Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Хомякова Олеся Александровна

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами  дошкольного общего образования  при организации работы по формированию коммуникативных   компетенций старших дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             О.А. Хомякова

                                                                                     

                                                                                 

Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

Методические рекомендации

2019

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами  дошкольного общего образования  при организации работы по формированию коммуникативных   компетенций старших дошкольников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….

4

Глава I. Теоретическое  обоснование   проблемы формирования коммуникативных компетенций  старших дошкольников…………

5

1. 1. Сущность понятия «коммуникативная компетенция»……………

5

1.2.  Игровые технологии  в     процессе  формирования  коммуникативных компетенций  старших дошкольников ……………

8

Глава II.  Методические рекомендации по использованию  игровых технологий  для формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников…………………………………

12

2.1. Методические зарисовки по использованию игровых технологий  в     формировании коммуникативных компетенций старших дошкольников……………………………………………………………….

12

2.2.  Организация педагогом  игровых технологий   для формирования  коммуникативных компетенций старших дошкольников ………………

17

Заключение……………………………………………………………….

28

Литература………………………………………………………………..

30

Введение

  Современный этап развития общества выдвигает новые задачи    развития детей старшего дошкольного возраста, которые четко прописаны сегодня в федеральных государственных образовательных стандартах  дошкольного образования. Большое значение придается проблеме  формирования коммуникативных компетенций старшего дошкольника, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального звена развития ребенка. Отечественные ученые, определяя старший дошкольный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности личности, ставятся задачи формирования у  выпускника детского сада умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и др. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить детей задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции старшего дошкольника – актуальная задача образовательного процесса дошкольного образования.

Глава I. Теоретическое  обоснование   проблемы формирования коммуникативных компетенций  старших дошкольников

1. 1. Сущность понятия «коммуникативная компетенция»

С первых месяцев жизни человек испытывает потребность в коммуникации с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Коммуникация, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребёнок овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных компетенций с самого раннего детства .

В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения. В этом контексте коммуникативные компетенции и их значение для развития личности - важная проблема научных исследований .

 В отечественной психологии коммуникативные компетенции рассматриваются в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Коммуникативные компетенции, являясь одним из главных условий полноценного развития ребенка, имеют сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении  дошкольного возраста содержание коммуникативных компетенций меняются, совершенствуются.

Коммуникация присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

Решающими факторами  формирования коммуникативных компетенций дошкольника  психологи  считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития.

 Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме. Обучение дошкольников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации развития общества.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого - педагогическим   исследованиям, включает следующие компоненты:

1.  эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2.  когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3.  поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых воспитанники приобретают коммуникативные навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения. Коммуникативные навыки – освоенные человеком - способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение. 

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда дошкольник способен  оценить свою позицию в соответствии с позицией и  интересами  партнера. Необходимо, чтобы у дошкольника были также сформированы умения  устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения,  адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так  и  невербальными средствами общения.

Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных компетенций  в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения  дошкольниками любыми предметными знаниями и умениями.

1.2.  Игровые технологии  в     процессе  формирования  коммуникативных  компетенций  старших дошкольников

Недостаточная сформированность коммуникативных знаний и умений является одной из причин замедленной речевой адаптации воспитанников в системе обучения. Именно формирование коммуникативной способности является ключевым показателем системности, последовательности усвоения знаний, навыков, умений в образовательном процессе.  Для формирования коммуникативных компетенций  необходимо разнообразить подачу информации, применять интерактивные методы обучения: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, работу в группах, викторины, мини-исследования, игровые технологии (деловые игры, ролевые игры).  

