опыт работы
методическая разработка (средняя группа)

Терёхина Наталья Викторовна

Роль песочной терапии в развитии  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль песочной терапии в развитии  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

                                                                                                     Терёхина Наталья Викторовна, воспитатель

                                                                                                    E-mail: nat. terehina 2010@ yandex. Ru

                                                                                       СП « Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30, г.о Сызрань»

Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача, как родителей, так и педагогов. Неслучайно одной из задач ФГОС ДО  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (ФГОС ДО Общие положения 1.6.). Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор и компьютер, а любимое занятие-просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться  со взрослыми, но  и с друг другом. А  ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

 В решении этой проблемы помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. 

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это не только один из самых необычных способов творческой деятельности, но и самый естественный и доступный для каждого ребенка. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Рисование песком позволяет : развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию; стабилизировать психоэмоциональное состояние; стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Наблюдения и опыт показывают, что рисование песком, игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

 Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. «Песочная терапия» позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. 

Именно игра является символическим языком для самовыражения ребенка, поэтому, управляя игрушками, он может лучше показать себя, чем смог бы выразить в словах свое собственное отношение к себе, к взрослым, к событиям в своей жизни и к окружающим.

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. К изучению игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги и психологи и сказкотерапевты.

 Методика рисования песком даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. 

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. 

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. 

Мы можем песочные игры условно разделить на три направления:

- Познавательные игры - познается многогранность окружающего мира.

- Обучающие игры - облегчают процесс обучения ребенка.

- Проективные игры  - обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

 Я же в своей работе очень часто обращаюсь к обучающим и познавательным играм. Условия для игр с песком имеются в нашем  детском саду : на участке - песочница, в группах – песочные ящики (мини-песочницы)  В песок кладем ракушки, шишки, гальки и др., для развития тактильных ощущений.

На первом этапе обучения игровой деятельности с песком самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком. Использую различные упражнения и игры.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А если смешать его с водой, то он становится более тёмным и ему можно придать форму.

Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Упражнения  « Дорожки» , « Лесенка», « Дождик» .

Так же в своей работе  я применяю игры, которые способствует развитию мелкой моторики рук, активизируют умственную деятельность: развивают память, речь. Такие игры, как « Человечки»,

« Дождик», « Чья тень?», « Что это?»

Познавательная игра «Мы идем в гости»,  игры-задания «Идем в гости к лошадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д.  В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

 Обучающие игры « Выше – ниже», « Шире – уже». Существует огромное количество игр с песком, в которых необходимо найти спрятанные предметы, игрушки в песке. Например: «Узнай на ощупь», «Найди все предметы круглой формы», «Что спряталось в левом нижнем углу?» и т.д. Очень любят дети играть  и Читать на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

Можно рисовать разные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Чтобы ребенок научился легко   ориентироваться в пространстве песочницы, можно давать задания на рисование фигур в заданных ориентирах, например: нарисуй круг в верхнем левом углу и т.д. Можно спросить на что похоже? (на солнце) и предложить дорисовать лучики. При рисовании фигур учим ребенка, что нужно вернуться в ту точку, с которой начал рисовать.

Например, нарисуем неваляшку. Эта игрушка хорошо известна всем детям. Много раз ребенок рисует круг, только разного размера. Неваляшка состоит из шаров, а мы будем рисовать из кругов. Большой круг – туловище, поменьше – голова, два маленьких круга – руки, две точки поставим пальцем – глазки, и три точки - пуговицы. Сколько раз  нарисовали круг? Сколько поставили точек?

Предлагаю игру «Одновременно» предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая  рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке.

Особое значение игр с песком, на мой взгляд, в том, что песок позволяет упражняться ребенку много раз в рисовании предметов, сюжетов и т.д. Мы знаем, что у детей часто не получается нарисовать что-то на бумаге - они начинают капризничать, теряются, бросают рисование, а рисование на песке позволяет ребенку тренироваться в рисовании одного и того же предмета несколько раз, ему необходимо только сгладить поверхность и продолжить рисовать снова. Ребенку не нужно бояться ошибиться. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Первое, что должен усвоить ребенок в играх в песочнице - это пространство, как пространство листа, на котором он рисует карандашом или красками.

В песочнице есть верх, низ, правая сторона и левая. Есть левый верхний угол, левый нижний, правый верхний и правый нижний.

 Взаимодействие воспитателей и родителей, единая их позиция – это неотъемлемая часть работы.

Цель:  не только донести до родителей нужную информацию, но и привлечь их к совместной деятельности, стать единомышленниками. Провести родительские собрания по теме: «Роль песочной терапии в развитии  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», раскрыть родителям важность песочной терапии познакомить  и предложить игры, сделать детям дома мини - песочницы для  игры с песком в любое время года.

Итак: чем полезны игры с песком?

- Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию.

- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

- Развивают мелкую моторику, глазомер.

- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!).

- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Рекомендую вам использовать песочную терапию в своей педагогической практике, так как она дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, «о постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

На самом деле игр с песком существует огромное количество, я показала вам лишь небольшую часть.  Их не сложно найти в литературе, в сети интернет или просто придумать самим аналогично давно известным играм.

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...