Картотека игр по ТРИЗ
картотека

 Познавательная и практическая деятельность у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_eksperiment.docx58.82 КБ
Файл kartoteka_igr_triz.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по экспериментальной деятельности

   

                   

«Солнечные зайчики»

Цель: познакомить  с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал: зеркала, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

Рыхлый снег темнее в марте,                          Зайчик бегает по парте,

Тают льдинки на окне.                                       Не поймать его нигде.

1. Дети «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (Зеркало будет отражать солнечные лучи; меняя его наклон можно играть).

2. Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает); если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.

3. То же, с пластиной из нержавеющей стали.

«Ворчливый шарик»

Цель: познакомить  с  движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани.  

В праздники на улице         Горят, переливаются

В руках у детворы        Воздушные шары.

1. Дети  надувают шарик небольшого размера, не завязывают. Какой получился шарик? (большой, круглый, лёгкий). Отпустите его. Что происходит с шариком? (он начинает «метаться» - это из него выходит воздух).

2. Дети  надувают шарик, не завязывая его. «Горлышком» погрузить его в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдёт? (Воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки).

«Послушный ветерок»

Цель: знакомить  с  разной силой потока воздуха, его свойствами; развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.

Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.  

Ветер, ветер! Ты могуч,         Ты волнуешь сине море,

Ты гоняешь стаи туч,        Всюду веешь на просторе.

1.Дети   дуют на кораблик тихонько. Что происходит? ( Кораблик плывёт медленно). 

2.Делают то же с силой. ( Кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).

«Игра в прятки»

Цель: знакомить  со   свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканы с прозрачной и цветной водой.

 

Раз, два, три, четыре, пять!                                       Из пипетки появилась,

Будем капельку искать.                                                   На стекле растворилась.

1.Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины).

2.Дети наклоняют пластину. Что происходит? (Капля медленно течёт).

3.Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (Она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной).

4.На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Что происходит? (Она потихоньку растворяется в прозрачной воде).

«Друзья»

Цель: познакомить  с   составом воды (кислород); развивать смекалку,  наблюдательность, любознательность.

Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.  

1.Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

2.Бутылку с водой изо всех сил потрясти.  Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков).

        

«Прятки»

Цель: углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: две баночки  с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной), камешки , салфетка из ткани.  

1.В баночку  с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Что происходит? (Он тяжёлый, опустился на дно.)  почему камешек видно?  (Вода прозрачная).

2.Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная).

«Соревнование»

Цель: познакомить  с   состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: две стеклянные банки с почвой (одна – с рыхлой, другая – с уплотнённой),  палочка, черенок традесканции.  

1.Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом? Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их.

2.Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему?

«Секрет сосновой шишки»

Цель: познакомить  с   изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность,  смекалку.

Материал: ванночка с тёплой водой, две сосновые шишки , салфетка из ткани.  

 Белка шишку сорвала –        Очень скучно ей одной.

А орешки не нашла.         Возьми её и поиграй.

Лежит шишка под сосной,         А во что? Сам угадай!

1.Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твёрдыми).  

2.Опустить шишку в тёплую воду.  Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что лёгкая) оставить шишку в воде на сутки.

3.На следующий день дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид). А ещё она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжёлой, воды в ванночке стало меньше).

«Упрямое растение»

Цель: уточнить, как свет влияет на рост комнатных растений; развивать наблюдательность.

Материал:  комнатное растение каланхоэ (два экземпляра); бумага, карандаши.

1.Одно растение дети ставят на окно. Через несколько дней смотрят, что произошло со стволом и листьями (они развернулись к свету).

2.Другое растение в горшке надо положить набок и оставить на три дня. Что произойдёт?  (Верх ствола изогнётся и будет подниматься вертикально).

3.Поставить каланхоэ на несколько дней в тёмное место. Что произойдёт? (Листья начнут вянуть, блекнуть, ствол потеряет упругость – его срочно надо поставить на свет).

«Сухая и влажная почва»

Цель: познакомить  с   состоянием почвы, учить определять и сравнивать сухую  и влажную почву, фиксировать результаты исследований; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: две стеклянные банки с почвой (одна – с сухой, другая – с влажной почвой),  лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши.

Почва бывает разной:                       Подзолистой, болотистой,

Чёрной, жёлтой, красной,                Серой лесной,

Глинистой, песчаной,                         Ещё чернозёмной.

1.Как узнать, в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (Обследовать пальцами; рассмотреть в лупу, сравнить цвет, запах.)

Вывод. Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья.

2.Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой была закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на другой пластине – нет.

    Вывод. Сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.

3.Как впитывается вода в сухую и влажную почву? Дети поливают сухую и влажную почву. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет сухие места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.  

    ВыводСухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещины, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.

«Удивительный песок»

Цель: познакомить  со свойствами и качествами песка, его происхождением,   развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

Материал: три стеклянные банки  (в одной –  сухой, в другой  –  влажный песок, третья – с прозрачной водой),  лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, магнит, карточка, карандаши.

1.Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть в лупу.

    Вывод. Песок – это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла.

2.Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (Песок оседает).  На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

      Вывод.  Песок тяжёлый – он опускается на дно баночки, пыль лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании, растворившись, окрашивает воду; мокрый песок меняет цвет.

3.Сравнить  свойства сухого и влажного песка. Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий); из сухого песка слепить колобок (не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль); рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий) через лупу, сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь).

 Вывод. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

«Фокусник бальзамин»

Цель: познакомить  со структурой стебля бальзамина;   развивать смекалку, наблюдательность, выдержку.

Материал: две стеклянные банки   с  водой (в одной вода красного цвета),  черенок бальзамина, лупа,   лопаточка,  салфетка, бумага, карандаши.

Ваня, Ванечка, Ванек!                                       Ниже склонимся над ним.

Ой, красивый ты цветок!                                  Кто же это? (Бальзамин)

1.Из чего состоит черенок? Детям предлагают надрезать черенок лопаткой (появится обильный сок), рассмотреть место надреза и сок через лупу.

      Вывод.  Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком.

2.Как пьёт растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объём воды в банке)  и оставляют на некоторое время.

Вывод.  Воды в банке стало меньше – это видно по отметке; стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь  него.

«Как поймать воздух?»

1.Положи в два стаканчика по кубику льда. Один стаканчик накрой махровой шапкой.

- Где раньше растает лёд? Проверь.

- Какое свойство воздуха ты наблюдал в этом опыте?

2.Воздух можно заставить работать. Смастери бумажную вертушку и подставь навстречу ветру – вертушка завертится.

3. Опусти в тазик с водой перевёрнутый стакан. Вода не может попасть в стакан, потому что её не пускает воздух, который находится в стакане.

4. Сделай два одинаковых парашюта из бумажной салфетки. Прикрепи к одному из них маленького пластилинового парашютиста. Понаблюдай, какой парашют будет плавно снижаться. Почему?

5. Налей в стакан воды и подуй в неё через соломинку для коктейлей. В воде появляются пузырьки. Это и есть воздух.

6. Сделай из скорлупы грецкого ореха кораблик. Прикрепи пластилином бумажный парус. Опусти кораблик в тарелку с водой. Подуй на парус. Струя воздуха – ветер – надувает парус, и кораблик плывёт.

«Вода и воздух»

Цель: подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха. Закрепление и обобщение знаний о воде и воздухе.

1.Взять глубокий лоток любой формы и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья.

2.Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (цветок или овощ). Полить водой и поставить в тёплое место.

3. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

        «Какого вкуса вода?»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.

1. Дать детям попробовать простую кипяченую воду.

2.Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

      Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает  вкус того вещества, которое в нее добавлено.

«Вода не имеет формы»

Цель: показать детям, что вода не имеет формы.

1. Налить воду в сосуды разной формы.

       Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2.Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

«Какого цвета вода»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета.

1.Попросить детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какой цвет теперь приобрела вода?

Вывод. Вода не имеет цвета, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

        «Животворное свойство воды»

Цель: подвести детей к пониманию и значению животворного свойства воды.

1.Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев.

2.Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода».

3.Поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

4.Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

        

«Чем пахнет вода?»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха.

1.Попросите детей понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и  соли).

2.Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

«Вода превращается в лед»

Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).

1.Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки.

2.Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

«Лед легче воды».

Цель: подвести детей к пониманию того, что лед легче воды.

1.Поместить кубик льда в стаканчики с водой.  Что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? 

2. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет.

«Лед — это твердая вода».

Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха  и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).

1.Если опыт проводится зимой. Во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Принесите сосульку  в помещение, поместить в посуду, чтобы дети наблюдали за сосулькой.

2.Если опыт проводится в теплое время года. Сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике.

3.Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Что с ними происходит? 

4.Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Вывод. Лед, снег — это тоже вода.

«Пар — это тоже вода».

Цель: подвести детей к пониманию того, что пар – это тоже вода.

1.Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода.

2.Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

«Вода — жидкая, может течь».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

1.Дайте детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Цель: подвести детей к пониманию, что есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде.

1.Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуйте размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? 

2.Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте  его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? 

3.Возьмите и  размешайте акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

«Вода не имеет формы».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1.Предложите детям рассмотреть кубик льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

2.Налить  воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды). Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится.

3.Налить воду на стол. Что происходит? На ровном месте расползается лужицей.