         Основная задача − развитие у дошкольников основ коммуникативной компетентности. Однако данная задача предполагает не только наличие у дошкольников практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на занятиях. А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. использование педагогической технологии. Исходя из особенностей психологического развития старших дошкольников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии часто выбирается игровая технология. В частности в качестве ведущей деятельности − сюжетно-ролевая игра.  Необходимым условием формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников является сотрудничество воспитателя и воспитанников. Развитие коммуникативных компетенций старших дошкольников является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.  Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через  игровую технологию. Становление коммуникативных компетенций старших дошкольников – один из ключевых моментов развития личности. Во-первых, коммуникативные  компетенции влияют на последующую учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных компетенций во многом зависит в будущем процесс адаптации ребѐнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в новом коллективе. Если он легко находит общий язык с ровесниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворѐнность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в группе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативные компетенции воспитанников рассматриваются не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребёнка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Задача воспитателя - создать на занятиях ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы дети самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением. Детям, которые не вникли в суть задания, даѐтся право ещѐ раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где воспитатель является наблюдателем, соучастником. Главная идея  игровой технологии в формировании коммуникативных компетенций является организация обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Обучение сотрудничеству происходит в несколько этапов: − создание мотивации взаимодействия. Для создания мотивации надо показывать дошкольникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно, говорить о радости сотрудничества малоэффективно, ребята должны понять это на собственном опыте; − обучение правилам эффективного взаимодействия. Для обучения правилам эффективного взаимодействия необходимо говорить о пользе обсуждения с партнёром своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия, применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов; − обеспечение опыта совместной деятельности. Для этого можно использовать метод коллективной познавательной деятельности. При работе по этому методу используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. В процессе такой работы дети выполняют роли «педагога», «воспитанника», обсуждают задания, проводят взаимообучение, что и создаёт предпосылки для их успешного включения в совместную деятельность на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ребёнка в отдельно взятой группе, и в целом – всей группе.

Сегодня, когда возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни, ориентированность многих программ на речевое развитие старших дошкольников становится особенно понятной и актуальной.  

Выбор материала, литературных произведений, творческих заданий для работы предполагает соблюдение ряда условий. Они должны носить воспитывающий характер, способствовать взаимообогащению знаний дошкольников. Необходимо использовать игры, которые способствуют развитию умения общаться, высказывать своѐ мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной задачи. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организует их сотрудничество.  

Игровые технологии позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь.  Например, при чтении литературного произведения, большой интерес вызывает использование инсценировки произведений, ролевых  диалогов, решение проблемных ситуаций, проигрывание по ролям этих ситуаций. Дети придумывают продолжение диалогов. Игровые технологии дают возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у них коммуникативных компетенций.  

Глава II.  Методические рекомендации по использованию  игровых технологий  для формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

2.1. Методические зарисовки по использованию игровых технологий  в     формировании коммуникативных компетенций младших школьников

  Остановимся на основных понятиях и способах организации деятельности с обучающимися на  учебных занятиях и занятиях по  внеурочной деятельности.

Под  деятельностью мы будем понимать такую активность субъекта по преобразованию или познанию объекта, которая предполагает достижение сознательно поставленной цели. Занятия  с использованием игровых технологий  необходимо строить в соответствии со структурой деятельности: цель, мотив, средства, результат, условия протекания деятельности.

Если опираться на положение Л. С. Выготского о том, что развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общения, то мы определяем ещё одно понятие – общение.

Нам представляется, что наиболее точно нашему пониманию общения отвечает определение Г. А. Цукерман, которая понимает общение, как «один из основных жизненных процессов, направленный на создание общности, на объединение разрозненных людей в нечто общее»

Естественно, что «объединить разрозненных людей в нечто общее», можно только предложив им какой – то общий предмет, по поводу которого начнётся их взаимодействие, их совместная деятельность.          

В нашей работе,  предложенный предмет это либо игровое задание, либо результат игровой деятельности: текст.

   Необходимо  обратить внимание на очень важные моменты, которые помогут создать комфортную для ребёнка обстановку и, косвенно будут способствовать получению лучшего результата во время игровых занятий.  Это правила игры. Они очень просты, но  несут в себе глубокий смысл и содержание в развитии личности. Правило первое: давайте возможность ребёнку почувствовать свою значимость. Правило второе: давайте возможность ребёнку почувствовать свою успешность, оцените его старания. Правило третье гласит: дайте возможность ребёнку почувствовать Вашу веру в него, найдите способ оказать ему поддержку, включить его в игру. Правило  четвертое: старайтесь работать в зоне ближайшего развития ребёнка.

Остановимся на технологии игры, её этапах.

Первый этап – этап мотивации. Это ещё не  сама игра – это своего рода увертюра к игре, настройка на игру, включение, но не в игру, а в игровое состояние. Отказываться от этого этапа не стоит: ведь только мотивированный на игру ребёнок способен поставить перед собой собственную цель. А именно постановка ребёнком  собственной цели и сделает его субъектом игры, обеспечит его развитие в игре.

Второй этап игры – формулировка игрового задания и правил игры, инструкции. Инструкция должна быть доступна, изложена чётко и понята однозначно.

