"Дошкольник - волонтёр, как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности"
статья
В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ДОШКОЛЬНИК – ВОЛОНТЁР»
- как средство формирования социальной
ответственности, инициативы и самостоятельности.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла и как можно больше добра»
Л.Н. Толстой.
В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на социализации современных детей.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому и у нашего детского сада возникла идея создания волонтерского движения "Доброе сердце" еще в 2018 году, как раз в год волонтера и добровольца.
Слово «Волонтер», иностранное, переводится как «доброволец» или«желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А я, в нашем детском саду, стала использовать его в 2018, но традиция помогать в ДОУ существует уже много.
Волонтёрство, как технология эффективной социализации компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность, инициативу.
«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Волонтерское движение в нашем ДОУ это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь младшим дошкольникам;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические акции, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни и др.
Получены положительные эффекты от волонтёрского движения в ДОУ:
- волонтерское движение помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную;
- дошкольники научились вступать в контакт, как с взрослыми, так и с детьми раннего возраста, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника;
- позитивные отклики детей, родителей (законных представителей), педагогов и школьников, общественности;
- дошкольники - волонтёры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь;
- педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, у них
формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству;
- педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысили свою педагогическую компетентность;
Определенные результаты волонтерского движения можно отметить и для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее идут на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки.
Малыши стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать вопросы.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности – о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) - ответственность за результаты воспитания своих детей.
«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь»
Конфуций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями".
Описана ситуация, сложившаяся в работе с семьёй в последнее время. Приведены формы работы, задачи и рекомендации по работе с родителями на основе обебщения и систематизации научно методической литерат...
Презентация педагогического совета "Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников"
Презентация, сопровождающая педагогический совет...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»
Освещение практического опыта работы по теме: «Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»...
Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей, инициативы и самостоятельности воспитанников
Опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста"я деятельность, как средство развития творческих способностей,инициативы и самостоятельности воспитаннико...
Техническое творчество, как средство воспитания у детей инициативы и самостоятельности.
Каждый ребёнок – изобретатель. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытает...