Использование скрайбинг - технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи необходимо использовать разные технологии. Одной из таких технологий является скрайбинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skraybinga_statya.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Самойлова Раиса Алексеевна
учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №133» г. Воронеж
«Использование скрайбинг-технологии в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из образовательных областей. Речь – один из важнейших мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Овладение родным языком является одним из наиболее важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время количество детей, нуждающихся в логопедической помощи не сокращается, а наоборот имеет тенденцию к росту. Дети имеют скудный словарный запас, не умеют согласовывать слова в предложении, имеют нарушение звукопроизношения. Поэтому перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. Для того, чтобы процесс обучения стал для ребенка увлекательным и интересным современный педагог использует новые инновационные технологии, к которым и относится технология скрайбинг – (от английского слова «scribe» - набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг – новейшая технология, которая используется не так давно. Изобрел скрайбинг британский художник Эндрю Парк. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение и воображение ребенка. Дошкольники при такой подаче материала фиксируют простые образы и далее они их понимают и запоминают. Ребенок, работая со скрайбинг-рисунком, может запомнить и воспроизвести услышанный рассказ. Данная технология активно может применяться в развитии связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития.
В коррекционно-развивающей работе с детьми можно использовать разные виды скрайбингов. Их можно разделить на несколько видов:
1. Рисованный
Педагог изображает картинки, схемы параллельно с текстом. Как правило, используется презентационная доска, бумага. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами.
2.Аппликационный
Это техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
3.Магнитный
Этот вид является разновидностью аппликационного. Отличие в том, что готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
4. Фланелеграфный
Этот вид скрайбинга демонстрируется на доске, обтянутой фланелью. На такую доску крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю.
Данная технология будет эффективна, если педагог использует грамотно все этапы скрайбинга:
1этап - необходимо сформулировать тему (идею) Она должна быть проста и понятна детям.
2 этап - продумать и разработать сценарий. Продумать и законспектировать, о чем будет говориться и с помощью каких образов будет подаваться материал.
3этап - продумать рисунки. Важно, чтобы количество картинок для запоминания и скорость, с которой они будут демонстрироваться детям совпадали со временем их озвучивания.
При подготовке материала для скрайбиг-технологии необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интеллектуальный, эмоциональный и физический уровень развития.
Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ с картинками запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Обязательно необходимо наличие основного яркого, симпатичного детям персонажа или героя. Все герои должны иметь особенные черты, которые будут отображаться в изложенных событиях. Важно так же задавать детям открытые вопросы и вовлекать их в процесс рассказывания новой для них истории. Необходимо помнить, что рассказ должен быть эмоционально окрашен.
Таким образом, следует отметить, что использование скрайбинга в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, значительно увеличивает эффективность процесса запоминания, обогащает словарный запас, развивает связную речь и творческое воображение детей. Ребенку понятен алгоритм пересказа и он понимает, что это ему по силам. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Следует отметить, что скрайбинг является одним из эффективных инновационных способов не только развития речи дошкольников, но и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Литература
1.Лизунова Л.Р. Использование информационно - коммуникативных технологий в логопедической работе.
2. Логопедия:Учеб.для студ. Дефектолог.фак.пед.высш.учеб.заведений/ под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. –М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2013
3.Петровский П.В.,Любецкий Н.С. Скрайбинг.Обьяснить просто.- Москва:ЭКСМО,2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...
Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....
«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....
"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"
В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная методика доказала свою эффективность н...
Долгосрочный проект – Информационные технологии в деятельности учителя-логопеда, как средство коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ, имеющими нарушения речи
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, наиболее полное осуществление, которого возможно при использовании ИКТ. Информационные технологии принадлежат к числу эфф...
"Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста"
Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов ...