Технологическая карта НОД Тема НОД : «Открытие музея города Полевского»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Якунина Юлия Владимировна

 

Опыт работы по тема НОД : «Открытие мини - музея города Полевской»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема НОД : «Открытие музея города Полевского»

Цель: развивать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Возрастная группа:  5 – 6  лет.

Форма совместной деятельности: интегрированная образовательная деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка.

Средства:

Визуальный ряд (демонстрационный материал, поделки и рисунки детей,  фото достопримечательностей города, фото П.П.Бажова, фото его дома, макеты Думной горы, сторожки Дедушки Слышко и т.д., коллаж «Город будущего», изделия Полевских умельцев, коллекции полезных ископаемых)  

 Технические средства музыкальный центр; мультимедиа, микрофон.

Музыкальный ряд фонограмма песен: "Серебряное копытце" муз. Герчик, сл. Акима.

Предварительная работа: Предварительная работа:  организация мини – музея города Полевского, проведение цикла экскурсий по городу; беседы о истории города, его зарождении, рассматривание фотографий города в прошлом и настоящем, чтение, рассматривание книг о Родине, родном крае; изготовление коллажа «Город будущего»,

д\и «Четвертый лишний», д\у «Угадай фрагмент», «Найди отличия», «Посчитай и назови».

«Словесная игра «Подбери слова - какой наш город?», сюжетно – ролевая

игра «На улицах города», творческие игры «Каким будет наш город в будущем»);

рассматривание иллюстраций на тему «Родина», «Полевской - любовь моя», «Достопримечательности Полевского»; просмотр видеоролика «Мой Полевской»

Предметно-пространственная среда:

-мини – музей города Полевского;

- выставка народно - прикладного искусства «Изделия Полевских умельцев»;

- галерея  фотографий   «Это русская сторонка - это Родина моя»;

-фотовыставка «Достопримечательные места родного города»,

- ноутбук;

- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.

Задачи:

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

  • Образовательные
  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления

     о музее, как хранилище истории;

  • -формировать  знаний о истории  возникновения родного города, истории  зарождения города и завода, достопримечательностях своего города, знаменитых людях, живших в городе.
  • Развивающие:
  • -Развивать любознательность и познавательные способности дошкольников;
  • - расширять лексический запас по теме « Мой город - Моя малая Родина»,    стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
  • - развивать эмоционально-ценностные, речевые способности детей, кругозор, детскую самостоятельность, уверенность в себе;
  • -развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, графические навыки.
  • Воспитательные:
  • - поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
  • - воспитывать патриотические и гражданские чувства, бережное отношение и любовь к родному городу.
  • -воспитывать у детей интерес к родной истории, желание познавать куль-
  • туру, обычаи и традициям своего народа, интерес и уважительное отношение к предметам старины; культуру поведения в музее.

-развивать эмоционально-ценностные, речевые способности детей, кругозор, детскую самостоятельность, уверенность в себе;

-развивать зрительное внимание, восприятие, мышление детей;

-расширять лексический запас по теме « Мой город - Моя малая Родина»,    стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

-формировать  знаний о истории  возникновения родного города, истории  зарождения города и завода, достопримечательностях своего города, знаменитых людях, живших в городе.

Планируемый результат

Ребенок:

любознательный, активный

  • умение аргументировать свой ответ;
  • активность в продуктивной деятельности, в разговоре.

эмоционально отзывчивый   на просьбу о помощи

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • умение вступать в диалог с взрослым по поводу ситуативной беседы;
  • умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта

имеющий элементарные представления о истории своего родного города,  завода, Северской Домне, достопримечательностях, полезных ископаемых, знаменитых людях, живших ранее и сейчас, о жизни  и творчестве  П.П. Бажова.

Этап

совместной

деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Инструкции педагога в ходе деятельности

Деятельность воспитанников

(коллективная, индивидуальная, подгруппами)

Планируемый результат (интегративные качества, показатели их проявления)

1.Мотивация на совместную деятельность.

2. Сюрпризный момент.

