Открытие музея для воспитателей
методическая разработка

Павлова Ольга Николаевна

Открытие музея для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytie_muzeya_kukol_dlya_vospitateley_detskogo_sada.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Открытие музея кукол для воспитателей детского сада.

Цель – познакомить педагогов с историей развития кукол в России.

       Наш музей называется «Путешествие в мир кукол». Основной целью создания музея является знакомство детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась и как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий.

Итак, что же такое кукла?

На этот вопрос есть несколько ответов:

- В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигуры человека.

- По мнению других ученых, археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

    Кукла – это словно образ человека, с которым можно говорить, за которым можно ухаживать, кормить, пеленать, укачивать.

В наши дни куклы – это либо детские игрушки, либо сувениры.

Но так было не всегда. Вспомните русскую народную сказку о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды. Ведь с древних времен на Руси куклы считались сильными магическими инструментами, способными приносить удачу, оберегать от зла и исполнять желания.

    О некоторых секретах древнерусской кукольной культуры я вам сегодня расскажу. Итак, когда же появилась кукла?

    Кукольное ремесло на Руси имеет как минимум тысячелетнюю историю. Можно сказать, что кукла появилась одновременно  с появлением человека. Самых первых кукол делали из отломленных толстых веток, заворачивали в шкуру дикого животного, так и появилась первая деревянная кукла. С глубокой древности с помощью кукол люди стремились защититься от чёрных сил, искали у них помощи, просили об исполнении заветных желаний.

    Особое место в нашей экспозиции занимают лоскутные куклы. Это куклы, которые сделаны из лоскутьев, тряпок. Это так называемые тряпичные куклы. Первые тряпичные куклы – это куклы мотанки. Называются они так потому, что делались способом наматывания ниток, льна, соломы и лоскутов ткани.

 Эти куклы куклы являлись игровыми, использовались для различных обрядов и служили оберегами.

    Некоторые  куклы-обереги человек постоянно носил при себе. Иные хранились дома: считалось, что они способны защитить жилище. Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ славян. Кукла берегла человека, ее так и называли оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без ножниц и иглы. Ткань при изготовлении кукол старались не резать, а рвать. Куклы-обереги изготавливались по особому случаю. Они    наделялись совершенно реальной особой силой при помощи молитв и чувств, проживаемых при изготовлении такой куклы. Эту силу    кукла приобретала и в результате наделения ее «СИЛЫ ВЕРЫ» женщины. Мастерица делала ее не бездумно, а чувственно, настроившись и веря в силу сделанного. Ведь от качества ее работы зависела судьба семьи и рода. Кстати, эти куклы не имеют лица. Безликая кукла – вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не сможет причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало.

Насколько важны были эти фигурки, можно судить по тому, что нередко люди даже помещали кукол в красный угол вместе с иконами. Так, например такой куклой являлась именно БЕРЕГИНЯ. Она была основной куклой среди оберегов, изготавливалась из множества кусочков разноцветной ткани, каждый из которого символизировал одного из членов семьи. Эта кукла по росту всегда была выше остальных, рядом с ней выставлялись другие куклы. Рядом с ней могли находиться Крупеничка, Травница. Нередко Берегинь передавали по наследству. Впитавшая в себя любовь матери, такая кукла становилась мощным оберегом для ее детей и для всех следующих поколений. От этих кукол избавлялись только в самом крайнем случае – когда они совсем уже разваливались от старости. Кукла разбиралась. детали ее сжигались. а пепел выбрасывался по ветру возле дома.

Северная берегиня -  младшая сестра Берегини.

             Теории о появлении Северной Берегини:

  • Самой правдивой версией, раскрывающей тайну странного имени, считают место происхождения амулета. Якобы он был распространен у народов северных регионов — отсюда и название.
  • Еще одна теория говорит о том, что свое название амулет получил из-за того, как его использовали. Согласно этой точке зрения, куклу обязательно ставили в северный угол дома.

    Какая из двух версий ближе к истине, сейчас уже не угадаешь. Ясно только одно — эта лялька мощный оберег, способный защитить семью от любых бед и укрепить семейные узы.

Для изготовления куклы брали лоскутки ткани из одежды всех членов семьи. В центральную часть куклы размещали кусочек материи из одежды того, кто больше всего нуждался в защите. Это мог быть ребенок или взрослый. Таким образом мастерица укрепляла энергетику всей семьи и создавала круг защиты для самого слабого. Полоски, которые обнимают скрутку в серединке – это лоскуты от старой одежды каждого родственника. Получается, что вся семья собралась вместе и прочно соединены друг с другом, защищая и оберегая каждого. Вот вам и Семейная Берегиня. Такой тряпичный оберег мог справиться с любой бедой, потому что основывался на объединении духовных сил всех домочадцев. Обратите внимание, что по форме эта кукла напоминает трещетку и метелку. Первыми славяне отпугивали злых духов, а вторыми выгоняли нечисть из дома. Именно так и использовали Северную Берегиню в трудные времена. Читая заговор или молитву нужно обходить дом, а куклой в руке выметать (образно) все злобное безобразие, пытающееся навредить семье.

   В некоторых русских избах в красном углу или около него можно было встретить куколок «День» и «Ночь». Их делали двух цветов: белая символизировала день, чёрная или синяя – ночь. Первую куколку вывешивали в светлое время суток, а вечером её меняли на темную. Считалось, что благодаря им жилище круглые сутки находится под магической защитой.

Ведучка – помогает матери усмотреть за ребенком. Оберегает новорожденного от негативных влияний. Тряпичная кукла-берегиня олицетворяет мать, бабушку или другую близкую женщину, которая в прямом и переносном смысле поведет малыша по жизни. Древние славяне всегда изготавливали ведучку после появления ребенка в семье, чтобы обрести мудрость, понимание и чуткость по отношению к малышу.

Желанница, Кубышка-травница, Подорожница, Веснянка, Столбушка - все это куклы – обереги.  

Желанница - это кукла оберег, предназначенный для исполнения светлой мечты, достижения цели, в основе которой добрые помыслы. Желанницы сопровождали женщин в течение всей жизни, с годами обрастали подношениями – на каждую задумку добавлялся новый презент, куколки-долгожительницы могли стать увесистыми.Чтобы этого не произошло к талисману обращались с самыми важными желаниями  и нечасто. А если тайная мечта исполнялась – сомнений не было, ее могла осуществить всесильная Желанница.

Кубышка-травница -  эту куклу наполняли травами

Значение этой куклы определялось тем, какие травы в нее клали. Традиционно она становилась семейным оберегом, помогала очищать в доме воздух, отгонять болезни. Но в былые времена люди использовали собранные травы  для изгнания болезней. С их помощью также избавлялись от головной боли, лечили нервы, улучшали сон.

Подорожница - она незаменимый друг любого путешественника. Это не просто фигурка или игрушка, ее значение намного глубже. Куколка способна отводить от путников беду и всячески помогать в пути. Она постоянно напоминает о том, что дома ждут любящие родные.

Веснянка - это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. В древности славянские женщины мастерили его с наступлением тепла, чтобы привлечь в этот сезон счастье. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали весну, но и закликали. Способов было довольно много: от проведения различных обрядов, до изготовления специальной куколки, когда теплая пора года опаздывала.

Столбушка - считается, что эта кукла - помощница в Душевной Беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше.

Колокольчик – это куколка добрых вестей,часто вешалась у дверей,чтобы всегда можно было слышать,как они открываются. По своей форме куколка напоминает колокол, а колокольчик подвешенный на ручки или спрятанный внутрь наполняет ее живым звоном. Делается из ярких лоскутов и поэтому на бессознательном уровне поднимает настроение. Такими куколками дети играют с большим удовольствие. Кроме игрового назначения куколка может стать оберегом для дома ,может стать отличным подарком для родных и знакомых. Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики, которые вешались под дугой упряжки ямщика. Звон колокольчика отгонял злых духов, которые как огня боялись громких звуков. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидали радость, веселье и счастье.