Следующий этап – игровое действие, собственно, сама игра. Воспитателю предстоит  распределять своё внимание между организацией игры и её содержанием, что является непростой задачей.

Во многих играх есть вариант, предполагающий парную и групповую работу. Этот вариант предлагается с целью формирования у игроков умения сотрудничать, работать в группе. Поэтому и следует особое внимание обратить на правильную организацию  групповой работы.

Итак:

  1. Каждый член группы высказывает свою версию, решение.
  2. Остальные члены группы должны отнестись к высказанному,  и быть готовым аргументировать своё согласие с выступающим или же своё несогласие с ним.
  3. Варианты могут обсуждаться по мере выдвижения, а могут «набрасываться» после того, как основные из них сформулированы. Во втором случае необходима фиксация идей, чтобы ни одна из них не была утеряна, оставлена без внимания.
  4. При выдвижении и обсуждении необходимо соблюдать установленную очерёдность, не высказываться одновременно, не перебивать друг друга.
  5. Обсудив идеи, группа должна перейти к единому решению, которое и будет групповым решением. Излагая групповое решение, группа должна объяснить основания своего выбора.
  6. Если в группе есть человек, который не согласен с решением группы, то группа должна заявить об этом. В некоторых случаях можно предоставить слово для обоснования и члену группы не согласному с решением группы. Иногда же группа, не пришедшая к  общему решению, объясняет причину.
  7. Часто в группе выбирают организатора группы. Его задачи: следить за соблюдением правил групповой работы, определять порядок работы (и последовательность высказываний) и следить за его соблюдение,  назначить докладчика от группы.

Кроме групповой работы, особо сложным представляется организация дискуссии:

- с одной стороны воспитатель не имеет права навязывать участникам игры свою логику размышления, свои выводы и решения, вести за собой;

- с другой стороны он не должен допускать «ухода» их в сторону от решения задачи, предоставлять им полную свободу и пропускать  бессодержательные, неаргументированные или безответственные выступления. Педагог контролирует соблюдение правил культурной дискуссии.

Вот получен результат! Это или решение мыслительной задачи или текст (художественный или научный).  Но игра  не закончена. В этот момент только начинается самая важная и сложная работа. Если до этого игроки осуществляли игровое действие, то теперь начинается, собственно, учебное действие: они учатся играть в игру так, чтобы результат их действий всегда был достаточно хорошим. А для этого им предстоит найти общий способ получения результата (решения мыслительной задачи или создания текста определённого содержания или с заданными характеристиками). Итак,  следующий этап игры – анализ полученного результата. Анализ полученного результата начинается с простого вопроса: «Какой результат (решение, текст) особенно понравился и почему?». Это приводит к нахождению критериев оценки результата (решения, текста). После этой работы  уже можно сказать, каковы требования к правильному решению или хорошо построенному тексту. Эта ситуация формирует умения контролировать и оценивать  и свою работу, и свой результат. Анализируя результат,  вы приходите к установлению соответствия полученного результата условиям задания.

От анализа результатов  необходимо перейти к анализу способов работы, при которых был получен тот или иной результат. В совместном обсуждении участники игры выясняют, какие именно действия привели к данному результату.

Заключительный этап игры рефлексия.  Её можно организовать, задав  вопросы участникам следующего содержания:

- Чем игрок занимался?

- Что понравилось? Почему?

- Что не понравилось? Почему?

- Что легко удавалось?

- Что показалось особенно сложным?

- Что нового для себя узнал?

- Что хотел бы узнать ещё?

Необходимо заметить, что рефлексия может возникать только в том случае, если участник игры постоянно будет задавать себе вопросы: что я делаю, зачем я это делаю, как данное действие повлияет на решение задачи, как это необходимо сделать правильно.

Успешное формирование у дошкольников коммуникативных  компетенций зависит от реализации следующих условий: способности педагогов создавать коммуникативные ситуации, удовлетворяющие онтогенетическую потребность в общении, погружать дошкольников в коммуникативные ситуации занятия, содержание которого выстраивается в сочетании информационного и процедурного компонентов освоения способов сотрудничества и кооперации.

2.2. Организация педагогом  игровых технологий   для формирования  коммуникативных компетенций младших школьников

Эффективность процесса формирования коммуникативных умений и навыков обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: – повышения мотивации обучения школьников; – повышения творческой активности школьников; – обогащения содержания образовательного процесса.

