Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в Антарктиду».
опыты и эксперименты (старшая группа)

Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.87 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему:

«Путешествие в Антарктиду».

Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с некоторыми свойствами льда;

•формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.

•выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;

Развивающие:

• развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;

• развивать умение детей делать выводы в ходе экспериментирования;

• развивать умение наблюдать за объектом некоторое время;

• совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;

развивать тактильное восприятие детей;

• обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные:

• воспитывать умение работать самостоятельно и в команде детей;

• обогатить эмоциональный опыт детей.


Оборудование: 
использование технических средств: интерактивная доска, презентация;

• для каждого ребёнка: кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, салфетки, краски гуашь, палочки или ложки для размещения;

• коробка, цветные льдинки, небольшие кусочки льда, большой кусок льда, контейнер с водой, глобус, несколько корабликов (бумажных или пластмассовых), формочки.

Методы и приемы: Наглядный, словесный.

Интеграция образовательных областей:

• познавательное развитие;

• коммуникативное развитие;

• речевое развитие;

• физическое развитие.

Предварительная работа: наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается); обследование льда на прогулке; скольжение по ледяным дорожкам; изготовление цветных льдинок; экспериментирование с водой, снегом; чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.

Планируемые результаты: дети принимают активное участие в экспериментальной деятельности, делает предположения, отвечает на вопросы воспитателя, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я утром пришла на работу и нашла в группе

вот эту красивую коробку. В коробке было очень странное письмо, вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки. И письмо не на листке, а на беленьком снежке. А в письме было всего одно слово «Помогите!»

В коробке было ещё вот это обращение к вам, ребята.

Слайд №1.«Здравствуйте, ребята, мы пингвины, проживающие в Антарктиде. Мы знаем, что у вас постоянно происходит смена времен года, и каждое время года по своему яркое. А у нас круглый год зима. Вокруг нас всегда белый снег. А нам так хочется цветных красок. Мы просим вас помочь сделать его красивым и цветным, чтоб нам тоже было радостно и ярко».

Воспитатель: Что же делать, ребята? Вы готовы помочь Пингвинам? (Ответы детей). Так куда нам нужно отправиться? (Ответы детей).Правильно, в Антарктиду!

Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? (Ответы детей)Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Но как мы с вами попадём в Антарктиду? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите (показываю на глобусе), вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться? (подвести к тому, что мы поплывем на корабле)

Воспитатель: У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть. (Вношу контейнер с водой, опускаем на воду несколько корабликов)
(Встаем с детьми вокруг контейнера и немного покачиваемся из стороны в сторону, как на волнах). Вот мы приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее. Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться?(Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, когда вода замерзает, она превращается в лед (опускаю в воду маленькие кусочки льда).
Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко.
Посмотрите, что же происходит со льдом? (Ответы детей:лёд плавает, не тонет).Лёд не тонет в воде, потому что лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности.

Воспитатель: Слайд № 2.В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров. Ребята, вы помните, как эти глыбы называются? (Ответы детей: айсберги) (Прошу детей повторить это слов). А вы помните, чем опасны айсберги? (Ответы детей)

Воспитатель: Слайд № 3.Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди виднеется земля, мы приплыли. Слайд № 4.

Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то 
Было б жарче, чем в пальто.

Воспитатель: Слайд № 5.А вот и сами пингвины вышли нас встречать. Они рады, что мы приплыли к ним в гости. Они предлагают нам поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики.

Подскажите, пожалуйста, какие у вас сейчас руки? (Ответы детей:тёплые, сухие).

Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (Ответы детей: мокрыми, холодными).

Воспитатель: Почему мокрыми? (Ответы детей: от тепла лёд тает и превращается в воду).

Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Ответы детей: это замёрзшая вода).

Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.

Пальчиковая гимнастика:

Стою и снежинки

В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Я зиму, и снег,

И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Но где же снежинки?

В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).

Куда же исчезли снежинки?

Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).

Растаяли хрупкие

Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).

Как видно, ладошки

Мои горячи. (Прижимаем сложенные ладошки к груди)

Воспитатель:  Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Ответы детей: льдинка скользит по тарелке).

Значит лёд какой? (Скользкий).

 А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Ответы детей).Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (Ответы детей).

Воспитатель: Почему? (Ответы детей: потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.

Слайд № 6 – 7. Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а лёд имеет свой цвет? (Ответы детей: нет, лёд бесцветный).

Воспитатель: Как вы думаете, а можно ли  лёд сделать цветным?(Ответы детей).(Подвожу к пониманию того, что можно заморозить цветную воду).

Воспитатель: Правильно. Возьмите любой, один цвет краски, и с

помощью кисточки окрасьте воду.

Воспитатель: Молодцы, все покрасили воду! А теперь, перелейте воду

в формочку. Все формочки залиты. Что нужно делать, чтобы

получился лед? (Ответы детей: заморозить).

Воспитатель: Где? (Ответы детей: на улице или в морозильнике).

Воспитатель: Давайте поставим формочки на поднос и вынесем на

улицу. И посмотрим, что получится. (Заранее подготовить разноцветный лед и принести его с улицы).

Воспитатель: Что стало в окрашенной водой? (Ответы детей)

Отдадим наши цветные льдинки пингвинам, пусть они украшают свой дом. А нам пора возвращаться обратно, домой. (Подходим к контейнеру с водой и плывем на корабле.)

 

Воспитатель:

Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать пингвинам? (да). А что вы Пока мы с вами плыли домой, пингвины прислали нам фотографию. Слайд № 8.

Пингвины говорят вам спасибо!

Ну а наше путешествие подошло к концу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, на тему «Большое космическое путешествие на Марс» (с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Формировать представления детей о Космосе, космических планетах.Расширение представлений детей о Солнечной системе.Задачи:Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.Воспитывать в де...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе по теме « Путешествие к Мойдодыру» с применением здоровьесберегающих технологий

Обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства под силу каждому....