2. Работа над темой

(включение ребёнка в цель, интерес, мотив, раскрытие темы НОД)

3.Содание проблемной ситуации.  

– Сегодня открытие нашего музея. К нам в музей придут гости. Пойдёмте в зал, на открытие музея.

 (На экране мультимедиа заставка - город Полевской)

В зале   -   входят, здороваются.

В. – Сегодня открытие нашего музея.   Чему он посвящён?

Д. – Наш музей посвящён нашему городу Полевскому.

В. – О чём можно узнать в музее города?

Д. –О его истории, о рождении города и людях, которые живут в этом городе.

Создаётся сюрпризный момент: дети входят в зал и перерезается красная ленточка при открытии мини – музея.

Способствует проявлению положительных эмоций.

Дети здороваются.

Выражают своё желание увидеть, кто пришёл в гости.

Слушают, сосредотачивают внимание, отвечают на вопросы.

Формируется эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности.

Формирование умения видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта

(Созданный  детьми и родителями мини - музей.)

Входит  турист. Здоровается.

-Я турист и путешествую по городам Урала. Услышал об открытии вашего музея и поспешил к вам в город.

Очень хочу узнать о вашем городе. Что мне делать?

Дети: мы поможем и расскажем.

-Приглашаем вас в наш музей.

-Проходите пожалуйста в наш музей

Шум за дверью.

Входит турист с рюкзаком, здоровается и  просит детей рассказать о достопримечательностях города Полевского.

Проговаривают вместе с воспитателем слова.

Охотно вступают в контакт

с воспитателем и сверстниками, взаимодействуют друг с другом, гостями и зрителями.

Есть герб у города любого

Огромного и небольшого

Наш Полевской не исключение

Герб в жизни города

Несёт своё значение

 В. – Расскажем о гербе нашего города, покажем наш герб.

     Что случилось, на гербе ничего нет. Что же нам делать?

     Давайте посоветуемся. Сможем собрать герб города?

Д.  -  сможем.

  Ига «Собери  герб  города Полевского»

Ребёнок читает отрывок из стихотворения.

Развивает умение договариваться о совместных действиях, представляя результат совместной деятельности.

Внимательно вникают в проблему, обсуждают проблему и  выносят совместное решение.

Обсуждают создавшуюся проблемную ситуацию и пути её решения вместе.

В. - Какое основание герба города Полевского?

Д. – белый или серебристый щит.

В. –Что  находится на щите?

Д. – На щите размещён каменный цветок?

В. –Из чего этот цветок?

Д. –Из малахита.

В.- Что означает малахитовый цветок на гербе нашего города?

Д. –богатство недр в окрестностях  драгоценными камнями

В. А что на каменном цветке?

Д. –Ящерка – Хозяйка Медной горы, она из сказов П.П.Бажова, и охраняет богатства нашего города.

В. –Что мы ещё не поместили на герб?

Д. –В левом верхнем углу восьмиконечная «Северная  звезда  – Венера», это знак меди, его ставили на продукции завода.

В правом нижнем углу кольцо с крестом – этот знак ставили на слитках меди.

(На экране мультимедиа –  появляется герб города)

Постановка цели. Активизация воспитанников на ответы.

Развивает наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, явлений и их признаки.

Отгадывают загадку (герб города).

Отвечают на вопросы.

Способность к принятию собственных решений опираясь на свои знания.

В. –  сегодня к нам в музей пришли журналисты из газеты, представляю вам Вениамин Просолов.

Веня – Здравствуйте.

-Я задам вам несколько вопросов об истории города.

-Сколько лет городу Полевскому?

Ответ: городу Полевскому  исполняется 300лет.

-От чего произошло название города Полевской?

Ответ: произошло название от реки Полевая.

-Почему люди решили поселиться около реки Полевой?

Ответ: Возле Полевского холма Гумёшки и реки  Полевая.  Древние люди нашли медную руду и начали плавить её в печах, сделанных прямо в земле из глины и камня.

-Как называли этих людей?

Ответ: металлурги, потому что они  плавили металл.

-Что  произошло дальше?

