Мастер - класс "СЕКРЕТЫ STEAM"
консультация

Фрумузаки Валентина Валериевна

Познакомить педагогов  с нескольками направлениями STEAM технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_-_sekrety_steam.docx150.84 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Мастер-класс для педагогов

«Секреты STEАM»

Подготовила: воспитатель Фрумузаки В.В.

План проведения мастер-класса:


I.Теоретическая часть.

  1. Вступительное слово.

II. Практическая часть.

  1. Что такое спирограф?
  2. Как использовать спирограф в работе с детьми?
  3. Практические игровые упражнения со спирографом.
  4. Круги Эйлера.
  5. Практические игровые упражнения с использованием кругов Эйлера.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов, обмен мнениями.
  2. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

  1. Теоретическая часть.
  1. Вступительное слово.

Ведущий.Добрый день, уважаемые коллеги! Мы знаем, что стремительно меняется мир - меняются педагоги и их воспитанники.В настоящее время приоритет отдаётся технической направленности.Чтобы выросли наши дети уникальными архитекторами, дизайнерами, мыслителями, творческими людьми, я в своей работе применяю такую технологию, как STEАM. STEАM обучение -- это инновационная методика, это наука, технология, инженерия, искусство, математика. Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно.

СЛАЙД 2.

STEAM – это:

Ведущий.Мы рассмотрим несколько направлений этой технологии.Чтобы узнать какое, предлагаю разгадать ребус по технологии Кроссенс. Обратите внимание на слайд.

СЛАЙД 3.

Ведущий.Мы видим поле, на котором по кругу изображены предметы (карандаши, линейка, лист бумаги, тюбик краски), внутри пустой квадрат. Как вы думаете, что объединяет эти все предметы?(Высказывания участников мастер – класса)

Ведущий.Это искусство (появляется в пустом квадрате картинка: палитра).

  1. Практическая часть.

СЛАЙД 4.

  1. Что такое спирограф?

Ведущий.Одним из приемов в разделе искусство, является спирограф.Спирограф–забытая старая, но очень увлекательная, эффективная, развивающая игрушка. «Спирограф» был изобретён британским инженером Денисом Фишером в 1962 году. Используя спирограф можно создавать различные графические изображения, тем самым развивается фантазия детей, творческое мышление, мелкая моторика. Но самое главное – это подготовка руки к письму. Данную развивающую игрушку можно использовать и с детьми школьного возраста. Она поможет улучшить характер почерка и увеличить скорость письма.
Дети в игровой форме создают яркие графические зарисовки. Это вызывает у них множество положительных эмоций и желание рисовать.
https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/11/15642_62b981dc73421c737bd1a840331f8b3b.jpg

  1. Практические игровые упражнения.

Этапы работы со спирографом.

Ведущий.Я предлагаю вам этапы работы со спирографом, которые я использую в своей работе.

  • Первый этап работы с детьми – знакомство со спирографом.

Ведущий.Воспитанникам я показываю и рассказываю из чего состоит линейка – спирограф, и что означает каждый ее элемент.

СЛАЙД 5.

Ведущий.Посмотрите, как выглядит линейка – спирограф. Это прямоугольник, внутри которого вырезан круг, весь в зубчиках, в наборе идут несколько небольших кружков-шестеренок с дырочками внутри. Сейчас придумали не только в форме прямоугольника, но и в форме различных зверюшек.

http://ejka.ru/uploads/images/3/7/e/3/112/75ea3158d2.jpgигрушка спирограф

СЛАЙД 6.

http://ejka.ru/uploads/images/3/0/7/e/112/50db559110.jpg

Нужно вставлять карандаш или ручку в эти дырочки и водить меньший круг внутри круга, который находится в линейке.Каждое отверстие создает свой неповторимый узор. А комбинируя узоры и цвета, можно получить бесчисленное количество красивых зарисовок.

  • Второй этап – самостоятельное экспериментирование с линейкой, кругом - спирографом.

