Технологическая карта по теме: « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»
методическая разработка на тему

Сигунькова Светлана Ивановна

 Представленный материал раскрывает организацию системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей  детского сада» в образовательный    процесс ДОУ. 

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, средства и методы которой включают культурное наследие в систему образования, преодолевают разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.

В данной методической разработке вы можете проследить подробную систему средств технологической ситуации:

              - Технологическая карта

              - Анкета для педагогов  «Мини-музей в ДОУ"

              - Паспорт мини-музея "Хохлома"

              - Положение о смотре-конкурсе мини-музеев ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

«  СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»

В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

ПО КУРСУ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС».

                                                                        Слушателя курсов повышения

                                                                        квалификации по проблеме:

                                                         Сигуньковой Светланы Ивановны

                                                          старшего воспитателя МБДОУ

                                                          детского сада №8 «Сказка» г. Сергач  

                                                           Сергачского района

Нижний Новгород 2014

  1. Актуальность

   

 Музей – особое, специально организованное пространство способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Решению данной проблемы способствует музейная педагогика, которая в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации  М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной  и др..

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, средства и методы которой включают культурное наследие в систему образования, преодолевают разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.

 Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.

Музейная педагогика в условиях детского сада  

- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;                                                                                       -   способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;     -  помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Положительного результата  в данном проекте можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников образовательного процесса процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.   

Проектная деятельность, основанная на музейной педагогике отвечает основным принципам заложенным в ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  1. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  2. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных на мой взгляд стал проектный метод по созданию мини-музеев и формированию музейного пространства ДОУ.

     


  1.                                                              2. Технологическая ситуация по теме:
  2. « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ»

Цель: Организация системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей  детского сада» в образовательный    процесс ДОУ.

Цели

Действия

Средства

Результат

Провести диагностический анализ уровня развития проектной деятельности в ДОУ.

Осознание педагогами необходимости музейного пространства в организации образовательного процесса

 Вызвать у родителей интерес к совместной проектной деятельности, вовлечь родителей в музейное дело

  1. Целевое пространство:
  1.  Анкетирование педагогов

  1.  Проведение консультации и разработка памятки по теме «Организация мини-музея в детском саду»
  2. Проведение консультации для родителей по теме «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»

Анкета

(приложение 1)

Консультация для воспитателей

(приложение 2)

Консультация для родителей

(приложение 3)

 

  1. У педагогов возник    

интерес к теме.

  1. Педагоги понимают значимость музейного пространства в организации образовательного процесса с детьми и родителями
  2. Родители заинтересованы в создании мини-музея в группе и принимают активное участие в организации

Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий

проектирования через интерактивные формы методической работы.

2. Поисковое пространство

  1. 2.1.Семинар -   практикум «Формирование музейного пространства в группе. Пошаговое составление паспорта   мини-музея»

Цель: Способствовать развитию профессиональной компетенции , учить   составлять  документацию по проектированию мини-музея в ДОУ.

  1. 2.2.Конкурс  «Разработка педагогами паспортов мини-музея»

Цель: Активизировать творческое мышление педагогов, способствующее внедрению инновационных проектов в образовательный процесс ДОУ.

2.3. Смотр-конкурс мини-музея в ДОУ (внутри ДОУ)

  1. Цель: Активизировать знания педагогов по теме, закрепить и внедрить метод проектов в ДОУ как инновационную педагогическую технологию.

Памятка для воспитателей. Этапы  работы создания мини-музея»

(приложение 4)

 

Паспорт мини-музея

(приложение 5)

Положение о конкурсе мини-музеев

 (приложение 6)

  1. Педагоги овладели

теоретическими, технологическими знаниями

проектирования и

практическими

проектировочными

умениями.

  1. Включение педагогов в

активную деятельность по созданию музейного пространства

  1. Повысился  уровень

теоретических знаний педагогов.

  1. Появился  интерес к совместной проектной деятельности

Провести анализ разработанных проектов мини-музеев и  их апробации в образовательном  процессе ДОУ.