На здоровье – поможет ускорить выздоровление близкого человека. Обрядовая игрушка заберет на себя весь негатив, а также излечит от хандры и апатии. При изготовлении использовались натуральные материалы, например льняные нити. Материал впитывает негатив, усталость и служит мощным щитом от других заболеваний, Кукла помещалась в кровать рядом с больным человеком .Когда он выздоравливал. кукла сжигалась. Оставлять использованную куклу в доме было нельзя,Считалось ,что болезнь вернется.

Если в семье ожидалось пополнение, родители делали «Пеленашку» – куколку, похожую на закутанного в пелёнки младенца. Кукла-пеленашка – младенчик в платочке, завернутый в пеленку. Она представляла из себя тканневый талисман, а изготавливали ее для ребенка, потому что дети самые беззащитные  перед темными  силами. Мужчин к этому занятию не допускали – занимались лялькой сама беременная женщина либо ее мать. По традиции Пеленашка должна была появится на свет ровно за месяц до рождения малыша. Кукла клали в колыбельку, где она ожидала появления малыша. Первый год жизни младенца она постоянно лежала рядом с ним. Внешне пеленашка выглядела как обычная детская куколка, но на самом деле она становилась не просто первой игрушкой, а и первым после матери защитником. Как бы мать не старалась, она занятая повседневными хлопотами, не всегда могла уследить за тем, чтобы с ребенком все было в порядке. Поэтому славяне и изготавливали особую мотанку для защиты младенцев.

Значение куклы Пеленашки в том, что она брала на себя весь негатив и отвлекала злые силы от ребенка.

Другой важной функцией этого талисмана являлась защита от дурного глаза и порчи, плохого сна. Младенца редко выносили на улицу, и при этом всегда брали с собой куколку. Ее клали или вешали на видном месте. Яркая игрушка привлекала взгляд, и до ребенка негативная энергия не доходила.

Немало кукол было связано с различными знаменательными датами и праздниками. Это обрядовые куклы:  Масленица, Купавка, Кострома, Коза, Мартиничка,  Неразлучники, Суховейка и т.д. Определенные обряды наши предки проводили не каждый день, а лишь по необходимости. Это касается ритуалов управления погодой, избавления от болезней, появления новорожденных, очищения от скверны и тому подобных. Есть сезонные обряды – весенние, летние, осенние и зимние, которые повторялись ежегодно и чаще всего проводились в какие-то конкретные дни.

Но во всех случаях обрядовая кукла была активным участником и главным действующим лицом.

  Масленица -  является обязательным атрибутом веселого народного гулянья — проводов зимы.

Присутствие в доме домашней куклы масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на год, а затем на празднике сжигалась.

Купавка - на праздник  Ивана Купалы делали куклу Купавку. День Купала приходится на самый сильный день в году, это середина года. Обрядовая кукла Купавка предназначена для очищения от явных и тайных грехов ,а также от бед ,горестей и печалей.
Это кукла одного дня, в одних областях она олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, тесемочки, привязанные к ее рукам, забирали все людские болезни и невзгоды. Это первый вариант куклы. 
Второй вариант. В других областях Купавку делали незамужние девушки, по ней гадали о суженом, о своей будущей судьбе. Разноцветные тесемочки - это желания девушек. Украшали Купавку яркими цветами и зеленой травой. Шумною гурьбой девицы-красавицы шли на берег реки, бросали куклу в воду и смотрели: пристанет к берегу - девушка замуж не выйдет в этом году, прибьется к берегу - быть беде. Значит, совсем невесомой нужно делать куколку, чтобы несли ее воды легко по течению, добрую весть приносили, чтобы не кручинилась девушка, а ждала сватов от суженого. 

