План работы
материал (младшая группа)

Натали Николаевна Никитина

Ребенок ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_rebenkom_ovz.docx131.49 КБ

Предварительный просмотр:

План развивающей работы для ребенка с нарушением ОДА

Младшая группа

Учебный год 2021-2022г.

Основные задачи:

  1. Способствовать увеличению объёма двигательной памяти
  2. Развивать пространственную координацию движений
  3. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук
  4. Способствовать развитию речевой моторики, координации движения и слова

Октябрь

Развивающее задание

Описание

«Посмотри, запомни и повтори»

Цель: развивать у ребенка двигательную и зрительную память, координацию движений, учить последовательному повторению действий за взрослым.

Инструктаж: Педагог с ребенком стоит напротив друг друга, показывает 5-7 движений, следующих друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например, руки вверх – вперед – в стороны – на пояс – присесть; руки вперед – присесть, руки вперед, присесть – руки вверх, встать – руки на поясе, прыжок.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.

Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

Ноябрь

«Движение вслепую»

Цель: развивать двигательную память и двигательный аппарат.

Инструкция: Педагог завязывает ребенку глаза,берет его за руку и водит по комнате по определенному несложному маршруту: три шага вперед, остановка, поворот налево, три шага назад, поворот направо и т. д. После этого развязываете ребенку глаза, и он должен повторить маршрут.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.

Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак - ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Подвижная игра «Как у нашей мамы руки»

Как у нашей мамы руки

Никогда не знают скуки: Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Моют, гладят, и стирают,

И квартиру убирают. Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.

Легкие как птицы

Руки-мастерицы. Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.

Руки приголубят,

Руки приласкают,

Гладят обеими руками себя по голове

Ласково обнимут,

С нами поиграют. Обнимают себя за плечи.

А теперь, мои друзья,

Вашей мамой буду я. Шагают на месте.

Буду с вами я играть,

Своих деток забавлять. Хлопают в ладоши.

Мячик в руки я беру,

Начинаю я игру

Педагог берет мяч в руки. Бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, бросая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая. красивая. нежная. ласковая и т. д

Декабрь

«Слушай и повторяй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Инструкция: Педагог называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.

Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Зима»

Вот и снег глубокий выпал, (Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.)

Перекрыл он все пути.

Он подряд две ночи сыпал,

Ни проехать, ни пройти.

В руки взяли по лопатке, (Выкидывают носки ног вперед.)

Будем рыхлый снег кидать,

Чтобы было нам приятно

По дорожке пробежать.

Раз-два, раз-два, веселей давай, (Имитация бросания снега.)

Раз-два, раз-два, веселей кидай.

Январь

«Аист»

Цель: Тренировать чувство равновесия, развивать координацию движений, формировать правильную осанку, укреплять мышцы нижних конечностей.

Инструкция: Стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, мяч в опущенных руках.

На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строчку подтянуться вверх и приподняться на носках, на последнюю строчку вернуться в исходное положение. Выполняется медленно поочередно на каждую ноге.

Белый аист не устанет

На одной ноге стоять,

Но когда весна настанет,

Он захочет полетать.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.

Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Оса - кольцо» «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.

Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

Февраль

«Месяц»

Цель: Развивать координацию движений, увеличивать подвижность позвоночника, улучшать осанку во фронтальной плоскости

Инструкция: Стоя на правом колене, левая нога вытянута в сторону, правая рука лежит на мяче.

На первый куплет выполнять наклоны к мячу, левая рука при этом поднимается через сторону вверх, касаясь мяча. Повторить по два раза в каждую сторону.

На второй куплет из положения лежа на мяче на боку, одна нога в упоре на колене, прейти в положение лежа на боку с выпрямленными ногами.

Месяц, месяц – мой дружок,

Позолоченный рожок,

Освещая ночью путь,

Ты про нас не позабудь.

Месяц звездам командир,

Пусть не носишь ты мундир,

Оставайся молодой,

Самой яркою звездой.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.

Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

 Инструкция:

Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Зима»

Вот и снег глубокий выпал, (Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.)

Перекрыл он все пути.

Он подряд две ночи сыпал,

Ни проехать, ни пройти.

В руки взяли по лопатке, (Выкидывают носки ног вперед.)

Будем рыхлый снег кидать,

Чтобы было нам приятно

По дорожке пробежать.

Раз-два, раз-два, веселей давай, (Имитация бросания снега.)

Раз-два, раз-два, веселей кидай.

Подвижная игра 

«Помощники».

Имитация движений в соответствии с текстом стихотворения.

Дружно маме помогаем.

Мы бельё стираем сами.

Будем деду помогать.

Двор мы будем подметать.

Дяде дружно помогали,

Топоры мы в руки взяли

И, руками сделав взмах,

По полену сильно – бах!

Мы. как папа, стали выше,

Вместе с ним починим крышу.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз!

Март

«Замок»

Цель: укреплять мышцы брюшного пресса, передней поверхности бедер, развивать координацию движений.

Инструкция: Сидя с опором руками сзади, ноги согнуты в коленных суставах, мяч между стоп.

Обхватить руками приподнятые с мячом ноги в максимальной группировке.

Замочек, дверь открой,

Где ключик золотой?

Скажи секрет друзьям:

Ему и ей, и нам.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

        Заборчик

- Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

Подвижная игра «Как у нашей мамы руки»

Как у нашей мамы руки

Никогда не знают скуки: Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Моют, гладят, и стирают,

И квартиру убирают. Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.

Легкие как птицы

Руки-мастерицы. Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.

Руки приголубят,

Руки приласкают,

Гладят обеими руками себя по голове

Ласково обнимут,

С нами поиграют. Обнимают себя за плечи.

А теперь, мои друзья,

Вашей мамой буду я. Шагают на месте.

Буду с вами я играть,

Своих деток забавлять. Хлопают в ладоши.

Мячик в руки я беру,

Начинаю я игру

Педагог берет мяч в руки. Бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, бросая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая. красивая. нежная. ласковая и т. д

Апрель

«Стрекоза»

Цель: развивать координацию движений, силу ног, рук и спины.

Инструкция: Стоя на коленях, мяч справа от ребенка.

Прокатить мяч вперед, при этом одновременно правая нога отводиться назад, а правая рука с мячом отводиться в сторону, затем прикатить мяч к себе и вернуться в исходное положение. Выполнить как правой, так и левой ногой.

Стрекоз как вертолёт,

Комаров нещадно бьет,

Крыльями стрекочет

С вечера до ночи.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак - ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Май

«Слушай и повторяй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Инструкция: Педагог называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Цель: способствовать совершенствованию слухозрительных анализаторов.Инструкция: Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме, слуховому восприятию, после показа.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук.

Инструкция:

Ребенок зажимает карандаш, средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

Артикуляционная и лицевая моторика

Цельвыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Упражнения для губ

Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Подвижная игра 

«Помощники».

Имитация движений в соответствии с текстом стихотворения.

Дружно маме помогаем.

Мы бельё стираем сами.

Будем деду помогать.

Двор мы будем подметать.

Дяде дружно помогали,

Топоры мы в руки взяли

И, руками сделав взмах,

По полену сильно – бах!

Мы. как папа, стали выше,

Вместе с ним починим крышу.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз!

 

Список литературы (электронные варианты)

1. Гаврилова А. С., Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. Логопедические игры.

М: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010г.

2. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурнооздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. -М., Центр педагогического образования,2008.

3.  Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. СПб.: Литера, 2011

4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры»Спб«ЛИТЕРА», 2008г

5. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений»М: Айрис-пресс, 2011г

6. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: Сфера, 2010.

7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.: Детство-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)

Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...