Вывод. Жидкая вода не имеет формы.

Тема: «Путешествие капельки»

Цель: закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года. Материал: схемы 3х состояний воды.

Ход: по показу моделей 3х состояний воды, дети, прижимаясь, друг к другу, изображают частички твёрдого тела (лёд, иней, снег), легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга - изображают жидкость (ручей, река, море, роса, водопад, дождь), свободно распределиться по группе - газ (пар, туман, облако).

Подробнее...

Блок «Воздух»

Просмотров: 714

znИгра: «Весёлый ветерок»

Цель: помочь детям «увидеть», что воздух есть во всём, показать силу ветра. Ход: Воспитатель «превращает» детей в «песчаные крупинки». Воспитатель - ветер, он подул, песчинки разлетелись в разные стороны.

Подробнее...

Блок Почва. Песок и глина

Просмотров: 995

zn

Игра: «Что у нас под ногами»

Цель: закрепить понимание, что почва имеет разный состав.

Ход: Дети с моделями земли , песка и глины по сигналу воспитателя подбегают к своему виду породы.

Подробнее...

Блок Камни

Просмотров: 643

znИгра «Гора и камешки»

Цель: Закрепить знания о горных породах.

Ход: Дети - камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, -это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точили камни.

Подробнее...

Разная бумага

Просмотров: 702

znЦель: познакомить с видами бумаги и их названиями, закрепить знания о свойствах бумаги; развивать память , речь, внимание, мышление.

Материал: различные виды бумаги (картон, калька, гофрированная бумага, тетрадный лист), корзина, футляры, для каждого вида бумаги. Воспитатель загадывает загадки: «Без языка, без голоса, а всё расскажет» (книга) «голубочка бела, в избу влетела, что на свете видала, про всё рассказала» (газета) воспитатель спрашивает, из чего сделаны все предметы, показывает различные её виды. Дети трогают их и выясняют, чем они отличаются.

Подробнее...

Разные ткани

Просмотров: 690

http://my-nevalyashki.ru/images/200/149/zn.pngИгры «Хорошо - плохо», «Подбери ткань для одежды»

Цель: научить устанавливать причинно следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из определённой ткани может иметь разное назначение.

Ход: кукла Ира - модница, у неё много нарядов, дети выясняют, зачем Тане так много одежды. Уточняют, что хорошо иметь много одежды, можно быть всегда модной, нарядной.

Разные ткани

Просмотров: 690

http://my-nevalyashki.ru/images/200/149/zn.pngИгры «Хорошо - плохо», «Подбери ткань для одежды»

Цель: научить устанавливать причинно следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из определённой ткани может иметь разное назначение.

Ход: кукла Ира - модница, у неё много нарядов, дети выясняют, зачем Тане так много одежды. Уточняют, что хорошо иметь много одежды, можно быть всегда модной, нарядной. 

В разную погоду одеваться по разному. Затем рассуждают о том, что в то же время плохо иметь много одежды, т.к. много денег тратится на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро вырастаешь. Дети одевают куклу в платья из разных тканей, объясняя, что это за ткань, чем отличается от других.

Игра «Узнай материал»

Цель: Продолжать знакомить с материалом рукотворного мира (стекло, ткани, металл, пластмасса)

Ход: Воспитатель показывает детям карточки с изображением материалов, которые изготовлены из материалов рукотворного мира, рассказывают о их роли в жизни человека. Затем выбирают ведущего, который подходит к воспитателю, выбирает одну карточку, но другие дети не должны знать, что на ней изображено. Ребёнок описывает материал (не бьётся, непрозрачный, легко мнётся), а дети должны отгадать.

 

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Побудить определять материал по его свойствам, закрепить умение задавать вопросы.

Ход: дети стоят полукругом, напротив воспитатель с мячом. Ведущий загадывает материал и бросает по очереди мя детям. Тот, кому брошен мяч, должен задать о материале вопрос, предполагающий ответ «да» или «нет». Выигрывает тот, кто первый называет загаданный материал.

Дидактические игры «Эксперты», «Что можно сделать из кожи»

Цель: дать понятие о резине и коже как о материалах; познакомить со свойствами, видами и назначением.

Материал: кусочки кожи разного цвета и резины; стакан с водой Ход: воспитатель предлагает представить, что они эксперты, т. е. люди, которые работают в лаборатории, и предлагает выяснить, из чего изготовлены резина и кожа, их свойства и назначение. Сначала дети берут кусочек кожи, вспоминают, что кожу делают из шкур животных и рептилий (свиньи, змеи). Воспитатель предлагает потрогать кожу, чтобы понять, какая она на ощупь (мягкая, гладкая); просит детей опустить кожу в воду и посмотреть, что с ней произойдёт (намокнет, станет мягкой). Затем воспитатель предлагает проделать то же с резиной.

