Литературная игра "Мороз и солнце, день чудесный"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Создание условий для обогащения художественно-эстетического восприятия при знакомстве детей с поэтическим словом, творчеством русских художников, музыкой, живописью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_moroz_i_solntse_den_chudesnyy_2022.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа 1161

Литературная игра

 в подготовительной группе № 7

Тема: «Мороз и солнце, день чудесный»

Воспитатели:

 Савельева Т.А.

Котова Г.А.

2022

Цель: 

- Создание условий для обогащения художественно-эстетического восприятия при знакомстве детей с поэтическим словом, творчеством русских художников, музыкой, живописью.

- Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Задачи:
• Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства;
• Создать условия для знакомства с разнообразием способов изображения снега на примере творчества художников;
• Создать условия для развития творчества, воображения, познавательного интереса;
• Создать условия для развития умения чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, в музыке;
• Создать условия для воспитания эстетического чувства, бережного и внимательного отношения к природе;
• Создать условия для развития логического мышления через разгадывание загадок; художественно-поэтический образ зимы через стихи о зиме, пословицы и поговорки.

Ход:

- Ребята! А вы сегодня заглядывали в наш почтовый ящик? Давайте вместе посмотрим, может там что – то есть. Действительно, пришло письмо. Интересно, от кого оно. Давайте прочитаем.
«Снегопад»
Туча вниз швыряет снег,
Засыпает снегом всех.
На сверкающий ледок
Лёг пушистый холодок.
Туча снегом знай, трясёт –
Всё сугробы выше.
Неужели занесёт
Город наш по крыши?! (зима)
- Про что это стихотворение, кто его нам прислал? (ответы детей)
Конечно, это стихотворение от зимы. Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, будем слушать музыку, отгадывать загадки зимы.

- Много стихов и музыки посвящено этому красивому времени года. Вот как писал о нем Н. А. Некрасов:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
- Разною бывает зима. Она и студеная, и с оттепелью, с метелью и капелью, снежная да солнцем.

А. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою Севера явись!

- А как красиво вьются снежинки в воздухе!
Константин Бальмонт
Светло-пушистая, Снежинка белая,
Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится,
Не в высь лазурную, На землю просится.
Лазурь чудесную Она покинула,
Себя в безвестную Страну низринула.
В лучах блистающих Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих Сохранно-белая.
Под ветром веющим Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем, Светло качается.
Его качелями Она утешена,
С его метелями Крутится бешено.
Но вот кончается Дорога дальняя,
Земли касается, Звезда кристальная.
Лежит пушистая, Снежинка смелая.
Какая чистая, Какая белая!
- Послушайте отрывок из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Представьте, что вы снежинки, покружитесь, потанцуйте.
- А теперь представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.
- Вечер зимой длинный – предлинный, задумчивый и немного загадочный, будто сама зима ждет появления сказки.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
- И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны, из замерзшей тишины ночного воздуха.
Валерий Брюсов
Серебро, огни и блестки,- Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований, Этот мир из серебра!
- Много есть сказок, где действие происходит зимой. Я буду зачитывать отрывок из известной вам сказки, а вы должны угадать из какой.
1. «Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо – невидимо. Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками – куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник – и скорее опять на полянку, где костёр горел, где 12 братьев сидели». («12 месяцев», С. Я. Маршак).
2. «Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти». («Морозко», русская народная сказка).
3. «Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет». («По щучьему велению», русская народная сказка).
4. «Пошли старики в огород, и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубенькие бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток». («Снегурочка», русская народная сказка).
5. «Окна зимою зачастую совсем замерзали, но дети нагревали на печи медные монеты, прикладывали их к замёрзшим стёклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал весёлый ласковый глазок – это смотрели каждый из своего окна, мальчик и девочка, Кай и Герда». («Снежная королева», Г. Х. Андерсен).

- Молодцы! Вижу я, что вы начитанные, хорошо знаете сказки. А теперь отгадайте загадки о зиме.
1.Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет,
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды. (Ёлка)
2.Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
3.Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких,
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё. (Метель)
4.Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
И стоять не велит. (Мороз)
5.Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес. (Морозный узор)
6. Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду,
Через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу. (Санки)
7. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей,
Превратился я в ручей. (Снеговик)
8.Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (Зима)



- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (ответы детей)
- Зима—это чудесное время года. Давайте поиграем в игру. Вспомните и назовите, что вас радует зимой. Вставайте в круг, и мы будем передавать друг другу красивую снежинку. У кого в руках будет снежинка, тот называет все то, что его радует зимой (кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год и т.д.)

- А какого цвета зима? (белого)
- Конечно, белого. Для всех, но не для художников. Художники всё видят особенным образом. Это очень интересно посмотреть на снег глазами художника.

 В.Фетисов «О зиме»
Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила,
Всем деревьям чистые,
Блёстки серебристые.
А на улице ребят
Разукрасила подряд
Как художник, красит разным:
Кто играет – красит красным.
Кто боится шевелится –
Краска синяя годится
Ни за что не выпросишь
По-другому выкрасить!

- Вот, ребята, такими увидели краски зимы поэты. Оказывается, зима разноцветная! Это похоже на волшебство! Как интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, какой увидели зиму художники.
Трудно в такое поверить, ребята –
Снег был цветным, а не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда – серый, чёрный и грязный.
Нет, отродясь, не бывало в те лета
Снега холодного, белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий – пушистый, скорее,
И у него даже запах был нежный.
Но с той поры много лет пролетело.
Снег полинял. Словно мел, стал он белым.
Только от прошлого некуда деться
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега……. цветного.
- Вы сегодня все молодцы, порадовали зимушку своими знаниями, сообразительностью. Теперь она нас тоже наградит большими сугробами, снегопадом и красотой зимней природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОРОЗ И СОЛНЦЕ –ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ!

Зимние игры, эстафеты, соревнования, праздники. ...

Консультация для родителей на тему "мороз и солнце - день чудесный"

Автор приводит примеры того, чем можно заняться родителям со своим ребенком зимой....

" Мороз и солнце - день чудесный"

Рекомендации родителям о том, чем можно заняться с ребенком зимой...

Конспект проведения прогулки «Мороз и солнце – день чудесный!» в средней группе

Все аспекты проведения прогулки зимой  с детьми среднего дошкольного возраста....

Прогулка "Мороз и солнце - день чудесный"

Цель:  сформировать у детей представление о зиме....

Консультация для родителей «Мороз и солнце – день чудесный".

Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни....

Рекомендации для родителей " Мороз и солнце, день чудесный"

Зимняя прогулка чарует своей красотойЮ дарит сказочное настроение и сулит массу удовольствий....