Формирование коммуникативных компетенций следует считать целью и личностным результатом обучения старших дошкольников. Для достижения поставленной цели процесс обучения следует ориентировать на последовательное освоение воспитанниками коммуникативных компетенций  путем решения ряда коммуникативных задач.   Формирование коммуникативных компетенций требует системного подхода, который должен реализовываться на всех этапах непрерывного образования. Игровые технологии  повышают эффективность педагогической деятельности, и высокие результаты обеспечиваются взаимодействием педагога с детьми. Игровые технологии  в развитии коммуникативных компетенций дошкольников позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, способствует развитию интереса, активности, изменяет эмоциональный настрой детей.

Педагог при использовании  игровых технологий ставит своей целью   создание  условий способствующих развитию речи, мышления, общения и творческих способностей.  

         Деятельность педагога    по организации  игровой среды базируется на следующих основаниях:   воспитанник принимается как развивающаяся личность.  Где личность понимается как целостный и самодеятельный субъект, воспроизводящий общественные связи» и посредством этого «включающийся в процесс создания новых социальных и культурных форм общественной жизни» .При этом одновременно и   происходит творческое развитие,  развитие речи, мышления.  Главное в процессе взаимодействия ребёнка и педагога это постоянная нацеленность   на развитие коммуникативных компетенций. При этом средством развития определяется  «ИГРА».  По мнению Г. П. Щедровицкого, игра имеет ряд важных  основных характеристик. «Игра есть особое отношение ребенка к окружающему его миру;

 - особая деятельность  ребенка,  которая изменяется  и развертывается как его субъективная деятельность;

- социально-заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру);

-  особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);

- деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых  разнообразных содержаний и развитие психики ребенка».

          Методика проведения игр предполагает всегда создавать ситуацию незнания, т. к. с этого начинается мышление. Необходимо осознать в чем именно дефицит знаний, определить, как может быть этот дефицит устранен, и попытаться найти то знание, которого еще нет.  Следующая особенность игровой технологии является использование моделирования в процессе игры. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для обучающихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии.

Чтобы дети вышли на новую модель, сначала предлагается   задача, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создавая ситуацию успеха, можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но ее решение старым способом приводит либо к неудаче, либо к нерациональному способу решения. Ребенок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности, и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу, нужно конструировать новый вид модели. У детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Построение модели детьми обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений. Часто это не под силу одному ребёнку, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах.

При организации игры  необходимо следовать методическим рекомендациям и  основным принципам.    

Принцип обучения в деятельности предполагает максимальное включение детей в практическую деятельность, позволяющее овладеть новыми способами  коммуникативной деятельности, осознанного выбора,  выхода в рефлексивную позицию.

Принцип  рефлексивности обеспечивает осмысление своих действий и самопознание особенностей своей личности, оценку намеченной личной цели; реализация данного принципа обусловливает развитие у воспитанников умений:  контролировать и корректировать  свое поведение, отношение,   разные виды деятельности (познавательную, игровую, творческую и др.).

 Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций   является одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основной  образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта.  

Личностными результатами для воспитанников  являются:

 - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ребёнка, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,   развитие этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в   социуме;

- устойчивая мотивация к творческому труду.

Игры для развития способности к общению

Игра «Причина». Цель: Формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи и выражать их с помощью синтаксических конструкций, развитие широты мышления, воображения, речи.

Инструкция: Описать ситуацию (событие, что случилось), а детям надо объяснить (догадаться) по какой причине это произошло.

Полил цветочный дождь…

Мальчик пришёл домой  абсолютно мокрый…

Из кастрюли выскочила кошка…

Мама похвалила дочку (сына)…

У чайника из носика вырывался пар…

Весь пол оказался усыпанным фантиками от конфет…

Стало светло…

Небо окрасилось в зеленоватый цвет…

Она взглянула на грядку и  пришла в ужас, он пришёл в восторг…

Появились ласточки на деревьях….

Дерево оказалось без единого листочка…

Я стал сильным (умным)…

Игра «Ошибка». Цель:  Развитие внимания, привлечение внимания к звучащей речи, развитие анализа и контроля.

Инструкция: Назвать разные предложения (тексты), если дети заметят ошибку, то надо им её исправить и объяснить, почему он так считает.

Мыть руки вредно  для здоровья.

Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

Если ты не будешь никого обижать, то все подумают, что ты трус.

Кто сильный, тот чаще дерётся.