Развивать презентативные и рефлексивные умения воспитателей

3.Рефлексивное пространство

3.1. Результаты конкурса проектов мини-музеев ДОУ

3.2Внедрение работы мини-музея в образовательный процесс ДОУ

Презентация лучшего  мини-музея  группы

(приложение 7)

  1. Педагоги освоили идеи и метод проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
  2. Изменился стиль общения взрослого с ребенком (как с равноправным партнёром).
  3. Родители стали активными участниками  музейно - педагогического процесса.
  4. Обоюдно раскрылся творческий потенциал всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

3. Система средств  к  технологической ситуации

  • Приложение №1  Анкета для педагогов  «Мини-музей в ДОУ»

  • Приложение №2 Консультация для воспитателей «Организация мини-музея  в детском саду»

  • Приложение №3 Консультация для родителей «Мини-музей как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»

  • Приложение №4 Памятка для воспитателей «Этапы  работы создания  мини - музея»

  • Приложение №5 Паспорт мини-музея

  • Приложение №6 Положение о смотре-конкурсе мини-музеев ДОУ

  • Приложение №7 Презентация «Мини-музей «Хохлома»

4. Список литературы

  1. "Музей в детском саду" под ред. Н.В.Микляева, Н.Ф. Лагутина      М.:ТЦ "Сфера", 2011
  2.  Майборда Т.В. "Мини-музейный комплекс в детском саду".    Журнал "Воспитатель ДОУ" №1, 2012г.
  3.  Дудникова С.А.  "Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников",    Журнал "Воспитатель ДОУ" №3, 2012г.  
  4.  Комарова Т.С. :  "Радость творчества",
  5.  Грибовская А.А.  "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации",    М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2008г.
  6. Интернетресурсы





Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета для педагогов ДОУ

«Мини-музей в ДОУ »

1. Считаете ли Вы создание мини-музея в ДОУ методом проектирования?

  • да;
  • нет;
  • частично.

2. Считаете ли вы мини-музей эффективной формой работы педагогов с детьми и родителями?

  • да;
  • нет.

3. Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам:

  • создать музейное пространство и реализовать работу
  •  самостоятельно;
  •  с помощью старшего воспитателя, коллег.

4. Какие профессиональные умения по созданию мини-музея  Вам необходимо корректировать?

  • постановка цели ;
  • определение задачи;
  • прогнозирование конечного результата;
  • поэтапное выполнение  мероприятий;
  • презентация .

5. Считаете ли вы возможным расширение образовательной деятельности через приобщение детей к музейной педагогике?

  • да;
  •  нет;
  •  затрудняюсь ответить

6. Хотите ли вы создать мини-музей в своей группе?

  • Да
  • Нет


Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея «Хохлома»

                                                    Содержание

Сведения об авторском коллективе.........................................................3

Паспортные данные мини-музея..............................................................4

Аспекты музейной деятельности..............................................................5

План работы по созданию мини-музея "Хохлома"..................................6

Разделы мини-музея....................................................................................8

Картотека экспонатов..................................................................................8

Тематический план занятий в мини-музее................................................9

Перспектива развития мини-музея.............................................................11

 Литература …..............................................................................................11

                                                                                                       2

Сведения об авторском коллективе

Муниципальное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №8 «Сказка»

Сигунькова Светлана Ивановна

Оразование: среднее специальное

Должность: старший воспитатель

Педагогический стаж: 30 лет

Категория: первая

Чуфарова Ольга Борисовна

Образование:  среднее специальное

Должность:  воспитатель

Педагогический стаж: 33 года

Категория: первая

Фролова Елена Николаевна

Оразование: среднее специальное

Должность: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности

Педагогический стаж: 25 лет

Категория: первая

                                                                                               3

Паспортные данные

Наименование мини-музея:   «Хохлома»

Профиль музея: познавательный, художественно-эстетический

Цель:  Расширение образовательной деятельности через приобщения к музейной педагогике.         Формирование   коммуникабельной,  духовно-нравственной. творческой личности.

