Краткосрочный познавательный проект «Песок и его свойства»
проект

Белых Ирина Васильевна

Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_pesok.docx166.69 КБ

Предварительный просмотр:

3

Проект «Песок и его свойства»

                                                                                                                     Разработала: воспитатель Белых И.В

                                                    г. Надым

Тема проекта

«Песок и его свойства»

Автор

Белых И.В

Тип  проекта:

Познавательно-исследовательскийкраткосрочный, групповой.

Участники проекта

Воспитанники средней группы , воспитатели, родители.

Возраст участников

4-5 лет

Сроки реализации:

март 2020г. – февраль 2020г.

Проблема:

Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о свойствах песка. На основании возникшей проблемной ситуации мы решили,  приступить к разработке и реализации данного проекта.

Актуальность

 

Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому мы решили организовать с детьми песочницу в группе для того, чтобы дети, экспериментируя, поняли, какими свойствами обладает песок.  

Идея  песочницы великолепна, т.к. песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать  ощущение разнообразия природы. Песочница позволяет детям реально строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.  Песок   нередко  действует на детей  как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и дети полностью погружаются в игру.  

В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Гипотеза

Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (беседы, заучивание стихов, эксперименты), то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию дошкольников; родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

Цель

Знакомство детей со свойствами песка и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи

  • создать условия для экспериментальной деятельности детей;
  • стимулировать потребности познания окружающего мира;
  • открыть детям свойства песка;
  • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании;
  • учить детей делать выводы на основе экспериментов;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
  • активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.

Этапы реализации

проекта

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта
  2. Подбор и изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Создание развивающей среды для работы;
  5. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
  • Основной 

         Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  3. Художественно-эстетическая деятельность
  4. Игровая деятельность
  5. Трудовая деятельность
  6. Работа с родителями
  • Заключительный 

   Обобщение  и анализ результатов проекта.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей,  родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, опыты, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные.

Риск проекта

  • сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
  • неактивная позиция детей.

Предупреждение рисков:

  • организация мероприятий на базе ДОУ;
  • распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями и родителями;
  • разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
  • оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • добровольность участия в проектной деятельности.

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

  • фотовыставка «Юные исследователи»;
  • разработка картотеки опытов «Песок и его свойства»

Ожидаемый результат

1.  Для педагога:

  •  освоение проектного метода
  • работа по сбору информации.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в написании сценария по воплощению проекта, картотеки.
  • организация опытов;
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание пальчиковых игр, пословиц, считалок стихотворений, песен.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

2.     Для воспитанников:

  • формирование познавательно – речевой активности детей среднего дошкольного возраста;
  • осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны;
  • приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе песка;
  • формирование практических знаний, умений, навыков о свойствах песка;
  • у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту;
  • получение удовольствия от выполненной работы в коллективе;
  • освоение изображать один предмет разными способами.

3.     Для родителей:

  • организовать в родительском уголке фотовыставку.

Способ оценки достижения планируемых результатов

  • опыты;
  • познавательные НОД;
  • наблюдения;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • беседы;
  • дидактические;
  • трудовая деятельность.

Приложение 1

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

«ПЕСОК И ЕГО СВОЙСТВА»

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_58765cc853604/526109_1.jpeg

                                                             Составила: воспитатель Белых И.В

 «Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок.

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпать  песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотреть его.

Вопросы: Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком.  С  каким песком было приятнее играть?

Вывод: С  тёплым песком играть приятнее.

 «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложить сделать куличики  из сухого песка.   Не получились, рассыпались. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

«Слепим куличики»

Цель: выделить свойства мокрого песка.

Материал: песок, вода.

Описание: Предложить ребенку рассмотреть песок  

Вопросы: Можно ли из песка лепить? Попытаться  слепить куличики из сухого песка.  Почему не получается? Пробуем слепить из влажного.

Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.

«Сравнение мокрого и сухого песка по весу»

Цель: определить с детьми вес мокрого и сухого песка.

Материал: Весы, гирьки, совочки, ящик с песком.

Описание: Приготовить мокрый песок. На чаши весов насыпать сухой и сырой песок.

 Вывод: мокрый песок тяжелее сухого.

«Песок бывает разный» 

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка, перемешав его с цветным мелом; научить пользоваться теркой

Материал: стаканчики с песком, набор цветных мелков, терка.

Описание: Показать прием работы с теркой. Натертый цветной мел соединить с песком.

«Волшебное сито» 

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка с помощью сита, развить самостоятельность.

Материал: Сито, стаканчики с песком, лейка с водой.

Вопросы: Как отделить песок от камешков? «Пропускает ли песок воду»?

Полить песок водой. Что происходит?

Вывод: вода проходит сквозь песок.

«Чьи следы?»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: ящик с песком, совки, детские грабли, лейки.

Описание: Сделать с ребенком ладошками следы на мокром песке.

Вопросы: Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы?  Чья ладошка больше? Чья меньше?

Повторить эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке следы отпечатываются хорошо, а  на сухом нет.

«Куда исчезла вода»

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Описание: в стаканчик с песком налить воды. Потрогать песок.

Вопросы:  Каким он стал? Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Можно ли песок заморозить»

Цель: определить подвергается ли песок замерзанию.

Материал: Сухой и мокрый песок, формочки.

Описание: Песок насыпать в формочки и поставить в морозильную камеру.

 Вывод: Сухой песок не замерзает. Мокрый замерзает, так как в мокром песке есть вода.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Песок и его свойства"

Познавательно - исследовательский проект изучения свойств песка...

Проект «Песок и его свойства»

Познавательно-исследовательский проект, краткосрочный для средней группы....

Детский исследовательский проект «Песок и его свойства»

Детский исследовательский проект "Песок и его свойства"...

Проект Песок свойства и назначение песка

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность...

Проект "Песок и его свойства"

В группе создан уголок природы, в котором помещён необходимый материал для наблюдений и опытов с песком. Есть познавательные книги и энциклопедии. Создан центр по экспериментированию различными матери...

ПРОЕКТ «Песок и его свойства» (исследовательский, краткосрочный) для воспитанников средней группы

Цель проекта: учить различать и называть словами качества и свойства песка: сухой, ,влажный, очень мокрый; сыпется, лепится, состоит из мелких песчинок, желтый, светло - или темно-коричневый, хор...