Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр"
проект (младшая группа)

Потапова Марина Васильевна

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx335.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Малоархангельска»


ПРОЕКТ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/063f/0011444e-cc66704d/img0.jpg

Подготовила  воспитатель:

Потапова М.В.

2020

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в этот возрастной период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. В связи с этим считаем необходимым оформление проекта «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игр».

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
  • формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
  • укрепление физического и психического здоровья детей;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • повышение уровня речевого развития детей;
  • воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитание и развитие художественного вкуса;
  • привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Паспорт проекта:

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май). 

Тип проекта: индивидуальный, творческий, игровой. 

Участники проекта: дети младшей группы (10 человек), воспитатели, родители.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Основные принципы проекта:

1.​ Принцип занимательности – используется с целью выявления детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

2.​ Принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу

3.​ Принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развитию ребенка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

4.​ Принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

5.​ Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, т.е. учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

6.​ Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

7.​ Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

На подготовительном этапе необходимо:

      ∙​ Подобрать методическую литературу по теме, художественную литературу, дидактические, пальчиковые, подвижные игры, иллюстрации и т.д.;

∙​ Проведение мониторинга.

∙​ Анализ полученных результатов, выводы.

∙​ Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников".

∙​ Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

На практическом этапе необходимо следующее:

Работа с детьми:

          ∙​ Занятия.

          ∙​ Игровые образовательные ситуации.

          ∙​ Работа с предметными и сюжетными картинками.

          ∙​ Дидактические игры.

          ∙​ Упражнения на развитие мелкой моторики.

Работа с родителями:

           ∙​ Консультации

           ∙​ Беседы о роли развивающих игр для малышей.

           ∙​ Наглядная информация: папки-передвижки

 ∙​ Привлечение к изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики рук детей.

На заключительном этапе проекта необходимы следующие мероприятия:

            ∙​ Диагностика детей;

            ∙​ Проведение заключительного занятия;

            ∙​ Самооценка, выводы.

Практическая значимость проекта

∙​ Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр;

∙​ Разработка дидактического материала и дидактических игр;

∙​ Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

∙​ Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

∙​ Продолжение работы по использованию проектных технологий по развитию мелкой моторики рук.

Продукт проекта:

∙​ Изготовление игр и пособий на развитие мелкой моторики.

∙​ Презентация для родителей.

∙​ Фотовыставка «Учимся играя».

Предполагаемый результат:

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1.​ Систематизацию материала по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста по средствам дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2.​ Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4.​ Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития мелкой моторики пальцев рук.

5.​ Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития мелкой моторики пальцев рук.

Диагностические методики

Для проведения обследования была использована диагностическая методика, методы и приёмы, прописанные в парциальных программах Куцаковой Л.В. Лыковой И.А., применялись задания, разработанные Кольцовой М.М. и Озерецким Н.О

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Упражнения на повторение фигур из пальцев.

1. «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

2. «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

3. «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

4. «Коза» (вытянуть вверх два пальца – указательный, и мизинец, большой палец удерживает средний и безымянный пальцы на ладони). Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики. 3 балла – с заданием справился; 2 балла – справился с помощью взрослого; 1 балл – с заданием не справился;

Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность, и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3 балла – с заданием справился; 1 балл – с заданием не справился.

Упражнения на дорисовывание.

1. Дорисовать прямую линию;

2. Дорисовать волнистую линию;

3. Дорисовать ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений обращается внимание на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики:

3 балла - «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз. Линия чёткая, ровная 2 балла - имеется не более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги, но линия чёткая, ровная. 1 балл - имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки наблюдаются «неровная», «дрожащая» линия (очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту).

Оценку выполнения всех заданий даёт педагог, подсчитав общее количество баллов. По общему количеству баллов определяется уровень развития мелкой моторики рук и координации движений пальцев.

10 баллов и ниже (низкий уровень) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Малыши не умеют правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

11-18 баллов (средний уровень) – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков. Малыши умеют правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные.