Далее проводится игра «Что можно сделать из кожи». Дети перечисляют вещи, сделанные из кожи (куртка, плащ, брюки).

Игра «Узнай материал по звуку»

Цель: закрепить знания о свойствах материалов, сделанных руками человека.

Материал: ширма, которая находится в небольшом отдалении от детей; за ширмой предметы. Издающие звуки: колокольчик, детская погремушка, книга или лист бумаги, музыкальные инструменты и т. д.; значки, кружки.

Ход: Воспитатель за ширмой, например, зашуршал бумагой, а ребёнок по звуку должен определить материал. В комнате должно быть тихо, чтобы дети могли услышать звук и догадаться, какой материал. Если ребёнок называет правильно материал, то ему даётся кружок. Побеждает ребёнок, у которого больше кружков. Победителю вручается значок.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ТЕХНОЛОГИИ  ТРИЗ

                    Игра «Как много всего сделал человек»

(со средней группы)

Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

Дети называют сектора:

игрушки

одежда

посуда

здания (сооружения)

транспорт

мебель

бытовая техника

Игра «Маленькие человечки»

(со средней группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела –

Человечки жидкого тела –

Человечки газообразного тела –

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка – живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

«Теремок»

(проводится со средней группы)

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети:  А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети:  Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игра «Поезд»

( со средней группы)

Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка). 

2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Игра «Изобретатель»

(со старшей группы)

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

  1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
  2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
  3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
  4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.

Затем обсудить функцию нового предмета.

Игра «Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

                    - Длинное, серое, тягучее (жвачка…);

              - Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

                 - Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

                 - Зеленое и прыгучее…

                 - Холодное, белое …

Игра «Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?  (помидор – овощ,  а все остальные фрукты).

А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ?  (банан – продолговатый, а остальные круглые).  Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ?  (его можно разделить на дольки без ножа).  Лишнее – яблоко.  ПОЧЕМУ?  (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Примечание:  сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.

Игра «Дорисуй картинку»

Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй».

Например:

Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет.

Игра «На что похоже?»

Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий  предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

- На что похоже?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Например:      Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками,

 тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье,  колесо.

Можно предложить  назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.

                       Игра « Как это раньше делалось?»

(с подготовительной группы)

Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась.

Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?

( чтобы человеку было светло, когда он пишет)

                 - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)

                 - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).

                 - как это раньше делалось?  (на телеге, верблюде).

Упражнение «Перевоплощение»

Вначале педагог предлагает детям в качестве разминки подумать и назвать: «Что бывает сначала большим, а потом маленьким?» ( помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик..)

Затем задает вопрос: «Что бывает сначала, маленьким, а потом большим?» ( человек, растения, животные, снежный ком…) После этого предлагается сочинить с помощью этого приема новый нестандартный образ сказочного героя из знакомой сказки, предложить название и рассказать мини-историю. Детям можно предложить нарисовать или вылепить сказочного героя.

Дети сознательно должны увеличивать или уменьшать объект (часть объекта) на листе бумаги и предлагать назначение полученного фантастического образа. Например, Колобок стал огромным, и лиса не смогла его съесть. Яйцо в сказке «Курочка Ряба» стало квадратным, и мышка не смогла смахнуть его со стола и т. д.

Игра «Бывает и так…»

Педагог называет пару слов, например, острый - тупой. Затем просит детей назвать такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, больше фишек. В случае,  «острый – тупой» - это нож, игла, пила и т.д.

Варианты заданий: легкий (ая), холодный – горячий, добрый – злой, грустный – веселый, пустой- полный, короткий- длинный и т. д.

Упражнения «Ощущения»

Ассоциации между ощущениями – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Например, воспроизвести какой- то звук и предложить ребенку назвать, с каким цветом (вкусом, запахом) он ассоциируется. Попросить ребенка закрыть глаза, дать потрогать какой либо предмет и предложить охарактеризовать внешний вид, цвет и вкус данного предмета.

Игра-упражнение  «Сходство»

Педагог предлагает нарисовать несколько предметов, сходным по внешним признакам. Выигрывает ребенок, нарисовавший большее количество предметов.

Например, нарисовать, что-нибудь, длинное и  тонкое и т. п.

Игра «Волшебные кляксы».

Перед игрой на листе бумаги делают кляксу. Для этого на середину листа выливают немного чернил или туши, и лист, складывают пополам. Затем лист разворачивают, а участники по очереди говорят, изображение, какого предмета они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет предметов больше остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ.

В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 - 7 лет....

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....

Картотека игр по ТРИЗ

Игры  учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....

Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....

КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ

Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...