Воспитатель: Об этом расскажут наши экскурсоводы.

Педагог эмоционально включает детей в деятельность, развивает мыслительные способности, любознательность, внимание, память.

Дети выражают эмоции посредством слухового восприятия.

Дети отгадывают загадку.

Формирование умения видеть существенные признаки в образе объекта, развитие внимание и памяти (наблюдательность)

Воспитатель: Об этом расскажут наши экскурсоводы.

Рассказ ребёнка.

-Возле холма Гумёшки  рабочие  строили дома и  появился город Полевской. Вот как он выглядел в прошлом. Дома были одноэтажные, деревянные. Каменные дома были только у хозяев завода.

(показывает на экспонате «Река времени - горд   Полевской»)

- В наше время город выглядит вот так. Дома многоэтажные. Город строится и растёт.

   (на экране появляется современный город)

Педагог формирует мыслительные способности детей.

Развивает умения анализировать объекты и обнаруживать у них существенные признаки.

Выражают собственные мысли, сравнивают, анализируют.

Развитие умения анализировать объекты и обнаруживать у них существенные признаки. (мыслительные способности).

Рассказ ребёнка.

- Вот так   город Полевской  будет выглядеть в будущем. Город будет ярким и нарядным.

Экскурсовод 2  Регина: Горд строился вокруг завода, рос вместе с ним. Его продукция славилась по всей России. Первой построили Северскую Домну. Сейчас в старой Домне находится музейный комплекс.

 ( фото домны, второе – внутри  домны)

Формирование умения видеть существенные признаки в образе объекта. Развивает наблюдательность,память.

Воспитатель: Историей города Полевского полна загадок  и  легенд.

Хранитель Домны Степан (рассказывает):

-Я был когда – то рабочим в старой домне, теперь слежу за порядком в ней.    Меня никто не видит, ночью  я прохожу сквозь стены, пересчитываю и охраняю экспонаты в домне.    Днём прячусь в фигуре старого рабочего.   Если придёте в домну, будьте аккуратны и бережно относитесь к экспонатам.

Воспитатель: А какой легенде идёт речь?

Дети: О легенде старой домны, в ней живет хранитель, его никто не видел, но все о нём слышали.( фото экспоната   рабочего в домне)

Выходит Девка Азовка  (Варвара), рассказывает:

Я в горе прячусь, стерегу богатства, которые спрятали разбойники. Меня не видно, по ночам видно огонёк моей свечи на вершине горы. Утром он гаснет.

Хотите меня увидеть, приходите ночью на гору.

Воспитатель:   Кто это и на какую гору она приглашает нас.

Д. -  Это девка – Азовка. Она живёт на Азов – горе.   (фото горы Азов)

Экскурсовод 4  (Марина):

Самая высокая гора в окрестностях города Азов- гора.

Название произошло от татарского слова Азау – коренной зуб. Вершины горы похожи на зубы. Есть легенда о Девке  - Азовке, она ждёт своего суженого и живёт в пещере в горе Азов.

Формирует способность проявлять положительные эмоции, интерес к истории, любовь к родному городу и его истории и традициям.

Выходит Дед Слышко (Артём), рассказывает:

-Дедушка я, знаю много сказок и рассказываю их ребятне, приходите ко мне на гору, много историй расскажу.

Воспитатель: Кто этот дедушка, на какую гору он нас зовёт?

Д. - это дедушка Слышко, он жил в сторожке на горе Думной и рассказывал свои сказы ребятишкам, среди которых был и маленький Павел Бажов.

Воспитатель: Почему гора зовётся Думной?

Д. –На ней собирались рабочие и думали о своём житье – бытье.

 В. - Расскажу вам одну легенду об этой горе.

В старой церковной  книге – летописи старики её вычитали.

Гора Думная прозывалась в старину – БАРАБА – ГОРА.

Дескать, первые поселенцы в наших краях были разбойного роду-племени. Попросили разрешения у жителей, понастроили землянок на теплой стороне Барабы-горы (Думной). Жили душа в душу, обучали друг друга разным нужным в жизни вещам.

