Проект "Песок и его свойства"
проект (старшая группа) на тему

Cеребряная Елена Валерьевна

Познавательно - исследовательский проект изучения свойств песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка проекта30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Песок и его свойства»

Тема проекта

«Песок и его свойства»

Автор

Серебряная ЕВ

Тип  проекта:

Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта

Воспитанники средней группы , воспитатели, родители.

Возраст участников

4-5 лет

Сроки реализации:

5 февраля 2017г. – 9 февраля 2017г.

Проблема:

Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о свойствах песка. На основании возникшей проблемной ситуации мы решили,  приступить к разработке и реализации данного проекта.

Актуальность

 

Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому мы решили организовать с детьми песочницу в группе для того, чтобы дети, экспериментируя, поняли, какими свойствами обладает песок.  

Идея  песочницы великолепна, т.к. песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать  ощущение разнообразия природы. Песочница позволяет детям реально строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.  Песок   нередко  действует на детей  как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и дети полностью погружаются в игру.  

В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Гипотеза

Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (беседы, заучивание стихов, эксперименты), то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию дошкольников; родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

Цель

Знакомство детей со свойствами песка и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи

  • создать условия для экспериментальной деятельности детей;
  • стимулировать потребности познания окружающего мира;
  • открыть детям свойства песка;
  • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании;
  • учить детей делать выводы на основе экспериментов;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
  • активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.

Этапы реализации

проекта

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта
  2. Подбор и изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Создание развивающей среды для работы;
  5. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
  • Основной 

         Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  3. Художественно-эстетическая деятельность
  4. Игровая деятельность
  5. Трудовая деятельность
  6. Работа с родителями
  • Заключительный 

   Обобщение  и анализ результатов проекта.

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей,  родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, опыты, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные.

Риск проекта

  • сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
  • неактивная позиция детей.

Предупреждение рисков:

  • организация мероприятий на базе ДОУ;
  • распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями и родителями;
  • разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
  • оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • добровольность участия в проектной деятельности.

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

  • фотовыставка «Юные исследователи»;
  • разработка картотеки опытов «Песок и его свойства»

Ожидаемый результат

1.  Для педагога:

  •  освоение проектного метода
  • работа по сбору информации.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в написании сценария по воплощению проекта, картотеки.
  • организация опытов;
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание пальчиковых игр, пословиц, считалок стихотворений, песен.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

2.     Для воспитанников:

  • формирование познавательно – речевой активности детей среднего дошкольного возраста;
  • осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны;
  • приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе песка;
  • формирование практических знаний, умений, навыков о свойствах песка;
  • у детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту;
  • получение удовольствия от выполненной работы в коллективе;
  • освоение изображать один предмет разными способами.

3.     Для родителей:

  • организовать в родительском уголке фотовыставку.

Способ оценки достижения планируемых результатов

  • опыты;
  • познавательные НОД;
  • наблюдения;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • беседы;
  • дидактические;
  • трудовая деятельность.

Приложение 1

Картотека опытов «Песок и его свойства»

 «Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок.

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком.  С  каким песком было приятнее играть?

Вывод: С  тёплым песком играть приятнее.

 «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложите сделать куличики  из сухого песка.   Не получились, рассыпались. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

«Куда исчезла вода»

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

«Слепим куличики»

Цель: выделить свойства мокрого песка.

Материал: песок, вода.

Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок  Можно ли из песка лепить? Попробуйте слепить куличики из сухого песка.  Почему не получается? Пробуем слепить из влажного.

Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.

«Чьи следы?»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: ящик с песком, совки, , детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы?  Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке следы отпечатываются хорошо, а  на сухом нет.

Игры с песком

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание: Взрослый и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминоги, птички и т. д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие моторики рук

Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание. Взрослый подводит ребенка к песочнице. Дает ему бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Взрослый показывает ребенку как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог»«торт».

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

 Содержание. Взрослый показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание: Ребенок вместе с родителем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Содержание. Родитель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! Далее дает ребенку палочку, он делает круговые движения, получается много кругов. После взрослый предлагает вынуть игрушки из воды и вытереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирай игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Содержание. Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Содержание. Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Взрослый ставит таз или ванну и говорит ребенку, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Ребенок  подходят и трогает воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Ребенок убеждается, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол

Игра «Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, родитель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

й


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...