Суховейка - Обрядовая, летняя кукла.
Её делали, когда случалась засуха.
В каждом дворе ставили по кукле каждый день в течение семи дней. В доме постоянно хранили льняные тряпицы, вымоченные в росе на Ивана Купалу. Эти тряпицы использовали при болезни для вытягивания жара. Их же привязывали на куклу суховейку, прибавляя по тряпочке. Если в течение 7 дней дождь не шел, на восьмой день привязывали ведерочки и, как правило, дождь шел.

Куклу не сжигали, а хранили на поле в течение сезона.

Кострома-  Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» - проводов весны и встречи лета. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ -  это волшебное время, посвящённое проводам весны, чествованию водяных духов – русалок и берёз,

                                                                                                                                                   

   Также на Руси мастерили игровых кукол, чтобы детки могли себя потешить, потому что обереговыми и обрядовыми куклами играть было нельзя. Так, например, игровой куклой является кукла « Зайчик на пальчик».

Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии. Специальная форма этой куклы, которая позволяет одевать ее на палец, имеет двойное назначение. Во-первых, так удобно няньке или родителю играть с маленьким ребенком – одел игрушку на палец, и можно сочинять истории и показывать представления. Во-вторых, малыш сам начинает играться с такой куклой, просовывая в нее пальцы и крепко их сжимая, пытаясь удержать.

Кукла Зайчик на пальчик – сугубо игровая кукла, никаких функций оберега в традиционном исполнении у нее не предусмотрено, главное назначение куклы Зайчик на пальчик – игровое.

   Все куклы, которые делали на Руси народные умельцы, перечислить практически невозможно.

Считалось, что  заниматься кукольным мастерством лучше всего молча, не отвлекаясь, целенаправленно вкладывая в куклу свою энергию. Ведь истинная магическая сила заключается, в первую очередь, в самом человеке, а кукла – лишь инструмент для воплощения его желаний.

          Прошло много времени, прежде чем люди стали мастерить кукол  из глины, слоновой кости, воска, дерева, папье-маше и, наконец, фарфора. 

          Деревянные куклы. Матрешки. Матрешку начали делать не так давно. Всего каких то 100 лет назад. Русские мастера из дерева выточили фигурки. Которые вкладывались одна в другую. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике и платочке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Идея создания разъемной куклы была заимствована из Японии. Прообразом нашей Матрешки послужила разъемная японская игрушка – ДАРУМА. Добрый, лукавый старичок.

Когда куклы были готовы, к работе приступали художники. Матрешки получались очень нарядными. Матрешки до сих пор всеми любимы, они являются самым популярным сувениром, ее везут из России в разные страны и везде говорят , что это русская Матрешка.

      Также в нашем музее представлена деревянная сувенирная кукла «Городецкая барыня» .Городец — сейчас город, а когда-то большое село на левом берегу Волги.  Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление из дерева разной бытовой утвари. Вытесывали их из полукруглых чурбачков (болванок), на передней части которых ножом вырезали лица. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциальной жизни, включая котов, соба-

чек и петухов.

      А мы продолжаем и встречаем новую куклу. Эту куклу лепили из глины. а затем ее раскрашивали.

Их называют – Дымковская барыня. В селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки-петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей.

    Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий.

    Но самой известной Дымковской игрушкой была женская фигурка-барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей-нарядные причёски, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки.

 Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота. Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

    Теперь поговорим о фарфоровых куклах. Считается, что первая фарфоровая кукла впервые появилась во Франции в XVІІІ веке. Именно тогда была разработана технология изготовления фарфора. Сначала ее применяли лишь для создания разнообразной посуды, но чуть позже на базе фарфоровых заводов возникло кукольное производство. Изначально из фарфора делали только конечности и головы, туловище кукол оставалось кожаным или матерчатым.

В середине XІX века во Франции при производстве кукол стали применять фарфор, покрытый глазурью, который придавал кукольным личикам яркость и легкий блеск. Спустя тридцать лет, глаза кукол стали изготавливать из бисквитного фарфора, а голову стали украшать настоящими волосами, уложенными в самые разнообразные прически, хотя чаще всего это были кудри. Все это делало кукол более реалистичными.

