Краткосрочный проект «Птицы нашего края»
проект (младшая группа)

Бугай Лариса Александровна

Краткосрочный проект

«Птицы нашего края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_3.docx103.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

Краткосрочный проект

«Птицы нашего края»

во второй группе раннего возраста (2-3 года)

Сроки реализации проекта:15.02.21- 26.02.21

Выполнила:

воспитатель I категории

Бугай Лариса Александровна.

Пугачев, 2022г

Тип проекта: творческий-исследовательский

Вид проекта: групповой

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» ,«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.

 Актуальность проекта:

Любовь к Родине -  одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя ее.

.

Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Любой край неповторим. В любом месте своя особенная природа.  Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр, возникает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Любовь к природе определяется бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о растениях и животных, птицах. Первые представления о родной стране, которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему прекрасен, и, изучая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках, поделках…

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Интерес к природе появляется уже в раннем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное или птицу. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Начиная с младшего дошкольного возраста проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны. Постепенно границы наблюдений расширяются: участок детского сада, знакомая улица, речка, поле…

Однако воспитанников младшего возраста уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе. Своим проектом, мы делаем первый шаг к выполнению нашей первостепенной задачи, к сохранению природы родного края.

Проектная деятельность выбрана не случайно, как наиболее эффективное для достижения общей цели.

Цель: формирование общего представления у дошкольников о птицах нашей малой Родины и роли человека в жизни птиц.

Задачи:

- формировать представление о птицах нашего края;

- развивать стремление помогать птицам в трудных зимних условиях;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

- привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в реализации проектной деятельности;

- создавать условия для расширения представлений о птицах (пополнять развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- формирование первоначальных знаний детьми о птицах родного края;

- заинтересованность детей и родителей совместной работой (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);

- проявление у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Ресурсы и оборудование:

- определение темы проекта;

- разработка перспективного плана проекта;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- разработка методических материалов, рекомендаций по теме;

- подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, набор из фетра, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы»)

   Содержание проекта

Представляет собой применение в воспитательно-образовательном процессе эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах,  и особенностях их жизни в зимний период.

Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:

1. Работа с детьми;

2. Работа с родителями;

3. Совместная деятельность родителей и детей.

1. Работа с воспитанниками

Познавательное развитие:

НОД: «Зимующие птицы нашего края», «Скворечник для скворца».

Беседы: «Чем птицы отличаются от животных?»; «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?»; «Нужно ли заботиться о птицах и почему?»

Рассматривание изображений птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят птиц».

Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; «Угадай, кто улетел?»; «Большие и маленькие птицы на кормушке»; «Накорми птиц»; «Каких птиц много на дереве?».

Разгадывание загадок о птицах.

Включение элементов сюжетно - ролевых игр: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в гости»; «Птичкина столовая».

Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?»; «Как можно помочь зимующим птицам?»

Социально- коммуникативное развитие:

Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.

 Художественно- эстетическое развитие:

Раскрашивание раскрасок: «Снегири», «Синички».

Лепка: коллективная работа (Пластилинография) «Птицы на кормушке». (два этапа)

Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».

Речевое развитие: НОД «Меню птиц»

Беседы: «Каких птиц я видел на прогулке?»; «Что кушает воробей?», «Кормушки бывают разные»; «Почему нужно зимой кормить птиц».

Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»; З. Александрова «Гули-гули»;

Н. Хилтон «Скворечник»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»; В. Берестов «Воробушки»; А. Барто «Воробей».

 Разучивание стихотворения: А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…».

       Словесные игры: «Назови ласково»; «Кто кем будет?».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Птички летают»; «Птички в   гнездышках»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».

Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»; «Сел на ветку снегирек»; «Сорока»; «Птичка и бочка».

2. Работа с родителями.

Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья. была проведена работа с родителями:

Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».

Памятка для родителей: «Покормите птиц».

В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц».

3. Совместная деятельность родителей и детей.

Участие в выставке «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц); а также подкормка птиц во время прогулок.

Сбор корма для птиц.

Наблюдение за птицами вне детского сада

Вывод по реализованному проекту:

В результате проведения данного проекта «Птицы родного края»

у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности;

также были созданы благоприятные условия для формирования у детей целостного представления о жизни птиц малой Родины;

в групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края. Каждому человеку необходимо знать родную природу. Нам предстоит еще очень много работы в этом направлении, но первый шаг мы уже сделали.

Используемая литература:

Список литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)

3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада».Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2007г.

4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись».- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009г.

5. Компьютерный атлас определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы. http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm

6. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа.Издательство: Учитель.Серия:ФГТ в ДОУ: от теории к практике. 2012г.

7. «Силуэты птиц в векторе».

http://corelline.ru/vector_nature_animals/258-siluety-ptic-v-vektore.html4.

                                                 

Консультация для родителей

Как правильно организовать подкормку птиц?

Главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!

Чем накормить пернатых гостей?

Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:

Не жаренные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли Шишки, желуди, орехи, например, арахис Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины Крошки чёрствого пшеничного хлеба Семена клена и ясеня Кусочки несолёного сала, мяса и жира Яблоки

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм.

Конспект занятий во второй младшей группе «Птицы нашего края»

Образовательная область«Познавательное развитие»«Художественно-эстетическое»

Цель: формирование первоначальных знаний о зимующих птицах нашего края

Задачи:

 -Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

-Активизировать двигательную активность детей во время подвижной игры

 -Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края.

Материал: картинки птиц; разрезные картинки «Собери птицу». Птица (иллюстрация, грам. запись (пение птиц). Раскраски с изображением снегиря и синицы. Цветные, восковые мелки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к книгам, беседа с детьми о том, что надо заботиться о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок.

 -Ребята, послушайте внимательно, что вы слышите? (фонограмма с голосами птиц)

-Правильно, это поют птицы! А когда так радостно поют птички? когда тепло и сытно. А сейчас какое время года? Ребята, зимой, из леса прилетают птицы, поближе к нам, к людям. И эти птицы называются «зимующие». Сейчас мы познакомимся с такими.

-Посмотрите, это снегирь.  Снегири - очень красивые птицы, живущие стайкой. Давайте вместе рассмотрим снегирей. Птица эта чуть крупнее воробья, очень плотного сложения. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

- А теперь, превратимся в птичек и полетаем! Игра «Птички летают»

-А сейчас познакомимся еще с одной зимующей птичкой, которая прилетает к нам из леса. Посмотрите, какая она красивая. Это синица.    (описание с помощью детей)

Игра «собери картинку» Разрезанные изображения снегиря и синицы.

- Какие вы молодцы, быстро справились с заданием.

Ребята, пока мы выполняли задание, к вам на столы прилетели новые знакомые, зимующие птички (какие?). Только, вот беда, они не раскрашены. Давайте раскрасим птичек.

Физ.минутка: Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные!  Из ваших работ мы тоже организуем выставку.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по художественному развитию

конструирование «Домик для скворца»

во второй группе раннего возраста

Цель: формирование новых знаний и первоначальных навыков конструирования

Задачи:

  • Формировать начальные представления о скворцах и их особенностях
  • Формировать умение конструировать предмет из нескольких частей
  • Определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная)
  • Познакомить с новым предметов и его предназначением

Материалы: изображение скворца, настоящий скворечник, изображение скворечника, модель из крупных кубиков, набор более мелких кубиков на каждого ребенка

Ход занятия.

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес любоваться птицами. Они прилетают к нам весной, когда становится тепло и ярко светит солнышко.

Основная часть.

Посмотрите, какая красивая птичка у меня на картинке. Читаем стихотворение:

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его Скворец!

hello_html_m56dc2ab7.jpg


Но скворцы не вьют гнезда, как другие птички. Где же тогда они живут? Вот послушайте загадку:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Крепкий, деревянный дом

С круглым маленьким окном.

- Что же это за домики такие? Правильно – скворечники! Давайте построим тоже домик для нашего скворца. Посмотрите на картинку. А теперь на настоящий скворечник, который сделал дедушка Платона.


-  Из каких частей он состоит? Давайте вместе посмотрим. (Стенка скворечника, крыша, окно, полочка)

- Из какой геометрической фигуры построен скворечник?  Из какой геометрической фигуры мы построим крышу?  На какую геометрическую фигуру похоже окно в скворечник?

Физкультминутка.

Дружно мы сейчас пойдем (шаги на месте)

И построим птичкам дом (руки над головой в виде крыши)

Пилим мы пилой дощечки (руками вперед-назад)

Из них сколотим мы скворечник («работаем молоточком»)

- Ребята, сейчас мы сядем за столы и начнем делать наши домики для скворцов.

(В процессе работы помощь, подсказка).

Заключительная часть.

Читаем стихотворение:

Мы построили скворечник-

Дом веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле нашего крыльца!

- Какие вы молодцы!!! Давайте посмотрим, какие красивые скворечники у вас получились! Домики для скворцов готовы! Скворушки будут рады таким домикам! Давайте себе похлопаем!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы нашего края"

Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...

Проект "Птицы нашего края"

Проект "Птицы нашего края" для детей старшего возраста....

Исследовательский проект "Птицы нашего края"

В данном материале указаны основные аспекты моего исследовательского проекта...

Детский краткосрочный проект «Птицы- наши друзья»

Участники: дети, родители, воспитатели.Цель: Развивать представления детей о действительной помощи, заботы о птицах.Задачи:Познакомить детей с зимующими птицами;Углублять знания детей с о зимующих пти...

Сценарий в рамках краткосрочного проекта " Птицы-наши друзья"

Сценарий весеннего развлечения для групп раннего возраста...

Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"

Краткосрочный проект "Птицы - наши друзья"...

Краткосрочный проект" Птицы нашего края"

Сформировать у детей знания о птицах нашего края....