Если на деревьях есть листья, то это лето.

Буратино – это злой волшебник.

В сказках бывают только необычные герои

Лучше, если сложную работу будут делать другие.

В ссоре всегда виновата какая – то сторона.

Игра «Учёный совет». Цель: Развитие понятийного мышления, формирование умения выделять существенные признаки объекта, подводить под понятие, определять понятие.

Инструкция: Наша жизнь быстро меняется и многие предметы и явления перестают существовать. Возможно,  наши потомки никогда не встретятся с ними в своей жизни. Чтобы люди имели понятие об этих предметах и явлениях, учёные решили создать такую книгу, в которой будут даны определения всем этим понятиям. Для этого они собрались на Учёный совет. Запись в книге должна как можно точнее определять предмет, поэтому надо дать такую формулировку, чтобы она удовлетворяла всех членов Учёного совета. Итак,  задача – дать наиболее точное определение предложенных понятий и не допускать, чтобы в определении коллег Учёного совета закралась какая – либо неточность или ошибка.

  • Чашка-
  • Молоток-
  • Шкаф-
  • Дружба- и т.д

Игра «Ого! Хи–Хи!» (идея Дж. Родари). Цель: Развитие воображения, развитие речи, снятие эгоцентризма, формирование умения учитывать другую точку зрения, формирование умения пользоваться приёмом контраста.

Инструкция: Предложить детям подумать, 20 – это много или мало? 20автомобилей – ОГО! Это много. А 20 волос на голове? ХИ-ХИ! Это мало. Назовите количество, которое можно было бы считать и большим и маленьким. От чего это будет зависеть?

Два зуба и два носа

Четыре кровати в комнате и четыре листика на дереве.

Десять человек за столом и десять человек в городе.

Семь ног и семь снежинок

Сто картинок и сто секунд.

Два гриба в лесу и два гриба в корзинке.

Подбор можно продолжить

 Игра  «Цепочка». Цель: Развитие воображения, развитие способности ставить себя на место другого, развитие речи.

Инструкция: 1–й вариант: Попросить детей вспомнить (либо предложить послушать) историю о … Попробуйте рассказать её не от авторского лица, от лица другого героя….

Курочка Ряба:

- от лица яичка;

- от лица стола;

- от лица пола;

- от лица солнышка в окошке и т. д.

Репка:

- от лица грядки;

- от лица хвостика репки;

- от лица корня репки и т. д.

Колобок:

- от лица носа лисы;

- от лица тропинки;

- от лица печки, в которой пекли колобок и т. д.

Подбор сказок  можно продолжить

2–й вариант: Предложить ситуацию (рассказать историю), а дети попробуют рассказать её от имени тех предметов и явлений, которые в этой ситуации (истории) встречаются.

Девочка поливает цветок.

Встаёт солнце. Поёт петух. Подсолнух поднимает свою головку.

Лес. Под елью сидит заяц. Вдали мелькает рыжий хвост.

Идёт дождь. По лужам бредёт щенок.

Вечер. Горит фонарь. Снегопад. Во дворе дворник убирает снег.

Звучит музыка. Маленький музыкант сидит за старым роялем. За окном метель. Клён скрипит и гнётся.

Подбор можно продолжить

 Игра  «Встреча». Цель: Развитие воображения, развитие речи, формирование умения вести диалог, учитывая особенности собеседника.

Инструкция: 1–й вариант: Представьте себе, что двое встретились и разговорились. О чём бы они могли поговорить? Пусть дети встретятся и побеседуют от имени тех героев, которые им предложит учитель.

Цветок и бабочка

Пёрышко и девочка.

Дерево и ветер

Лентяй и трудолюбивый.

2–й вариант: Разделиться на пары и пусть каждая пара придумает свой разговор и покажет всем. Но не надо называть героев. Героев будут отгадывать те, кто смотрит встречу.

 Игра «Одна буква». Цель: Развитие речи, активизация словаря, формирование умения действовать по правилам.

Инструкция: На столе расположить каточки с буквами лицевой стороной вниз. Задача детей – вытянуть одну карточку и сочинить предложение (историю, сказку, загадку), в котором, все слова начинались бы на эту букву, написанную на карточке.

  Игра «Доскажи». Цель: Развитие речи, воображения, формирование умения анализировать информацию, содержащуюся в данном тексте.

Инструкция: Назвать начало высказывания, истории, мысли, а дети продолжают сочинять дальше.