          В России после октябрьской революции 1917 появились заводы по изготовлению фарфоровых кукол. Российские фарфоровые куклы славились не только красотой, но и долговечностью. Куклы с фарфоровыми головками стоили дорого и высоко ценились, были доступны лишь для самых обеспеченных слоёв населения. Они были очень дорогими, их берегли и передавали из поколения в поколение. Кукол одевали в роскошные ткани, кружево, шерсть, обязательно шили кожаную обувь.

         После 1917 года старинных русских фарфоровых кукол сохранилось крайне мало, и найти такую куклу в хорошем состоянии сегодня - редкая и большая удача. Склады Императорского завода, к сожалению, были уничтожены в 1930-ые годы как "ненужная роскошь", ведь такие куклы были непонятны и недоступны детям рабочего класса. У советских детей должны были быть лишь куклы, отвечающие советским представлениям об обществе - пионеры, рабочие, красноармейцы. Девочки с локонами, в дорогих платьях, тогда оказались неуместными.

В 1930-ых годах на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов, а в 1950-ых годах и они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием", "спортсменка", "школьница", "врач". Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше.

       В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама.

       В 1970-ые года поиски новых кукольных образов продолжались, произошло значительное расширение ассортимента кукол. Важную роль сыграло развитие производства новых синтетических материалов.

Изготавливали и резиновых кукол разных размеров, самые любимые из них были, пожалуй, куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол – головки и ручки, которые ставились на тело из полиэтилена или мягконабивное. Такую куклу было легче переодевать.

      В 1980-ых годах советские фабрики выпускали в основном пластмассовых кукол, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися глазами, многие - с голосовым механизмом. Такие куклы были удобными для детских игр.

    К началу 1990-ых годов ассортимент кукол был не так уж широк: в магазинах предлагались игровые куклы, голыши, куклы в национальных костюмах, мягконабивные, театральные, различные фигурки. Производство кукол застопорилось, советская эпоха завершилась, и новые веяния смогли появиться лишь много позже, уже в наше время.

   Сегодня наши фабрики работают, производят кукол, экспериментируют с новыми образами.

В России сегодня насчитывается около 50-ти предприятий, выпускающие игрушки.

Наиболее известные фабрики, выпускающие кукол, это: фабрика игрушек «Весна», «Звезда», «Огонёк». Каждый из производителей отслеживает новые тенденции и постоянно разрабатывает новые линейки кукол.

Фабрика игрушек «Весна» - сегодня один из лидеров в производстве кукол в России, разрабатывающий новые интересные модели кукол, в том числе - инновационные.

Коллекционные куклы – прекрасный подарок. Коллекционеры кукол это совершенно особые люди. Куклы для них – не только предмет коллекционирования, а некое удивительное создание, которое живёт в их доме и создаёт вокруг себя ореол красоты. Коллекционер испытывает к каждой кукле совершенно неповторимое и тёплое чувство. Ведь куклы это маленькая жизнь!

- Вот мы и познакомились с музеем кукол, узнали много интересного об истории происхождения кукол

.- Вам было интересно здесь побывать? А насколько вам было интересно, я предлагаю выразить свое отношение к нашей экскурсии в виде рисунка (нарисовать смайлику улыбку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытия музея в детском саду "Русская горница"

продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;  формировать интерес к русскому фольклору; воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; Знакоми...

Сценарий открытия Музея Боевой Славы в детском саду

В материале дается сценарий открытия музея Боевой Славы в детском саду  к 75 летию Победы....

Открытие музея

Открытие музея...

Технологическая карта НОД Тема НОД : «Открытие музея города Полевского»

Опыт работы по тема НОД : «Открытие мини - музея города Полевской»...

Музейный проект «В гостях у бабушки Арины» Организация и открытие музея русского быта «Русская изба»

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной ...

"Открытие музея старины в ДОУ"

Открытие «Музея старины» приурочили к Международному дню музеев и посвятили столетию образования Хоринского района. На торжественное открытие пригласили директора музея МАУК &la...