Задачи:

  • развивать нравственные качества и патриотические чувства: уважение к Родине, гордости за родной край, приобщать к истокам традиционной русской культуры, истории, художественному наследию, воспитывать уважение к творческому труду земляков
  • развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, логическое мышление и воображение
  • способствовать социализации детей, формировать коммуникативные навыки и умения, обогащать словарный запас
  • удовлетворять эмоциональные потребности детей в эстетическом восприятии, способствовать развитию эстетического вкуса каждого ребёнка
  • способствовать развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности
  • формировать представление детей о музее, о различных видах росписи, продолжать знакомить с произведениями хохломских мастеров
  • способствовать вовлечению родителей в музейно-педагогический процесс,  как равноправных партнёров образовательной и творческой работы с детьми
  • обогащать предметно-развивающую среду

В основу решения данных задач положены следующие принципы:

  • принцип возрастных особенностей
  • принцип доступности
  • принцип наглядности
  • принцип сотрудничества и самоуважения
  • принцип взаимодействия педагога с детьми
  • принцип опоры на интересы ребёнка
  • принцип последовательности                                                                                              

Авторский состав мини-музея «Хохлома»: три человека

                                                                     4

 Характеристика помещения: групповая комната 49 кв. м.

Площадь занятая под экспозицию: 1,4 кв.м.                                                                                                                                    

Руководители мини-музея: Сигунькова С.И. - старший воспитатель,

Чуфарова О.Б.- воспитатель подготовительной к школе группы «Б», Фролова Е.Н. - педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Структура управления мини-музеем:

Сигунькова С.И.-  контролирует работу  мини-музея, оказывает методическую помощь в составлении документации

Фролова Е.Н., Чуфарова О.Б. - планируют, координируют работу в мини-музее

Аспекты музейной деятельности

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей.

                                                                                 

Основная идея создания мини-музея «Хохлома» - показать детям красоту хохломской росписи, познакомить с творчеством народных мастеров родного края. С самого раннего возраста мы учим детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям, т. е. воспитывать в них нравственные качества.   Вопрос в том, как какими методами учить нравственности. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего города.  А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит  нашим детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Оформление музея:  При выборе  месторасположения мини-музеея учтены принципы интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности.  

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его размещение визуально разделено на две зоны.  Верхняя часть выставки размещена  на стене, нижняя часть занимает свободную секцию детской стенки, детский стол с книгами и трёхполочную этажерку Семёновских мастеров. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями,

                                                                           

                                                                           5

воспитателями и заведующей. Собранные музейные экспонаты  одновременно воздействуют  на эстетическое восприятие, интеллектуальную и нравственную сферы личности ребёнка и взрослого, т.к. обладают свойствами:

-информативности (способности нести информацию);

-аттрактивности (привлечь внимание посетителя);

-экспрессивности (оказывать эмоциональное воздействие);

-репрезентативности (отражать действительность в типичных или уникальных чертах).

                          План работы по созданию мини-музея «Хохлома»

Этап

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1

Подготовительный

 1.Консультации с родителями «Мини музей в детском саду»

2.Проведение бесед с родителямио создании музея в группе

3.Оформление информации о создании музея на стендев приёмной и на сайте ДОУ.    4.Экскурсия с детьми в музей им.Громова;

5. Составление плана создания мини-музея

Август-сентябрь

Сигунькова С.И., Чуфарова О.Б.

 

Чуфарова О.Б.

Чуфарова О.Б.

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

Сигунькова С.И.

Чуфарова О.Б.

1.Определение тематики

2.Формирование инициативной группы

3.Выбор места для размещения

2

Практический

(Внедренческий)

 1.Сбор экспонатов для пополнение музея  

2.Оформление выставки

3.Составление тематического плана занятий в мини-музее

4.Ведение картотеки поступления экспонатов

5.Проведение образовательной деятельности в мини- музее.

6.Оформление документации мини – музея (паспорт, альбом, картотека экспонатов, тематический план образовательной деятельности)

Сентябрь-ноябрь

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

Чуфарова О.Б.

Чуфарова О.Б.

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

Сигунькова С.И.

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

1.Создание мини-музея

3

Итоговый

Подведение итогов инициативной группой

Ноябрь

Сигунькова С.И.

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н

1. Паспорт мини-музея «Хохлома»

2.Папка с материалами мини-музея

3.Представление результата работы на сайте ДОУ

Характеристика мини-музея «Хохлома»

Музейные экспонаты собраны по  принципам:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование , роспись заготовок, игра с предметами.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.  
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка

7

Картотека зкспонатов мини-музея.

Наименование экспоната

Дата поступления

Срок хранения

(временно / постоянно)

Ф.И.О. представителя экспонатов

1

Самовар

15.08.13

временно

Акимова Е.В.

2

Панно настенное «Хохлома»(маленькое)

16.08.13

постоянно

Чуфарова О.Б.

