Представление педагогического опыта воспитателя Столяровой Елены Анатольевны
материал

Столярова Елена Анатольевна

Представление педагогического опыта воспитателя

Столяровой Елены Анатольевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа

Саранска «Детский сад № 36»

Представление педагогического опыта воспитателя

Столяровой Елены Анатольевны

Тема опыта: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Сведения об авторе: Столярова Елена Анатольевна, образование высшее, педагогическое, МГПИ имени М.Е.Евсевьева, общий педагогический стаж 18 года, в данном образовательном учреждении 17лет.

  1. Введение

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

        В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой- главная цель экологического воспитания. Для детей дошкольного возраста большое значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности, это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

Основная идея моего опыта это всестороннее, интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе овладения элементарными знаниями о природе и их экологической направленности, умении использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту. В процессе работы по данной теме мною были разработаны: перспективные планы работы с детьми и родителями, конспекты занятий, реализованы проекты: «Ребёнок в мире природы», «Медвежата»; организованы выставки работ воспитанников.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории:

       Свою работу с детьми дошкольного возраста строю в соответствии с

программой Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе «Детство» и региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» О.В. Бурляевой  и др.

        Большинство мыслителей и педагогов прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития. 
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. .        

          Неоценимую помощь в работе оказали программы, направленные на экологическое образование дошкольников: «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова»), «Юный эколог» (С.Н.Николаева), «Мы» (Н.Н.Кондратьева),

методические рекомендации и разработки: О.А.Воронкевич, В.И.Волчковой.

Новизна заключается в применении нетрадиционных форм проведения ООД, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники.

2. Технология опыта

        В работе с дошкольниками по данной теме мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные

  • Способствовать формированию знаний о растительном и животном мире.
  • Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов между собой.

Развивающие

  • Развивать интерес к экологическим играм, творческое воображение, память, кругозор, познавательные интересы.
  • Развивать речь (умение рассуждать, доказывать).

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

         Я знакомлю своих воспитанников с природой, используя для этого:

1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр познавательных мультфильмов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе

2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.

3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.

3. Результативность опыта.

Проведённая работа с детьми принесла успешный результат.

 Дети научились:

  • называть, различать живые объекты природы;
  • понимать признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания;
  • осознанно выполнять нормы поведения в природе; стараются активно беречь и защищать природу.

        Проделанная работа отразилась на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 89,0% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

Дети активно участвуют в конкурсах муниципального, республиканского и Всероссийского уровня и занимают призовые места:

Дата

Наименование конкурса

Номинация

Ф.И ребёнка

Призовое место

Муниципальный уровень

Апрель

2018

Городской конкурс «Тебе, Воскресшему, благодаренье!»

Рисунок

Грицков Роман

I место

Декабрь 2020

Городской конкурс «Фабрика Деда Мороза»

Декоративно-прикладное творчество

Канаев Андрей

II место

Ноябрь

2021

Городской марафон стихов и песен «Новогодний драйвинг»

Видео

Грехов Никита

Участие

Декабрь 2021

Городской конкурс «День Рождения Деда Мороза»

Письмо-поздравление

Клюев Владислав

Участие

Республиканский уровень

Ноябрь

2017

Республиканский конкурс детских новогодних игрушек из вторичных материалов «Конфетных дел мастер»

Декоративно-прикладное творчество

Чушкина Кира

Участие

Ноябрь

2021

Республиканский конкурс поделок из вторичного сырья «В мире животных»

Декоративно-прикладное творчество

Грехов Никита

Участие

Декабрь

2021

Республиканский конкурс  «Ёлочная игрушка»

Декоративно-прикладное творчество

Доронькина Марианна

III место

Декабрь

2021

Республиканский конкурс «Готовимся к празднику»

«Новогодний венок своими руками»

Росяйкина Ксения

Участие

Международный уровень

Январь

2018

Международный творческий конкурс «Новый год»

Декоративно-прикладное творчество

Чушкина Кира

I место

Сентябрь

2018

Международный творческий конкурс «Осень! Осень! В гости просим!»

Рисунок

Грицков Роман

I место

        

С родителями была проведена следующая работа:

Систематически проводила дистанционные родительские собрания:

«Младший дошкольный возраст – какой он?»

 «Здоровый образ жизни.  Нужные советы»

«Роль совместного отдыха детей и родителей»

 «Счастливые дети растут в счастливой семье»

«Итоги воспитания и обучения за год»

Консультации:

«ОРЗ. Профилактика ОРЗ»

«Всё о развитии детской речи»

«Экологическое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»

«Как развивать память у детей»

«Игрушки в жизни ребёнка 2-3 лет»

«Всё о детском питании»

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?»