Ведущий. На втором этапе мы обучаем техническим навыкам работы с индивидуальным сопровождением детей, поэтому данный этап самый длительный. Работа со спирографом – работа не одного дня.

Ведущий. Как рисовать спирографом?

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, вместе поэкспериментировать.

(Показ ведущим работу со спирографом, используя документ-камеру)

Ведущий. Вкладыш (круг, треугольник или овал) помещаем внутрь линейки-спирографа. Затем кончик ручки или карандаша четко фиксируется в одном из отверстий вкладыша, и начинаем совершать различные вращательные движения рукой, получая не просто «каляки-маляки», а необыкновенной красоты спиралевидные узоры.

Вставляя ручку в разные отверстия вкладыша в спирографе, можно выбирать какие линии чертить; есть возможность экспериментировать с цветом и видом рисунков.

  • Третий этап – работа с заданиями.

Ведущий.Третий этап позволил раскрыть возможности использования спирографа. Спирограф можно применять при работе с раскрасками, благодаря чему у ребенка происходит развитие одного из направлений подготовки руки к письму - пространственная ориентация: раскрашивая, ребенок учиться ориентироваться на листе бумаги.

Ведущий.Сейчас приступим к выполнению третьего этапа – работа с заданиями.

Наступила зима, скоро Новый год. Воспитанникам можно предложить тему работы: «Зимние узоры»: это может быть и «Подготовь платье Снегурочке к Новому году» (раскрась платье – раскраска), и «Идет снег» (рисование снежинок)

Ведущий предлагает задания.

Ведущий.  Сегодня мы создадим «Морозный узор на окне». (Участники мероприятия выполняют задание). Предлагаю взять листы бумаги с изображением окна, спирографы, ручки и выполнить работу.

  1. Круги Эйлера.

СЛАЙД 7.

Ведущий.Чтобы узнать следующее направление, разгадаем ребус по той же технологии Кроссенс. Обратите внимание на слайд.

По кругу изображены предметы (обручи, геометрические фигуры, цифры, карточки с разными предметами), внутри пустой квадрат. Как вы думаете, что объединяет эти все предметы? (Высказывания участников мастер – класса)

Ведущий.(Щелчок). Это царица наук - математика (появляется в пустом квадрате картинка: эмблема математики), одно из направлений STEAM – технологии.

СЛАЙД 8.

Ведущий. Одним из приемов в разделе математика являются круги Эйлера. Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке. Леонард Эйлер — швейцарский, немецкий и российский математик и механик 18 века.  (Щелчок)

Круги Эйлера можно использовать как в различных образовательных областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», так и в самостоятельной деятельности детей.

СЛАЙД 9.

Ведущий. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, развивается речь, память и мышление.Построение и использование наглядных моделей способствует развитию умственных способностей дошкольников. 

СЛАЙД 10.

Ведущий. Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Существуют несколько моделей кругов:

  • Непересекающиеся круги.
  • Пересекающиеся круги.
  • Один круг вложен в другой.

СЛАЙД 11.

Ведущий. Дидактический материал для игр с обручами.

  • Обручи.
  • Плоскостные круги и ковролин.
  • Карточки с изображением предметов (подобные картинному лото).
  • Кодовые карточки. Целесообразно использовать кодовые карточки, т. е графические условные знаки знакового обозначения свойств предметов.
  • Карточки со знаком отрицания. Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками вводится код, обозначающий знак отрицания «НЕ», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест – накрест соответствующего кодирующего рисунка. 
  • Различные мелкие предметы.
  • Блоки Дьенеша. 

СЛАЙД 12.

Ведущий. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала мы объясняем, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга»

Например, игра «Разложи, не спеши». Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: предлагается круг красного цвета. Дети располагают все большие фигуры внутри круга, а все маленькие фигуры «вне» красного круга или в желтом кругу все желтые предметы, красные «вне круга».

Ведущий. Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга. По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.

В средней группе используются уже два не пересекающихся обруча. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в красный – все фигуры красного цвета.

СЛАЙД 13.

Ведущий. В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения двумя пересекающимися обручами.

Например, задание «У вас есть картинки, положите пожалуйста в один круг только желтые предметы, а в другой круг транспорт».

Ведущий. В данном положении может возникнуть спор у детей, т. к. желтый автомобиль может оказаться и в том и другом круге, множестве. Здесь, важно дать время детям подумать, обсудить, поспорить между собой. И придумать решение. Хорошо, если кто-то догадается положить желтую машину по середине, а может быть кто-то сделает открытие и догадается пересечь круги и тогда желтая машина окажется в обоих кругах сразу. Именно вот эта зона будет называться пересечение множеств. Такие пересекаемые множества могут быть в том случае, если мы возьмем разные типы признаков: форма, цвет, величина, размер.

СЛАЙД 14.

Ведущий. Модель кругов Эйлера один круг вложен в другой, позволяет научить детей классифицировать окружающий мир по признакам, свойствам, принадлежности и т. д.

На большой круг кладут картинки представителей животного мира вперемешку. Далее, Дети берут в руки все картинки и раскладывают в круги меньших размеров, которые располагаются в большом круге: (цвет кругов определяете сами). В зеленый животных леса, желтый – домашних, голубой – животных жарких стран.

Такую игру можно предложить не только старшим дошкольникам, но и родителям на собраниях.

СЛАЙД 15.

Ведущий. Предлагаю поиграть. Нужно распределить цифры в три пересекающиеся обручи: синий, зеленый, красный. Возьмите каждый по цифре, а кто-то по две. Послушайте задание.

Задание. Цифры 1,2,3 – поместите внутри каждого круга. Цифра 4 – внутри синего и красного круга. Цифра 5 – внутри зелёного и красного круга. Цифра 6 – внутри зеленого и синего. Цифра 7 – внутри всех трех цветов. Цифры 8, 9, 10– вне кругов.

Я буду повторять задание, вы поочередно располагайте цифры.

Участники выполняют задание.

Ведущий. Обратите внимание на экран, это правильное решение этого задания. Можно использовать не только цифры, а и блоки Дьенеша, картинки, различные предметы, а также играть на полу, используя обручи.

СЛАЙД 16.

Ш. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов, обмен мнениями.

Ведущий. Уважаемые педагоги, мы с вами прекрасно поработали и мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, все ли вам было доступно, было ли легко выполнять задания.

Обмен мнениями участников мастер – класса.

  1. Рефлексия.

Ведущий.Я хочу поблагодарить коллег за работу в мастер-классе, подарить буклеты.  Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, решать только вам, дорогие коллеги!

Для подведения итога я хочу использовать домики. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию.

  • Если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – поселите смайлик на третий этаж.
  • Если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приёмами – поселите смайлик на второй этаж.
  • Если опыт вам не пригодится – поселите смайлик на первый этаж.

— От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках! Спасибо за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Применение STEAM технологий в образовательном процессе ДОО"

Мастер- класс для педагогов"Применение STEAM технологий в образовательном процессе ДОО"...

Конкурсное задание. Мастер - класс для педагогов детского сада "STEAM-лаборатория – детская территория успеха"

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»номинация "Лучший воспитатель"Мастер  - класс«STEAM-лаборатория – детская территория успеха»Наши дети ле...

Мастер-класс "Опытно-экспериментальная деятельность в STEAM-образовании

Мастер-класс "Опытно-экспериментальная деятельность в STEAM-образовании...

Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"

Презентация к мастер-классу "опытно-экспериментальная деятельность в рамках реализации Steam-образования"...

Заявка на участие в региональном конкурсе авторских методических разработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста «STEAM-педагог»

Приложение 1.ЗаявкаНа участие в региональном конкурсе авторских методическихразработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста«STEAM-педагог» ФамилияАлейниковаИмяЕленаОтчеств...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...