3

Блюдо

19.08.13

 постоянно

Фролова Е.Н.

4

Чаша (маленькая)

19.08.13

постоянно

Вахромеева Н.А.

5

Чаша (большая)

19.08.13

постоянно

Вахромеева Н.А.

7

Матрёшка-погремушка

22.08.13

постоянно

Фролова Е.Н.

8

Ладья с ковшом

02.09.13

временно

Кайбулкина А.А.

9

Панно настенное (большое)

03.09.13

временно

Сигунькова С.И.

10

Кухонная утварь

05.09.13

временно

Вахромеева Н.А.

11

Солонка

05.09.11

временно

Елутина Е.М.

12

Бокал для чая

06.09.11

постоянно

Елутина Е.М.

13

Чаша для варенья

01.10.13

постоянно

Елутина Е.М.

14

Ковш-птица с 5 маленькими ковшами

05.10.13

временно

Кайбулкина А.А.

15

Лошки деревянные

09.10.13

постоянно

Фролова Е.Н.

16

Чаша для ягод

09.10.13

временно

Наборнов Э.С.

17

Набор для ягод

15.10.13

постоянно

Живодёрова Е.В.

18

Набор для ухи

17.10.13

постоянно

Саранская А.А.

19

Разделочная доска

01.11.13

постоянно

Вахромеева Н.А.

20

Набор кухонный (фартук, прихватки, рукавицы, полотенце)

05.11.13

временно

Шестакова О.В.

21

Скатерть

06.11.13

постоянно

Чуфарова О.Б.

22

Мебель для детей (стол, стул)

06.11.13

времено

Пученина Т.Г.

23

Набор иллюстраци изделий Хохломы (16 )

06.11.13

временно

Фролова Е.Н.

24

Таблицы с элементами росписи

04.09.13

постоянно

Фролова Е.Н.

25

Книги о хохломе

05.09.13

постоянно

Чуфарова О.Б.

26

Альбом «Завиток»

10.11.13

постоянно

Чуфарова О.Б.

27

Папка «Декоративно-прикладное искусство»

11.09.13

постоянно

Фролова Е.Н.

28

Папка «Мини-музей «Хохлома»

22.11.12

постоянно

Чуфарова О.Б.

29

Этажерка

22.11.12

временно

Пученина Т.Г.

Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе детей и используются ими для игровой и продуктивной деятельности. Предметы и материалы мини-музея так же используются педагогами при проведении НОД и совместной образовательной деятельности в течении дня. Мини-музей включает в себя следующие разделы: «Изделия народных

                                                                         8

мастеров», «Библиотека», «Игротека», «Наша мастерская».

Раздел «Изделия народных мастеров» занимает большую часть отведённого пространства, верхняя часть которого украшена хохломской скатертью, здесь же   представлен иллюстративный материал,  таблицы с элементами росписи, творческие работы детей, настенное панно, фартук с прихватками украшеный хохломским узором и т. п.  Хохломской посуде  отведена нижняя часть выставки, тут собраны наборы посуды и предметы кухонной утвари.

«Библиотека» расположена на хохломском столе.

 Здесь собраны красочнае книги о народных промыслах, стихи, загадки, книжки-раскраски, альбом «Завиток», папка с открытками.  На трёхполочной этажерке из Семёнова, размещены «Игротека» и «Наша мастерская». . В разделе «Наша мастерская», представлен материал для самостоятельного детского творчества , с помощью которого дети выражают свои чувства от соприкосновения с прекрасным, применяя при этом полученные умения и навыки.

  «Игротека» представлена дидактическими играми по декоративно-прикладному искусству: "Назови элементы росписи", "Откуда эта птица", «Народные промыслы».

Музейные дидактические игры помогают решать педагогические задачи:

-активизировать внимание детей, быстрее овладеть навыками художественной деятельности;

-развивать пространственные представления, воображения, память, чувство цвета, формы, объёма, ритма;

-развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные качества ребёнка, необходимые для полноценного восприятия искусства;

-организовать процесс восприятия детьми произведений народного искусства.

Тематический план НОД и совместной образовательной деятельности в мини-музее и  с использованием экспонатов и материалов мини-музея.