«Развитие творческих способностей ребенка»

«Как провести выходной день с ребёнком?»

     Индивидуальные беседы:

«Одежда детей в группе»

«Формируем навыки самообслуживания  у ребёнка»

«Детская агрессивность»

«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»

Наглядно-стендовая информация:

1. Папка-передвижка «Правила дорожного движения»

2. Папка-передвижка «Безопасность ребёнка»

3. Буклет для родителей «Уроки дорожной безопасности»

4. Журнал для родителей «Моя семья»

5. Папка «Родителям на заметку»

6. Папка «Антитеррор»

7. Папка «Безопасное поведение у водоёмов»

8. Папка-передвижка «День Победы»

Родители охотно шли на контакт и участвовали во всех акциях и мероприятиях ДОУ.

- открытых мероприятиях:

1. Осенний праздник «Проделки Слякоти»

2. Новогодний утренник «Волшебный посох Деда Мороза»

3. Утренник «Мамина радость»

4. Музыкальный праздник «День пожилого человека»

5. Концерт для бабушек и дедушек «Согреем ладони – разгладим морщины»

6. Праздник ко Дню Матери «Мы с мамой ловкие, смелые, быстрые и умелые»

7. Праздник ко Дню Защитника Отечества «Папа может»

- выставках поделок, рисунков:

1. «Чудеса с обычной грядки»

2.  «День пожилых людей»

3. «Мамы руки золотые»

4. «Куклы своими руками»

5. «Фабрика деда Мороза»

6. «Новогодний калейдоскоп»

7. «Пасха»

        Родители группы принимали активное участие в субботниках, акциях, оформлении группового участка (поделки из дерева, бросового материала), создании спортивной площадки и поделок из снега, украшений изо льда зимой.

        14.08.2019 года я разместила в журнале «Народное образование Республики Мордовия» проект «О птицах много знаем мы». 16.10.2021 года опубликовала в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования» проект «Поезд здоровья». 11.02.2022 года печаталась в сборнике статей Международного образования «Педагогика и образование» на портале: «Солнечный свет» с публикацией «Формирование и воспитание патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста».

        В 2017 году участвовала в Международном творческом конкурсе «Животный мир», заняла I место. В 2018 году приняла участие в  Городском конкурсе «Воспитатель года-2018». В 2019 году стала участником Республиканского интернет-проекта «Души, опалённые Афганистаном».

        Участвовала во Всероссийском семинаре: «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС».

        На республиканском уровне стала участником профориентационного марафона «Следуй за мечтой»; республиканского образовательного форума 2020 «Образовательная экосистема Республики Мордовия: новые вызовы и приоритеты развития»; круглого стола– семинара «Пространство детства в период пандемии».

        Показала 18.11.2018 года с детьми мастер -  класс для педагогов детского сада на тему: «Организация двигательной активности на прогулке».

Участвовала в смотре художественной самодеятельности.

        Данный педагогический опыт «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад №36» и может быть распространён среди дошкольных образовательных учреждений города, на мастер-классах, круглых столах, опыт полезен студентам, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям для совместной деятельности с детьми.

Вывод

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию уголков природы, наблюдения в природе, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические развивающие игры, труд в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, ценить ее красоту и помогать ей.

        В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение данной темы,  применение опыта в своей педагогической деятельности.

4. Список литературы

  1. Баринова Е.В. Учимся любить природу. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.
  2. Воронкевич О.А. Детские экологические проекты. - Санкт-Петербург, 2014.
  3. Воронкевич О.Я. Добро пожаловать в Экологию // Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста СПб «Детство-ПРЕСС» 2007г.
  4. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке . – Волгоград, «Учитель», 2015.
  5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Москва, «Асар», 1996.
  6. Н.Николаева С.Н. Юный эколог Программа и условия ее реализации в детском саду «Мозаико-синтез» 2005г.
  7. Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2014.
  8. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – Москва, «Сфера», 2008.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живет – Москва, «Сфера», 2014.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта воспитателя

Представление педагогического опыта воспитателя С 2013 года я работаю над темой: «Использование здоровьесберегающей технологии Су Джок в образовательном процессе ДОУ».Сохранение и укрепление здор...

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Представление педагогического опыта воспитателяМАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»Клейменовой Марины Викторовны по теме «Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольног...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Представление педагогического опыта воспитателя Рябовой Т.А «Познавательно – речевое развитие детей в игровой форме»

Представлениепедагогического опыта воспитателя МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида» Рябовой Татьяны Александровны по проблеме«Познавательно – речев...