Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Симонова Екатерина Валерьевна

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда «РЕЧЬ, КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

учителя-логопеда

Симоновой Екатерины Валерьевны

на 2020-2022 гг.

Тема самообразования: «РЕЧЬ, КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ»


Актуальность.

На современном этапе развития дошкольного образования огромная роль придается социально-коммуникативному развитию детей, а именно становлению речевого общения. Нарушения речевого общения детей дошкольного возраста затрудняют их ориентацию в мире сверстников, взрослых и окружающей действительности. Это приводит к недоразвитию коммуникативных умений, что отражается на поведении ребенка, его активности в процессе разных видов деятельности, а также наблюдается отклонение в развитии речевой функции.

Работа начата – 01.09.2020 г.

Предполагается закончить – 31.05.2022 г.

Цель на 2020-2022 г.

Преодоление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня через апробацию методик разработанных: Л.В. Лопатиной, С.В. Дель «Молчуны».

Задачи на 2020-2021:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, выявить теоретические основы формирования речи, как основы коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II–III уровня;

2. Подобрать и адаптировать диагностическую методику по оценке уровня сформированности речи, как основы коммуникативных умений дошкольников;

3. Составить перспективный план коррекционной работы по данному направлению.

Задачи на 2021-2022:

  1. Провести работу по составленному плану коррекционной работы
  2. Сделать сравнительный анализ

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет,  медиа-информация на различных носителях, семинары.

Предполагаемый результат:

  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
  • Разработка протокола для диагностики
  • Положительная динамика показателей; 
  • Разработка дидактических материалов, наглядностей;
  • Разработка и проведение, мастер-классов, обобщение опыта;
  • Доклады, выступления на заседаниях МБДОУ, участие в конкурсах и конференциях по обмену  опыта;
  • Умение оказать практическую помощь коллегам

Форма самообразования:  групповая – через участие в деятельности дошкольной организации.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме, методические разработки.


  1. План методической работы на 2020-2021г.

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

1

Теоретическое изучение проблем    

2

  1. Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст].- М.: Академия, 2007.
  2. Арушанова, А. Г. Методика развития речи и обучения началам грамоты [Текст]. -М.:МЭГУ, 2005.
  3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989.-561с.
  4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение.-Ярославль: Академия развития [Текст].- 2008.
  5. Белякова, Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений [Текст]. - М.: Наука, 2012.
  6. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
  7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст].-М: Просвещение, 2011.
  8. Венгер,Л.А. Восприятие и обучение [Текст]. - М.: Просвещение, 2009.
  9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст].- // Собр. соч.: в 6-ти томах. Т.2. — М.: Педагогика, 2012.
  10. Выготский, Л.С. Развитие устной речи [Текст].- // Собр. соч.: в 6-ти томах. Т.З. -М.: Просвещение, 2012.
  11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: АПН РСФСР, 2011.
  12. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи русского языка [Текст].- /Под ред. С.А. Абакумова. - М.: АПН РСФСР,2009.
  13. Грибова, О.Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений [Текст].- // Дефектология. - 2001. - №1.
  14. Гризик, Т.А.Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст].- // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6.
  15. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научных трудов под ред. Е.А. Левановой. Выпуск 23. Калининград: Изд-во КГУ, 2009. С. 56-60.
  16. Дмитриев, А. Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения : Дис. д-ра пед. наук. — М., 1978. — 381 с.
  17. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2005. - № 11.
  18. Дубовская, В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: диссерт. канд. пед. наук В.А. Дубовской. Курган, 2010. 178с.
  19. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Емельянова Ирина Алексеевна. – Екатеринбург. – 2009. – 273 с.
  20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст].- М., 2011.
  21. Жинкин, Н.И. Интелект, язык и речь [Текст].-//Нарушение речи у дошкольников. -М., 2012.
  22. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи/ В защиту живого слова [Текст]. - М.: Просвещение, 2006.
  23. Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи [Текст].- М.: УНПИ «Энерго-маш», 2014.
  24. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст]. - М.: Медицина, 2013.
  25. Жукова, Н.С.,Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М., 2010.
  26. Запорожец,А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 1 [Текст].-М.: Педагогика, 2006.
  27. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи [Текст]. - М.: Русский язык, 2007.
  28. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2013.
  29. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]. -М.: Просвещение, 2012.
  30. Крутецкий,В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
  31. Кузина, Н. И. Формирование объяснительной речи старших дошкольников [Текст].- II Дошкольное воспитание. — 2013.
  32. Кэдъюсон, Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психокоррекции. СПб.: Питер, 2000.
  33. Лалаева ,Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст].- - С-П.: Союз, 2001.
  34. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М.: Педагогика, 2004 г.
  35. Левина, Р.Е. Основы теории практики логопедии [Текст]. - М., 2008.
  36. Леонтьев, А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания [Текст]. - М.: Наука, 2009.
  37. Лепская, Н.И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника [Текст]. - М.: РАО, 2014.
  38.  Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2006
  39. Логопедия / Под ред. Волковой, Л.С. [Текст].-М.: Владос, 2008
  40. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]. - СПб., 2004.
  41. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст].- / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: изд-во МГУ, 2009.
  42. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста [Текст]. — М., 2007.
  43. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст].— М.: Педагогика, 2004.
  44. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике
  45. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. - М. Наука, 1984. - 112с.
  46. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у не говорящих детей [Текст].- Ярославль, 2009.
  47. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  48. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст].- /Под ред. М.И. Лисиной. - М., 2005.
  49. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
  50. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский-М. : Педагогика, 1982. - 214 с. 98
  51. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]. – Ростов -на-Дону: «Феникс», 2002.
  52. Правдина, О. В. Логопедия: учебное пособие для студентовдефектологических факультетов педагогических институтов / О. В. Правидина. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
  53. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.
  54. Пузанов, Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» / Б. П. Пузанов. – М.: МПГУ, 2011. – 44с.

речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. – 240 с.

  1. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст].-// Основы общей психологии.— Т. 1.—М.: 2009.
  2. Рубиштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999.-720 с.
  3. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  4. Соловьёва, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст].- // Дефектология. – 2006.
  5. Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками [Текст].- // Подготовка детей к школе в детском саду, М., 2008.
  6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. УшаковаМ.: Изд.-во Института Психотерапии, 2001. — 240 с.
  7. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст], - М., 2009.
  8. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. М., Просвещение, 2010. - 319 с.
  9. Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]. - М., 2000.
  10. Филичева, Т.Б., Чивилева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст]. - М., 2007.
  11. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч [Текст]. - М., 2013.
  12. Чиркина, Г.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2012.
  13. Шмаков, С. А. Коммуникативные игры. М.: Просвещение, 2010. С. 96 113.
  14. Эльконин, Д. Б. Развитие речи и обучение чтению [Текст].- // Избр. психол. труды. — М.,2009..
  15. Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.:Институт практической психологии, 2009. 304с.

Сентябрь -январь

3

Подбор и адаптация методики по оценке уровня сформированности речи, как основы коммуникативных умений дошкольников

Февраль - апрель

4

Составить перспективный план коррекционной работы по данному направлению

Май

  1. План работы с детьми 2020-2021

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

1

Диагностика

Март - апрель

  1. План работы с детьми 2021-2022

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат/форма отчетности

1

Проведение коррекционных занятий с детьми в подгруппах

Сентябрь-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ТЕМА: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»...

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год.

В логопедическую группу детского сада зачисляются дети  с заключением  «общее недоразвитие речи»,  «дизартрия», «системное недоразвитие речи».Логопедическое и психологическое изучение д...

План работы по самообразованию учителя-логопеда

План работы по самообразованию учителя-логопеда...

План работы по самообразованию учителя-логопеда

Индивидуальная тема самообразования: « Мотивационная готовность дошкольников к школе»....

план работы по самообразованию учителя-логопеда

Хочу поделиться своим планом самообразования на 5 лет...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....