  • На высоком дереве  жил дятел. Он работал лесным доктором. Каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он…
  • Жил – был каменный человечек…
  • В погребе мыши устроили пир…. и т.д.

Игра «Что на что похоже» (идея В. Левина). Цель: Развитие творческого воображения, овладение художественно-речевыми средствами, активизация словаря.

Инструкция: Выбрать водящего, который будет пытаться отгадывать задуманный предмет. Задача других детей – сообщить водящему, на что похож данный предмет . Нельзя называть признаки предметов (говорить каков он). Задача водящего – попытаться отгадать предмет как можно скорее. Водящий должен выйти за дверь.

 Игра «Дракон». Цель: Развивать воображение,  формировать умение  анализировать имеющуюся информацию в тексте и использовать её для разворачивания сюжета и художественной формы.

Инструкция: Предложить послушать историю о Драконе....

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Дракон. Характер у него был скверный, капризный. Ничто не нравилось ему. Утром он просыпался раздраженным, днем ходил сердитым, а спать ложился недовольным. Однажды в хмурый дождливый день Дракон почувствовал себя очень одиноким.

«Почему же никто не дружит со мной?» — задумался Дракон. Он думал целых четыре минуты, но так и не догадался, почему же никто с ним не дружит. И решил Дракон обратиться к мудрому Филину... Филин объяснил Дракону, что с таким характером трудно рассчитывать на дружбу.

«Что же мне делать?» — удрученно спросил Дракон.

«Надо выпить волшебный напиток» — посоветовал Филин.

«Что за напиток?» — удивился Дракон.

«Напиток, приготовленный из свежепридуманных сказок. Ведь в сказках собрано все добро, вся фантазия, вся мудрость людей... Если ты выпьешь этот напиток, то обретешь все эти качества и начнешь пользоваться любовью и уважением... Ты больше не будешь одинок — у тебя появятся друзья.»

«Кто же придумает так много новых сказок, кто поможет мне?» —        заволновался Дракон.

 Согласны ли вы,  помочь Дракону? Но, к сожалению, лекарство для Дракона приготовить довольно сложно: оно состоит из трех частей.

В одной колбе должны быть сказки, придуманные по данному началу, во второй — по - середине, в третьей — по концу...

Давайте попробуем заполнять первую колбу. Послушайте начало сказки и попытайтесь закончить ее...

  • Жил-был Драчливый Петух. Он очень гордился своим крепким клювом и острыми шпорами... Его так и прозвали во дворе - Драчун. Не проходило дня, чтобы Драчун кого-нибудь ни обидел: то утенка клюнет, то у щенка из хвостика вырвет клок шерсти, то кур от кормушки прогонит... Долго терпели жители двора эти обиды.

Однажды собрались они под крыльцом и договорились...

 - А теперь я расскажу вам середину сказки, а вам необходимо придумать начало и конец. Слушайте:

  • Цыпленок выглянул за ворота. Там никого не было. Он немного помедлил и отправился в первое свое путешествие. Как настоящий путешественник он внимательно изучал мир, с которым он встретился в первый раз.  Мир не казался ему опасным. «Мама зря пугала меня,» — думал Цыпленок. Вдруг впереди мелькнула рыжая тень.

«Здравствуй, малыш» — приветливо поздоровалась лиса — «ты не заблудился?»

«Нет, я изучаю мир» — ответил Цыпленок.

«Разве можно изучить мир здесь?» — удивилась лиса — «Пойдем, я покажу тебе настоящий мир...»

«А  тот  мир, действительно, настоящий?» —  засомневался Цыпленок...

«Конечно, настоящий» — поспешила заверить лиса — «Скорее, пока нас кто-нибудь не увидел!» И она схватила Цыпленка за правое крылышко...

 - А теперь попробуйте сочинить сказку с таким концом:

  • ... Волк завыл и, потирая исколотый нос, понесся в чащу. Больше он никогда не пробовал охотиться на Лужайке. ( Подбор можно продолжить)

        

Игра «Переделывание сказок». Цель: Развитие воображения, развитие речи.

Инструкция: Вы, конечно, знаете сказку «Красная Шапочка»… Послушайте, как начал её рассказывать дедушка из сказки Дж. Родари.

- Жила – была маленькая девочка и звали её Жёлтая Шапочка… Не Жёлтая, а Красная! Ах, да! Красная Шапочка… Мама позвала её однажды и говорит: «Послушай, Зелёная Шапочка…»

-Да нет же, Красная!