Тема

Образовательная область

Срок

Зкспонаты

Ответственный

1

НОД  «Знакомство с хохломским промыслом» с экскурсией по мини-музею

Познание, коммуникация, художественное творчество

Сентябрь

Все экспонаты

Чуфарова О.Б.

2

Беседа по иллюстрациям «Хохлома»

Познание, коммуникация, художественное творчество

Сентябрь

Книга «Хохлома»,

набор открыток «Золотая Хохлома», набор иллюстраций

Чуфарова О.Б.

3

Рассматривание изделий Семёновских мастеров

Познание, коммуникация, художественное творчество

Октябрь

Панно, разделочная доска, ладья, чаша, блюдо, ковш-птица с 5 ковшиками

Чуфарова О.Б.

4

Экскурсия детей на выставку золотой хохломы

Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка

Октябрь

Все экспонаты

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

5

НОД  по декоратному рисованию

Тема: «Хохломские ложки»

Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Октябрь

Семёновские ложки, ложки расскрашенные детьми и родителями, заготовки, открытки, иллюстрации

Фролова Е.Н.

6

НОД по декоративному рисованию

Тема: «Хохломское блюдо»

Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Октябрь

Хохломское блюдо, иллюстрация и открытки, таблицы с элементами росписи, заготовки

Фролова Е.Н.

7

НОД по декоративному рисованию Тема: «Роспись кружки»

Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Октябрь

Бокал для чая, набор чайный, иллюстрации, открытки, таблицы с элементами росписи, самовар, фартук, полотенце, заготовки кружек

Фролова Е.Н.

8

Экскурсия родителей и детей в мини-музей «Хохлома»

Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация

Ноябрь

Все экспонаты

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

9

Интегрированное занятие «Золотая Хохлома»

Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация,музыка

Ноябрь

Самовар, чайник чайный набор, чаша для варения, полотенце, скатерть, фартук, прихватки, панно настенное, стол, стулья

Чуфарова О.Б.

Фролова Е.Н.

Перспектива развития мини-музея

- Мультимедийная презентация "Мини-музей "Хохлома"

-Подбор познавательных фильмов о хохломской росписи

- Составление   совместных мероприятий с родителями и детьми с использованием экспонатов мини-музея

-Оформление семейных альбомов "Народное декоративно-прикладное искусство"

-Разработка конспектов НОД по ознакомлению с Хохломой

- Представление информации о работе в мини-музее на сайте ДОУ

Литература

"Музей в детском саду" под ред. Н.В.Микляева, Н.Ф. Лагутина      М.:ТЦ "Сфера", 2011

Журнал "Воспитатель ДОУ" №1, 2012г. "Мини-музейный комплекс в детском саду"   Майборда Т.В.

Журнал "Воспитатель ДОУ" №3, 2012г.  "Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников", Дудникова С.А.

"Радость творчества", Комарова Т.С. М.:

"Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации",

 Грибовская А.А.  М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2008г.

 Интернетресурсы                                                                      

                                                                                           11

                                                                                               



Предварительный просмотр:

    Принято:                                                                                 Утверждено:

    на заседании пед. совета                                                       приказом  заведующего                                                                                                  

    МБДОУ детского сада № 8 «Сказка                                    МБДОУ детским садом № 8 «Сказка                                                                                                                    

    от 03 сентября 2013г., протокол № 1                                   от « 03 » сентября  2013г. № 83                                                          

                                                                                                      ______________Пученина Т.Г.

                                         

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе мини-музеев

муниципального  бюджетного  дошкольного образовательного учреждения

детского сада  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому  развитию детей № 8 «Сказка»

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Конкурс мини-музеев (далее-Конкурс) проводится в соответствие с годовым планом МБДОУ детского сада № 8 «Сказка»  на 2013-2014 учебный год в период

с 30 сентября по 28 ноября 2013 г.

1.2. Организаторами конкурса являются администрация Управления образования и творческая группа  ДОУ в составе : Сигунькова С.И.

                                          Фролова Е.Н.

                                          Чуфарова О.Б.

1.3. К участию в Конкурсе приглашаются все педагоги ДОУ.

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

2.1. Целью Конкурса является выявление передового педагогического опыта по реализации направления «Музейная педагогика», повысить профессиональную компетентность  и творческую активность  педагогов ДОУ.

