«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
статья

Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в процессе развивающего

обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

                                                                                          Стрельцова Г.Н

    воспитатель МБДОУ «Детский сад№47 «Лучик».

г.Тамбов.

 Работая с детьми, у которых диагностированы речевые нарушения, практически каждому педагогу дошкольного учреждения приходится сталкиваться с проблемами в их обучении. И здесь уже не в последнюю очередь на помощь приходят различные игровые технологии, направленные на осуществлении коррекции с наибольшим психологическим комфортом.

       Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования привело к качественно новым подходам в воспитании и обучении детей, и как раз один из таких подходов, системно-деятельностный, включает в себя чередование практических и умственных действий ребёнка. Посредством использования конструктора Лего мы легко реализуем этот подход и повышаем результативность образовательного, воспитательного и коррекционного процесса. Начиная уже с 1960-х годов, кубики LEGO использовали в зарубежных школах для преподавания различных дисциплин. Позже были созданы специальные наборы для дошкольников LEGO Education Early Learning предназначены для детей от 1,5 лет и посвящены таким темам как «Дом и семья», «Животные», «Строительство», «Транспорт».

       Игра-ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, а конструктор ЛЕГО как раз и дает возможность обучаться в игре, при этом осуществляя коррекционную деятельность. Даже самый маленький набор строительных элементов не просто открывает ребенку новый мир, а помогает его создать, ребенок выступает в роли творца: создает предметы, мир и жизнь. Применение ЛЕГО в процессе непосредственной образовательной деятельности позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи;
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

  В каждодневной игре-обучении с использованием ЛЕГО конструктора у ребенка работают и развиваются одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный. Намного эффективнее проходит и работа по лексическим темам, ведь дети с нарушениями речи, как правило, имеют проблемы и со снижением внимания, памяти и восприятия, а с помощью ЛЕГО-конструктора, у них появляется возможность более легко запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.

   В целом, приемы, используемые при обучении конструированию посредством ЛЕГО одинаковы для всех детей, но конечно, при обучении детей с речевыми нарушениями конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО есть некоторые особенности:

  • обязательно учитываются речевые и психофизические возможности детей;
  • занятия проходят с содержанием образцов речевого поведения, создаются такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по собственной инициативе; 
  • в период обучения конструктивно-игровой деятельности необходимо обратить внимание на формирования навыков разговорной речи у детей – как самостоятельной, так и отраженной;
  • в связи с тем, что у детей с речевыми нарушениями также отмечаются и нарушения мелкой моторики, воспитатель должен добиваться от детей точности, скоординированности движений рук при манипулировании деталями при выполнении задания с ЛЕГО-элементами.

   Основные же приемы, используемые педагогом на начальном этапе обучения конструктивно игровой-деятельности следующие (по Т. В. Лусс):

- обследование ЛЕГО-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных);

-  показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами;

предъявление речевого образца (в процессе обучения педагог должен предъявлять детям образцы высказываний – это особенно важно важно для детей с речевой патологией);

выполнение словесных инструкций (словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми);

использование словесного объяснения, просьбы, поручения; показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.

   Таким образом, использование игровых приёмов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким и динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику, что в конечном итоге приводит к успеху в формировании речевых навыков и умений.

Литература

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО - М., «Владос», 2003
  3. Голотвина В.П. «Использование конструктора LEGO в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи» [Электронный ресурс]: Международный электронный педагогический журнал «Предметник». Режим доступа: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/2
  4. Макагонова О. В. «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми» [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования «Наша сеть». Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/10/01/ispolzovanie-lego-tehnologiy-v-korrektsionno

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы

В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...

Рабочая программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта

I.Обязательная часть коррекционной  программы .1. Пояснительная записка1.1. Возрастные особенности контингента детей .1.2 Цели и задачи по реализации программы1.3 Принципы и подходы к формировани...

Использование игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

laquo;Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненног...

Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы.)

В статье отражены актуальные вопросы образовательного процесса, связанные с дефицитом игровой, продуктивной деятельности на занятиях. Опираясь на опыт работы, были раскрыты признаки партнерской деятел...

Использование скрайбинг - технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи необходимо использовать разные технологии. Одной из таких технологий является скрайбинг....

"Особенности использования проектной технологии в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогов в ДОУ"

laquo;ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИВ ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕДАГОГОВ В ДОУ»...