знания и обычаи, связанные с природой и миром как философской категорией. В-пятых, знания и навыки, передающиеся из поколения в поколение и связанные с народными ремеслами.  

Устная традиция – устная форма передачи культурного опыта, информации по памяти. Устная культура – это самая ранняя форма существования исторического сознания людей древнего мира. Она  выражается в, различного рода, преданиях, сказаниях, песнях. Все эти формы связаны с историей, ее героями. С появлением письменной культуры устная не исчезает. Устная традиция сыграла ведущую роль в развитии религиозного миропонимания.  

Уникальность Воронежский топонимических преданий заключается в том, что обращение к топонимическим преданиям позволило заглянуть в далекое историческое прошлое нашей Воронежской земли, убедиться в глубоком знании воронежским крестьянином своих родных мест: особенностей ландшафта, своеобразия расположения рек, лесов, оврагов. Жанр топонимического предания также демонстрирует умение народа кратко и образно выражать свою мысль, предлагать оригинальные версии названий, опираясь на народную этимологию, народную фантазию. Воронежские топонимические предания отразили основные события прошлого нашего края: период вторичного заселения из центральных губерний России в 16-17 веках, приход украинцев-черкасов в южные уезды губернии, появление беглых крестьян и разбойников, строительство флота под руководством Петра I, открытие конных заводов графом А. Орловым-Чесменским, строительство и освящение в воронежских городах и селах храмов. Жива в воронежских топонимических преданиях память о татаро-монгольском нашествии, отразившаяся в названиях сёл (Татарино, Рождественская Хава), рек (Усмань, Хава, Хворостань), озер (Тахтарка). Топонимические предания представляют собой не развлекательный жанр, как, например, сказки, а познавательный. 

 Исполнительские искусства причисляются к особому роду творческой деятельности. Посредством исполнительского искусства у произведения появляются новые смыслы, новые интерпретации, произведение приобретает различные дополнительные трактовки, которые объединяют в себе изначальные смыслы произведения, авторский взгляд на мир и самовыражение исполнителя.  

     Воронежский край богат изделиями художественных промыслов

Художественные промыслы и ремесла представляют собой еще один компонент материальных и духовных ценностей народной культуры и составляют часть культурного наследия. В основе народных ремесел лежат особые технологии ручного труда. В древности предметы домашнего обихода и быта, такие как прялки, глиняная и деревянная посуда, одежда и украшения создавались руками мастеров из природного сырья и материалов. Такие предметы обладали эстетической ценностью, которая заключалась в подборе текстуры материала, его цвета, придания оригинальной формы изделию с учетом его физических качеств. Изделия украшались своеобразным орнаментом геометрических, природных и изобразительных мотивов. Следование традициям делает изделие узнаваемым, но и неповторимым. В каждом отдельном культурном регионе сложились свои неповторимые традиции, которые необходимо сохранить, так как в процессе механизации труда художественно-технологическая преемственность нарушается. 

 Было бы не осмотрительно не затрагивать тему регионального компонента с детьми подготовительных групп:

-  при знакомстве с жанрами художественной литературы;

- при знакомстве с книжной культурой..

- при изготовлении воронежской матрешки и других формах работы. В своей работе по данной проблеме была определена система образовательной деятельности:

- это разработаны конспекты ООД по приобщению дошкольников к культурному наследию

-  создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию у детей патриотических чувств.

 Во время работы были поставлены цели:

- формирование у детей знаний и представлений о нематериальном наследии родного края, его истории и традиций;

 - воспитание чувство любви к своей стране, малой родины, уважение, гордость за свой народ, его историю. 

     Деятельность проходит при взаимодействии всех участников процесса. Воспитатель знакомит, например, с деревом клен; родители с детьми находят информацию об этом дереве; ребенок рассказывает, о традиции изготовлении венка. По окончании проекта изготовили лэпбук. И с этим материалом выходили на конкурс, где заняли 3 место.

    Таким образом, приобщая детей к культурно-национальному наследию родного края, педагоги развивают у старших дошкольников национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививают любовь к родной природе, воспитывают добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого формируется эмоционально окрашенные чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, что способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивает самостоятельность, инициативу и творческие способности у детей в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация "Чем славится Воронежский край".

Мультимедийная презентация "Чем славится Воронежский край". Будет полезна для педагогов Воронежской области....

Проект "Люби и знай Воронежский край"

Воронеж - очень красивый город с интересной историей. Поэтому обидно когда жители не могут ничего рассказать о нем. Хочется что бы дети хорошо знали историю своего города и гордились им....

Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск

КРАЕВЕДЕНИЕ -  одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает  у детей сознательную любовь к  родному краю, как части  великой Родины - России....

Воспитание патриотических чувств дошкольников на литературном наследии поэтов Воронежского края

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Проект: "2022 год - год народного искусства и нематериального наследия народов России"

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.Приобщение детей к народной культуре  являе...