2.2. Задачи Конкурса:  

-  создать условие для развития проектно-исследовательских умений педагогов, воспитанников;

-     совершенствовать педагогическое мастерство по реализации направления «Музейная педагогика»;

-    обогащать и оптимизировать  развивающую среду групповых помещений ДОУ;

-    совершенствовать условия для развития у детей интегративных качеств в ходе реализации образовательной программы;

-   формировать у дошкольников представление о музее;

 

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

3.1. Для участия в конкурсе педагогам ДОУ необходимо представить 28.10.2013 года председателю жюри   пакет документации:  паспорта мини-музея (  план работы  по созданию мини-музея, характеристика мини-музея с картотекой экспонатов, разделы мини-музея, тематический план занятий в мини-музее с использованием экспонатов, перспектива развития мини-музея.)

3.2.Конкурс проводится в два этапа:

         1 этап – с 30.09.-  29.10.13 – подготовка с смотру-конкурсу;

                                       30.10.2013 - смотр – конкурс в ДОУ:

                                       31.10. 2013г. – подведение итогов

         2 этап – с 18.11.2013г. по 28.11.2013г. – районный смотр конкурс  мини-музеев участники: победители конкурса в ДОУ.

 

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ,

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

4.1. Для оценки проектов по музейной педагогике и мини-музеев, подведения итогов конкурса создано жюри.  

Состав жюри:

       -  Пученина Т.Г., заведующий ДОУ-  председатель жюри;

     Члены жюри:

      -   Сигунокова С.И., ст. воспитатель ДОУ;

       -  Фролова Е.Н. , педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности;

       -  Радаева О.В., педагог-психолог

                 

4.2. Члены жюри оценивают  по музейной педагогике и экспозиции в мини-музеях по критериям  

Форма представления мини-музея – экскурсия.

4.3 Критерии оценки мини-музея

Критерии

Шкала оценивания

Требования к оформлению и организации:

- новизна и оригинальность оформления мини - музея;

- актуальность представленных экспозиций;

- эстетика оформления (с эстетической точки зрения)

- участие в проекте всех субъектов образовательного  

  процесса (воспитанников, родителей, педагогов);

- соответствие содержания названию и специфике мини-

  музея;  

-   оценка экспонатов:

-   целесообразность;

-   качество;

-   разнообразие;

-   соответствие возрасту детей;

-   визитка музея;

-  безопасность экспонатов

Суммарно

От 0 до 5 баллов

             От 0 до 3 баллов

От 0 до 5 баллов

От 0 до 3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

От 0 до3 баллов

Тематика мини-музея:

- дидактичность материалов в мини - музее;

- доступность для детей дошкольного возраста;

- оригинальность выбранной темы;

- наличие мероприятий, направленных на развитие      

  интегративных качеств дошкольника в соответствие с  

  ФГТ;

      

Суммарно

От 0 до 5 баллов

От 0 до 3 баллов

От 0 до 3 баллов

             От 0 до 3 балов

Наличие документации:

- паспорта мини-музея (план работы  по созданию мини-музея, характеристика мини-музея с картотекой экспонатов, разделы мини-музея, тематический план занятий в мини-музее с использованием экспонатов, перспектива развития мини-музея)

- обозначена цель  и задачи создания мини-музея;

- отражена история экспонатов;

- содержание работы с детьми и родителями

Суммарно

От 0 до 5 баллов

             От 0 до 3 баллов

От 0 до 5 баллов

От 0 до 5 баллов

Умение педагога провести экскурсию по своему музею

От 0 до 5 баллов

Сумма баллов

  Каждый критерий оценивается по 5-балльной системе.

 

4.4. Подведение итогов Конкурса будет осуществляться 31.10.2013г. порядком обработки  составления  таблицы оценки критериев. Приложение 1

4.5. Итоги конкурса будут объявлены 01.11.2013г. на педагогической планерке.

4.6. Победителями конкурса будут являться педагоги, занявшие 1,2,3 место в рейтинговой таблице. Педагог, занявший 1 место, пройдет на 2 этап:  участие в районном смотре-конкурсе мини-музеев.

4.7. Также будут объявлены победители в следующих номинациях:

·        «За активное привлечение родителей в реализацию проекта по музейной педагогике»;

·        «За  самобытность и эстетичность в оформлении мини-музея».

Номинации присваиваются по решению жюри открытым голосованием.

4.8. Победители конкурса будут награждены дипломами  и денежной премией.