Консультация для родителей тему "Использование игровых технологий для развития коммуникативных способностей ребенка младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Батяева Ольга Петровна

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батяева О.П., воспитатель

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок», Республика Мордовия, Лямбирский район, село Атемар

Использование игровых технологий для развития коммуникативных способностей ребёнка младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

В младшем дошкольном возрасте главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
На основе ФГОС дошкольного и школьного образования выделяется направление (область) социально-коммуникативное развитие.
Оно направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
 саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Для решения этих задач используются вариативные технологии, предполагающие исходя из поставленных задач выбор средств, методов, условий приемов и методов взаимодействия педагога с детьми.
         Педагогическая технология в дошкольном и начальном школьном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, используемых в воспитательно-образовательном процессе для достижения поставленной цели (описание процесса достижения планируемых результатов обучения).
Федеральный государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:

  • использования образовательных технологий деятельностного типа;
  • субъектном отношении педагога к ребенку;
  • индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;
  • мотивационном подходе;
  • доброжелательном отношении к ребенку

Значение игровых технологий:

  • Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
  • Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
  • Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
  • Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка

Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:

  • Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
    Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
    Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
    Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
    Игры-демонстрации – обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
  • Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
  • Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу

Условия реализации социально-коммуникативной технологии:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
  • Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
  • Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
  • Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
  • Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...

«Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....

Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей учащихся младших классов на уроках английского языка.

Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра ...

Использование игровых технологий для развития коммуникативных способностей ребёнка младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает д...

Использование игровых технологий для развития коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Чаще всего ребенку предлагают поиграть в игру на планшете вместо того, чтобы с ним разговаривать и пока он увлечен, родитель может заняться своим делом. Таким образом родители, не осознавая этого лиша...

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...