Использование игровых технологий для развития коммуникативных способностей ребенка старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Людмила Павловна Степина

Чаще всего ребенку предлагают поиграть в игру на планшете вместо того, чтобы с ним разговаривать и пока он увлечен, родитель может заняться своим делом. Таким образом родители, не осознавая этого лишают ребенка очень важного элемента в развитии личности – коммуникации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Степина Л.П. , воспитатель

ГБДОУ- детский сад №8(филиал) Фрунзенского района,

Санкт Петербург.

Использование игровых технологий для  развития коммуникативных способностей  ребенка старшего дошкольного  возраста.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. В это время стремительно расширяются границы взаимодействия ребенка: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы использования технологий, которые призваны упростить и облегчить нам жизнь, есть и отрицательная сторона: зачастую гаджеты используют для развлечений, и доверяют их детям. Современный ребенок хорошо владеет смартфоном, планшетом и другими гаджетами, к которым родители дают свободный доступ: играет в игры, которые чаще всего имеют приписку «развивающая», смотрит видео – занят и не достает мешает своими расспросами. Но хорошо ли это сказывается на ребенке?

Чаще всего ребенку предлагают поиграть в игру на планшете вместо того, чтобы с ним разговаривать и пока он увлечен, родитель может заняться своим делом. Таким образом родители, не осознавая этого лишают ребенка очень важного элемента в развитии личности – коммуникации. Что в дальнейшем приводит не только к проблемам в его воспитании и развитии высших психических функций, но и к проблеме социализации в обществе. Он предоставлен самому себе, вовлечен в виртуальную реальность, которая никогда не заменит общения.

 Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

 Поэтому данная проблема переходит на детский сад – первая ступень активной социализации ребенка, где она находится в коллективе и должен занять позицию, быть частью одного коллектива. Для того, чтобы это произошло воспитатель должен создавать такую среду и такие педагогические ситуации, которые бы решали данную проблему.

В процессе развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируется: умение вести диалог, беседу; умение сочувствовать собеседнику, сопереживать людям, животным, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным и важным для развития коммуникативных способностей. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо владеет речью, как средством передачи информации, его словарный запас довольно разнообразен, тем не менее он ещё продолжает формироваться.

Ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте все ещё остается игра. Для детей сюжетно-ролевая игра сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Именно в сюжетно – ролевой игре дети учат договариваться между собой, обсуждать роли, действия, придумывать и развивать общий сюжет. Но это не единственный вид игр, которые актуальны в данном возрасте.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств, которые помогают развивать коммуникативные способности у дошкольников, является игра-драматизация. Игра-драматизация является одним из видов театрализованных игр. В отличие от сюжетно-ролевой игры, театрализованная игра развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа, готовый сюжет ведет за собой игру.

Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют в себе их типичные признаки, которые выделял в своих трудах Д.Б. Эльконин: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. Все компоненты имеют социальную природу.

Игра-драматизация - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития коммуникативных способностей, чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

Рассмотрим компоненты игры-драматизации и специфику её использования в развитии коммуникативных способностей у старших дошкольников более подробно. Этими компонентами являются: предметно-пространственная среда, сюжет, содержание и роль.

Предметно-пространственная среда – место, где происходит игры-драматизации и наполненность её разными предметами, которые в ходе игры ребенок может использовать: игрушки, костюмы, куклы, предметы-заместители. Особенно важны предметы-заместители, так как к старшему дошкольному возрасту, среда может быть более условной, в случае отсутствия какого-либо предмета, дети могут заменить его другим, заранее договорившись о том, что этот предмет будет заменять в конкретной игровой ситуации. Таким образом, ещё до начала игры или по ходу игры, дети используют свои коммуникативные способности для того, чтобы развивать игру далее.

В играх-драматизациях сюжет является основным компонентом. Развитие игры строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении. Сюжет - это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Перед началом игры дети обговаривают сюжет, что так же способствует развитию коммуникативных способностей.

Не менее важным компонентом игр-драматизаций является содержание игры. В данном виде игр оно немного отличается, так как в игре-драматизации развитие событий также могут изменять дети или воспитатель, добавляя новые игровые ситуации, меняя ход событий или добавляя новые сюжетные линии, вводя новых персонажей или дополняя уже имеющихся новыми качествами. К старшему дошкольному возрасту дети с большим интересом вовлекаются в эту деятельность. Для этого необходимо договариваться, отстаивать свое мнение, позицию и идею, а также принимать во внимание и идеи других детей, учиться поддерживать. Работа в коллективе.

Роль, важный компонент для развития коммуникативных способностей. Во время игры – драматизации ребенок соответствует своей роли. Действует по построенному сюжету, переживает эмоции персонажа. Во время игры ребенок строит диалоги от лица своего героя Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения, развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, педагог должен организовывать игру-драматизацию так, чтобы от начала подготовки до завершения игры дети вели диалог между собой и взрослым, ставили вопросы, договаривались о развитии общего сюжета и ролях, обсуждали содержание игры и сообща придумывали новое. Игра-драматизация - это коллективная работа. Дошкольники будут активно участвовать, при системном использовании такого вида деятельности. Не стоит забывать о том, что в первую очередь это игра, а не занятие, здесь нет ограничений для детей. Стоит активно привлекать детей к использованию разных атрибутов игры. Вести предварительную работу: обучать детей игре с куклами, беседы по прочитанным сказкам, интеграция в разных видах деятельности.

Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребёнка, у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании старших дошкольников. К старшему дошкольному возрасту, дети заинтересованы не только в исполнении роли, но и в самой подготовке и организации игры. Помимо позиции «актер», появляются ещё и такие как: «костюмер», «режиссер», «сценарист», «оформитель», которые подразумевают, работу в команде, общее построение одной игры. Процесс подготовки игры, обсуждение ролей, сценария и содержания игры, способствуют развитию коммуникативных способностей старших дошкольников так же, как и процесс самой игры - драматизации.

 Список литературы:

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
  2. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород,2006.- 126с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство отрочество[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Мухина - 4-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2006.- 456с.
  4. Эльконин, Д.Б Психология игры[Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2012 - 304 с. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников"

Описание системы работы  «Использование   игровых технологий   в экологическом образовании старших дошкольников»...

Конспект литературной викторины «Путешествие по сказкам» с использованием игровой и информационно-коммуникативных технологий для детей старшей группы

Цель: расширить и углубить знания детей о сказках, воспитывать любовь к ним; активизировать и развивать выразительную речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению; снятие эмоционально...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Поможем Снегурочке расколдовать елку»

Цель: посредством использования игровых технологий в образовательном процессе формировать у дошкольников элементарные математические представления.Задачи:·...

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий ЛЕГО КОНСТРУКТОРА в старшем дошкольном возрасте

Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ. Элементар...

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность "Тело человека" с детьми старшей группы с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий

Цель:  учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением в контексте лексической темы «Тело человека»Задачи:&bull...

Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические р...

«Где зимуют птицы» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием игровых и информационно коммуникативных технологий

Цели:образовательные:формирование обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии;разделение птиц на перелетных и зимующих в зависимости от корма и способа ег...