19-27 баллов (высокий уровень) – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

В ходе проведения диагностической методики было выявлено:

  • 1 детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики, что составило 10 %;
  • 5 детей имеют средний уровень развития мелкой моторики, что составило 45 %.
  • 5 детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, что составило 45%.

Данные результаты подтвердили необходимость работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

На основе изучения литературы по теме разработала:

  • перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение 1);
  •  по играм с песком (Приложение 2);
  • систематизировала игры, дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

СЕНТЯБРЬ  

Выявление уровня развития мелкой моторики.

О К Т Я Б Р Ь

Д/игра «Стержни и кольца»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Д/игра "Цветные вкладыши".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Пальчиковая игра: «Домик»

Н О Я Б Р Ь

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Овощи"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.

Пальчиковая игра: «Очки»

Д Е К А Б Р Ь

Перекладывание из одной емкости в другую.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Д/игра "Сухой бассейн".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика "Фрукты".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

Пальчиковая игра: « Улиточка»

Я Н В А Р Ь

Д/игра "Мозаика".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Упражнение "Елочка".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Новогодние игрушки".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Пальчиковая игра: «Мы считаем»

Ф Е В Р А Л Ь

Разбор красной и белой фасоли.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковая гимнастика "Помощник".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Пальчиковая игра: «За работу »

М А РТ

Выкладывание "8 Марта".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

Пальчиковая гимнастика "Наши мамы"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".

Пальчиковая игра:

А П Р Е Л Ь

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

Пальчиковая гимнастика "Домашние птицы".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

М А Й

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Пальчиковая гимнастика "Наша армия".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРАМ С ПЕСКОМ

Сентябрь

«Сыпем, лепим»

Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи: Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.

Оборудование: Центр « Вода-песок», формочки для песка.

Октябрь

«Отпечатки наших рук»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

Задачи: Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

Оборудование: Песок, разноцветные камушки.

Ноябрь

«В гости к мышке»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды и песка

Задачи: Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Оборудование: Центр «Вода-песок», дорожка, подвижная мышка, маленькие мышки по количеству детей, цветные коробочки, бочата – вкладыши, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, маленькие тарелочки.

Декабрь

«Речка и ручеёк»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

Задачи: Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Оборудование: Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики,

ведро с водой, большой и маленький бумажные кораблики.

Январь

«Норки для ежат»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи: Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование: Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок»

Февраль

«Горки для козлят»

Цель: Учить детей выкладывать форму из влажного песка.

Задачи: Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Оборудование: Песок, набор деревянного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки большие и маленькие.

Март

«Лисичка в гостях у ребят»

Цель: Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Задачи: Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

Оборудование: Игрушка-Лисичка, шнур, крупные бусины 15шт., песок в прозрачных стаканах (по количеству детей), сита (по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой.

Апрель

«День рожденья куклы Маши»

Цель: Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Задачи: Приучать детей договаривать слова знакомой сказки

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Оборудование: Песок, кукла – большая, настольный театр «Колобок»,

формочки, подносы, совки, большой строительный материал.

Май

«Мы ходили в огород»

Цель: Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

Задачи: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Оборудование: Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.

Информационные ресурсы

1. Лосев П., Плутаева Е. «Дошкольное воспитание». Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.№3,5,6 2005.

2. Воробьева Л.В. Развивающие игры для дошкольников. СПб, Издательский дом «Литера», 2006.
3.  Интернет ресурсы: palchikovye_igry_i_uprazhneniya_dlya_detey.docx
4.Синицына Е. «Умные пальчики» Москва, издательство «Лист», 1999.
5.Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» СПб, издательство «Корона-Век», 2007.
6. Стефанова Н.Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет.
.

7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

10.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

11. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010. 12. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова -Дошкольное воспитание, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством тестопластики

Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

данная презентация позволяет показать всю пользу природного материала при ее использовании при развитии мелкой моторики...

Проект по физическому воспитанию "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"

Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  пальцевой моторики. В послед...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»

Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов продуктивной деятельности" 2019г

quot;В чем больше уверенности в движениях детской руки,тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума.А чем больше мастерства в детской руке, т...