-Да, да, Красная!

«Пойди к тётушке Диомире и отнеси ей картофельную шелуху…»

Конечно, он всё перепутал. Попробуйте и вы перепутать эту сказку, т. е. рассказать её, изменив некоторые события и имена героев… А остальным надо будет следить за рассказчиком и постоянно поправлять его.

  • Дюймовочка 
  • Буратино
  • Зимовье зверей 
  • Каша из топора 
  • Лиса и Журавль (Подбор можно продолжить)

 

В ходе игр дети учились понимать и даже принимать позиции собеседника, анализировать основания для того или иного мнения, учились слушать и слышать друг друга, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или явления. Учились на практике пользоваться монологическими и диалогическими формами общения. Учились продуктивно взаимодействовать друг с другом ради достижения общей цели – публичного предъявления результата групповой деятельности, отлично находили общий язык и хорошо налаживали коммуникационные связи друг с другом.

   Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные выше  игры способствует формированию одной из ключевых компетентностей – коммуникативной. Использование ситуаций живого общения , решение задач исследовательского характера, постановка проблемных вопросов, активное использование нетрадиционных форм занятия развивает не только речь, но и формирует функциональную грамотность старших дошкольников. У воспитанников формируется умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного европейского и российского образований.

Заключение

Коммуникативные компетенции представляют собой интегральное личностное качество, включающее в себя готовность и способность достигать целей общения, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психологических состояний и качеств собеседника, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения собеседника.

Коммуникативная компетентность дошкольника имеет сложную структуру, обусловленную содержанием развития у него умения уверенно и красиво общаться с окружающими людьми, умением презентовать себя и свои достижения. Развитие коммуникативных компетенций  – это сложный целенаправленный процесс, предполагающий закономерное, направленное качественное изменение личности посредством организации образовательной деятельности.

Формирование коммуникативных компетенций  личности старшего дошкольника в рамках образовательного процесса предполагает использование деятельностного, интерактивного подходов и осуществляется на основе применения игровых технологий.   В результате   использования игровых технологий   получилось создать дружескую атмосферу, ребята активно работали в коллективе, в парах. Даже те ребята, которые на обычных занятиях никак себя не проявляли, молчали, ничем не интересовались, были активными и не отказывались от участия в обсуждениях игр. В ходе интеллектуального диалога происходила актуализация жизненного опыта детей, что делало обсуждаемую проблему личностно значимой для каждого участника коммуникации.

Коммуникативная активность воспитанников возросла, а общение со сверстниками и педагогами стало более качественное. В ходе занятий дети учились понимать и даже принимать позиции собеседника, анализировать основания для того или иного мнения, учились слушать и слышать друг друга, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или явления. Учились на практике пользоваться монологическими и диалогическими формами общения. Учились продуктивно взаимодействовать друг с другом ради достижения общей цели – публичного предъявления результата групповой деятельности, отлично находили общий язык и хорошо налаживали коммуникационные связи друг с другом. Дети смогли коллективно решать поставленные задачи, стали сплоченнее, активно вступали в диалог и с удовольствием выступали перед публикой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если  в образовательный процесс,  включать игровые технологии, то будут успешно  формироваться коммуникативные компетенции.  

Литература

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785 − М.: Просвещение, 2014.

2.         Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] : Методическое пособие /  А. Г. Арушанова.  – М. : ТЦ Сфера, 2011.  – 80 с.

3.         Бодалев, А. А.  Личность и общение [Текст]: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2008. – 270 с.

4.          Выготский, Л. С. Игра   и   ее   роль   в   психическом   развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 74-75.

 5.         Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] : Избранные труды / Л.С. Выготский. – М.:, 1984. – 650 с.

6.         Зельцерман, Б. А. Учись! Твори! Развивайся [Текст] / Б. А. Зельцерман,        Н. В. Рогалёва. – Рига : ПЦ «Эксперимент»,1997. - 125 с.

7.          Сальникова, С.А. Ключевые компетенции в современном образовании [Текст]/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011. – 12-48

9. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст]  / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.

10.         Щедровицкий, Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Избранные труды. – М., 1995. – 687 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

Использование игровых технологий с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников

Использование игровых технологий с цельюформирования элементарных экологических представлений дошкольников...

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Использование игровых технологий для развития социально-комуникативных навыков старших дошкольников

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а та...

Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ" 

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимо...

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ.

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ....