Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка
статья по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Алексеенко Анна Александровна

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозге завершается в основном к 2-х-летнему возрасту, а совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motoriki_ruk.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

«НОВОСВЕТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЕТСКИЙ САД – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ИСТОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

ДОКЛАД

На тему: «Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка»

Выполнила: педагог-психолог

Алексеенко А.А.

пгт. Новый Свет

2016г.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Доказано, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны.  Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формировнаие речевых областей в головном мозге завершается в основном к 2-х-летнему возрасту, а совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребёнок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися к нему предметами именно с помощью рук.

Задача взрослых – помочь малышу начать полноценно оспользовать возможности его ручек. Чем раньше и полнее реализуются его возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребёнка, особенно ребёнка с проблемами здоровья.

Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками.

По мере роста малыша и овладения им первыми играми-потешками ему даются все более сложные пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхностях которых находится множество нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребёнка.

Необходимо привлекать родителей к деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с более крупных предметов, переходить на более мелкие.

Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен постепенно увеличиваться, не вызывая у ребёнка болевых и неприятных ощущуний. Также, необходимо вовлекать все пять пальцев  руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной коры гололвного мозга и соответственно речевой деятельности. Используются изолированные движения для каждого пальчика.

Таким образом, чем раньше начнется работа по развитию моторики рук у ребенка, чем регулярней будет проводиться  взаимная работа воспитателя и родителя, тем больше будет у ребёнка возможностей для активизации речевой деятельности.  

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Развивать моторику рук у детей необходимо в игре.

«Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.

  • «Конструктор» - для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений.  Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой

     моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе           зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее

упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей.  Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами

геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь

пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить

насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других

доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и

воображение, фантазию ребенка.

  • Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас

продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а

сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

  • Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).
  • Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.

Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:

-Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и  ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.

-Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами». Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.

-Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.

- Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе.  При выполнении этого задания происходит точечный массаж.

-Прищепки.  При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в любой предмет.

-Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.

-Работа с нитками очень разнообразна:

  • Рисование нитью по силуэту.
  • Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
  • Плетение разноцветными шнурками.

-Создание картин с помощью семян и плодов.

- Счетные палочки – первые помощники в любой деятельности. Из них выкладываются буквы, цифры, ответы на загадки, можно решать головоломки.

- Камушки, ракушки  помогают не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

- Театрализованная деятельность - использование теневого театра, пальчикового театра  способствует развитию диалогической и монологической речи.

- Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

-В новеньких сапожках

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

Итогом работы должны стать тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые рекомендовано проводить  с детьми в утренние часы,  перед обедом, на прогулке, в вечерний отрезок времени, в организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей  и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, пластилин, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети становятся более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополняется словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование графических навыков.

Заштрихуй фигуру.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: следует заштриховывать фигуру по образцу, не выходя за контуры. Заштриховывать фигуры, оставляя детали не заштрихованными.

Проведи по линии.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: предложите ребенку провести карандашом точно по линии, не съезжая с нее и не отрывая карандаш от бумаги.

Повтори рисунок.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: предложите ребенку срисовать точно такую же фигуру.

Дорисуй картинки.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: малышу нужно дорисовать картинки, добавив недостающие детали так, чтобы они стали одинаковыми.

Графический диктант.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения рук, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, развития речи.

Ход: ребенок ставит карандаш на точку, затем внимательно слушает и выполняет задание.

Игры по развитию психических функций.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Цель: развитие мелкой моторики, произвольного внимания, памяти, наглядно-образного логического мышления.

Оригами.

Цель: развитие мелкой моторики, развитие воображения, памяти, внимания.

Шнуровка.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, пространственных представлений.

Игры по профилактике дисграфии.

Собери букву.

Цель: профилактика оптической дисграфии, развитие мелкой моторики, развитие анализа, синтеза.

Занимательные буквы.

Цель: развитие мелкой моторики, профилактика акустической дисграфии, профилактика дисграфии на основе языкового анализа и синтеза.

Игры с песком.

Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильных ощущений, развитие связной речи, координация движений пальцев рук, мыслительных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...

Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников

В данном материале родители смогут ознакомиться с тем, какое влияние на речевую активность имеет развитие мелкой моторики. Почему так важны пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей « Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка»

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно ва...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...