«Игра –важный фактор в развитии ребёнка»
статья (подготовительная группа)

Ловягина Екатерина Александровна

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений

и понятий об окружающем мире. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности».

В. А. Сухомлинский

«Игра –важный фактор в развитии ребёнка»

Игра имеет очень большое значение для детей. Для ребенка игровая деятельность не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергает анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях, игра для него - огромный мир, причем мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми.

Всё чаще в современном мире не находится у взрослых времени а порой и желания поиграть с ребёнком. Многие даже считают, что это пустое времяпрепровождение и не достойно, чтобы взрослый человек обращал внимание, во что играет его ребёнок, или как он это делает. Но тем не менее игра являлась и является основой психического развития ребёнка в период дошкольного детства.

Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьёт творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Тем не менее перед взрослым стоят задачи:

1.Развивать игру ребёнка как деятельность;

2.Использовать игру как средство воспитания детского коллектива и отдельного ребёнка.

«Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займётся сам ребёнок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и так далее. Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение и отрицательные стороны жизни взрослых. Воспитатель должен обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Игра даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка. Игра может опосредовать диалог с ребёнком. Игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

Через игру взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогический целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности, педагог, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, что бы они находились в поле зрения ребёнка - в игровых уголках. Ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В зависимости от того, какая игрушка попадёт в руки ребёнка, он становится доктором, шофёром, или учителем.

В средней и старшей группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (для игры в больницу, почту, путешествие и т. д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки-самоделки.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре; кто с кем любит играть; какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия, заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог сам может, взяв роль, начинает участвовать в игре, расширяя этим ход игры. Это сближает педагога с детьми, и позволяет реализовать необходимые педагогические задачи. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом для детей.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если остаётся самостоятельной деятельностью детей. Сюжеты детских игр - отражение окружающей их социальной жизни во всей её полноте и многообразии. Источниками для них становятся не только сцены из взрослой жизни, но и прочитанная сказка, увиденный мультфильм, спектакль. Игры детей постоянно меняются, как меняется окружающая действительностьность. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера. Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"

Данный материал раскрывает систему работы, включающую определённые приёмы и методы обучения,  способствующие максимальной активности всех видов двигательной сферы посредством использования мяча, ...

"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"

Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Поэтому этим занятиям со своими воспитанниками я уделяю большое внимание....

Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно ва...

"Игра - важный этап в развитии ребёнка"

Благодаря игре и через игру ребёнок развивается не только психически, но и личностно....

Консультация для воспитателей "Игра как фактор всестороннего развития ребёнка его социализации"

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благод...

Консультация для родителей « Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка»

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно ва...

Круглый стол для родителей «Игра –важный фактор в развитии ребёнка»

1.      Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.2.      Стимулировать и...