Однажды рано утром услышали они ругань и звон сабель. Побежали и отбили у пришлых разбойников трех старцев. Лиходеи что-то требовали у них. Легенду эту передавали от поколения к поколению, пока не забыли, что же требовали разбойники у немощных стариков.

Правда или нет, но первая деревянная церковь была названа в честь этих трех старцев — Петра, Павла и Ильи.

Проблемная ситуация.

Развивает наблюдательность,  создаёт условие для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе познавательной деятельности.

Отвечают на поставленный вопрос

Развитие умения использовать полученные ранее знания, при выполнении учебных задач, поставленных педагогом (коммуникативные умения)

Умение внимательно слушать.

эмоционально реагировать,  активно выполнять поставленные задачи.

В. –хотите отдохнуть, прогуляться по городу?

Ритмическая гимнастик «Мы по городу гуляли»

Мы по городу гуляли - много улиц увидали.

По Калинина мы шли  к Думной горке подошли

По Вершинина прошли  -  Новый рынок там нашли

А потом по Ленина  в скверик мы зашли

Прямо рядом с площадью  аптеку там нашли

Мы по городу бродили,  много улиц посетили.

А на улице Свердлова  Мы в полицию зашли

Ну а на Ялунина    стоит наш детский сад.

Радостно он встречает   по утрам ребят.

Это город наш родной  – славный , милый Полевской

Воспитатель: На какую площадь мы пришли?

Д. – на площадь  Бажова.

Мы с вами говорили о горе Думной, где

 маленький Паша Бажов слушал  рассказы деда Слышко.

 ( заставка игры «Площадь Бажова»)

Предлагает поиграть  в подвижную игру Организация детей ритмическую разминку.

Способствует проявлению положительных эмоций при выполнении ритмических упражнений.

Выполнение движений детей по показу педагога под музыку.

Умение взаимодействовать в коллективе.

Экскурсовод 5( Алёна ): Жил в городе Полевской сказочник П.П.Бажов, писал сказы о мастеровом люде  и прославил наш город на всё страну, да и в других странах о нашем городе слышали. Читает стихотворение .

Чудесный раскинулся город

На самом краю у пруда

Теперь он навечно стал молод

Старинный посёлок труда.

Наш город стоит у Азова

Он жестью отменной богат

Там сказы  рождались Бажова

Они о труде говорят

Воспитывает интерес к культуре и традициям родного края и его знаменитым людям.  В Формирует потребность любознательного отношения к истории города., любовь и уважение к  истокам культуры  своего народа.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Ответы детей

Формирование мотивационной готовности к действиям. (личностный компонент)

      Интерактивная игра «Сказы Бажова»

Педагог вводит элемент новизны:

выбрать вариант картинки к сказу П.П.Бажова.

Дети самостоятельно решают поставленную задачу.

Склонен наблюдать.

Песня «Серебряное копытце» в исполнении детей

Педагог вовлекает детей в активную деятельность.

Поют песню, выполняют движения под музыку.

Умение обобщать полученные знания.

3. Подведение итогов,

Анализ

рефлексия

Рефлексия.

В. – вам понравилась экскурсия в музей?

  А что вам понравилось больше  всего?

Хотите узнать мнение гостей?

В музее всегда оставляют впечатления о посещении.

Попросим гостей выразить свои впечатления при помощи смайликов.

Ребёнок: просим поднять жёлтый смайлик, если вам понравилось.

Оранжевый смайлик, если вам очень, очень понравилось.

Ситуативная беседа.

Подведение итогов деятельности, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка высказывания.

Предлагают гостям свои впечатления при помощи смайликов.

Дети высказывают

свое мнение, делятся впечатлениями.

Проводят сравнительный анализ своей деятельности и сверстников.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Педагог прощается с ребятами и выражает благодарность за участие в деятельности.

Дети прощаются.

Вежливо прощаются, благодарят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме: « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»

Представленный материал раскрывает организацию системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей  детского сада» в образовательный    процесс ДОУ. Основной целью...