Главные вкладки

    Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
    картотека (средняя, старшая группа)

    Кусяткулова Зубайля Вакиловна

    Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomend._dlya_pedag._muz.-did-e_igry_s_ovz.docx26.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад» Ёлочка»

    Методические рекомендации для педагогов по использованию

    музыкально-дидактических игр

     с детьми дошкольного возраста

    имеющими нарушения речи

                                                                                                             

                                                                   Музыкальный руководитель:

                                                                                                                       Кусяткулова Зубайля Вакиловна

    Музыкально – дидактические игры для детей с  нарушениями речи.

    Материал для картотеки подобрала муз. руководитель Кусяткулова З.В.

    Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

    В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста - логопеда.

             Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы педагогу необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей.

             Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

             Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.

            В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.

    Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях.

    В чём же ценность дидактических игр и пособий в работе с детьми  ОВЗ? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

    1. «Небо, воздух, земля»

    Задачи:  Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту реакции.

    Ход игры:

    1. Дети свободно сидят на стульях. Звучит легкая музыка. На слово «Земля» дети опускают руки вниз. «Небо» - руки вверх, «Воздух» - вытягивают перед собой.

    2. Дети двигаются под марш по кругу. «Земля» - дети приседают, «Небо» - поднимают руки вверх, «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановки.

     

    1.  «Барабан»

    Задачи: развитие зрительной и двигательной памяти.

    Ход игры:  Дети на стульях в полукруге. На стуле сидит игрушечный заяц с барабаном. Педагог читает стихи:

    Барабан зайчишка взял,

    Лапкой звуки издавал.

    Он по – разному играл,

    И ребятам подражал.

    Педагог под музыку марша исполняет на барабане длинные доли, дети должны повторить данный ритмический рисунок.

    При повторе игры педагог исполняет короткие доли, дети по очереди должны повторить данный ритмический рисунок.

    1. «Дружные бабочки»

    Задачи: различение контрастной музыки и активизация внимания.

    Игровой материал: бабочки разных цветов по количеству детей.

    Ход игры: Педагог раздает детям бабочек парного цвета. Под веселую музыку дети в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала. Рука с бабочкой как бы порхает вверху. По смене музыкального сопровождения каждый ребенок должен найти себе пару-бабочку такого же цвета.

    1.  «На чём играю»

    Задачи: способствовать развитию умения на слух определять и отличать особенности звучания музыкальных инструментов.
    Игровой материал: Карточки по числу играющих, с изображением музыкальных инструментов  (барабан, маракасы, колокольчик, бубен), игрушка – Мишка.
    Ход игры:
    - В гости к нам пришел мишка, в его лапах мешочек. Тебе интересно, что в мешке?
    - Мишка предлагает поиграть в игру, хочешь?
    1 вариант. Мишка озвучивает музыкальный инструмент, а ты показываешь картинку, на которой он изображен, затем ищешь его в мешке.
    2 вариант. Ты с закрытыми глазами исследуешь инструмент, не глядя на него, затем я, взрослый убираю его, а ты открываешь глаза, ищешь и показываешь его изображение.

    1. «Шумящие коробочки» 

    Задача: развитие слухового восприятия.
    Игровой материал: 10 – 12 коробочек, наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами.

    Ход игры: Участники игры должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек – материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

    1. «Сыграй как я»

    Игра на развитие чувства ритма

    Задачи: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

    Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д.

    Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

    1. «Обезьянки»

    Игра на развитие чувства ритма

    Задачи: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

    Игровой материал: Ритмические палочки, кубики, музыкальные молоточки и пр. по числу играющих детей.

    Ход игры: Воспитатель: Жили – были обезьянки. Они очень любили играть и повторять всё, что увидят и услышат. Вот видят они, мама девочку зовёт: Ма – ша! ( дети играют ритм на палочках) Ма- шень-ка! (Повторяют ритм). Бе – ги до-мой! (повторяют ритм) и т.д. По ходу игры воспитатель может использовать различные стихи, песенки, просто слова, произнося их по-разному, задавая различный ритмический рисунок.

    Примерный литературный материал:

    Ва-си-лЁк, ва-си-лЁк,

    Мой лю-бИ-мый цве-тОк!

    Та-ра-кАн-кАн-кАн!

    Ху-ли-гАн-гАн-гАн!

    У-хо-ди-те, тУ-чИ!

    Без дож-дя нам лУч-шЕ!

    Па-ро-ао-зик, па-ро-вОз!

    Ты ку-да ре-бят по-вЁз?

    СОл-ныш-ко, сОл-ныш-ко,

    Зо-ло-то-е дО-ныш-ко!

    Не-ле-тАй, со-ло-вЕй, у о-кО-шЕч-кА.

    Ан-дрЕй, во-ро-бЕй,

    Не го- нЯй го-лу-бЕй!

    1. «Весёлые молоточки»

    Игра на развитие чувства ритма

    Задачи: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

    Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих.

    Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:  

    Воспитатель:       Возьмём молоточки мы , Вова , с тобой             

                                   Я первой сыграю, а ты вслед за мной.

                                   1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук

                                       (Ребёнок повторяет)               тук-тук-тук

                                       С дуба жёлуди летят:             тук-тук-тук

                                       (ребёнок повторяет)               тук-тук-тук

                                      Повтор песенки – запевки

                                    2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.

                                        Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.

                                     Повтор песенки – запевки

                                   3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.

                                       Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.

    1. «Гуляй – отдыхай»

    Игра на развитие музыкальных представлений

    Задачи: Учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении.

    Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями

    Ход игрыВоспитатель предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать.  Воспитатель включает музыкальные отрывки в аудиозаписи. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.

    Рекомендуемый музыкальный материал: Г. Свиридов «Марш», А. Петров «Марш», С. Прокофьев «Марш», Гаврилин «Тарантелла», И. Штраус «Вечное движение», Р. Н.м. «Смоленский гусачок», «Барыня», « Ах, ты берёза», Глюк «Песня без слов», П. Чайковский «Утреннее размышление».

    1. «Музыкальная лесенка»

    Игра на развитие музыкального слуха

    Задачи: Учить слышать направление движения музыки, показывать его жестом руки и на музыкальной лесенке.

    Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

    Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка»:

    Вот иду я вверх!

    Вот иду я вниз!

    Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Слова можно изменять, соответственно изменяя темп и характер движения игрушки по лесенке: «Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!», «Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!». Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети  оценивают правильность выполнения задания.

    1. «Приветствие»

    Задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового  диапазона, координации пения и движений.

    Музыкальный материал: попевка на материале имен,  строится на тоническом трезвучии.

    Ход игры: педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.

    «А теперь поздороваемся с ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова).  Дети выполняют все действия по образцу.

    Затем педагог к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).

    Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т.д.» (также поют и хлопают)

    1. «Птичка»

    Задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.

    Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки).

    Музыкальный материал: пьеса «Птичка летает», муз. А.Аренского

    Ход игры: звучит пьеса «Птичка  летает».

    Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?»

    Дети: «Это птичка».

    Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого ребенка. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на свистульке:

    Птичка прилетела, на ладошку села,

    Нашему Никите песенку пропела:

    - Ля-ля-ля-ля, вот и песня вся.

    Педагог: «Давайте ее покормим» (рассыпает по полу зернышки). Дети подбирают их и вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «Клю-клю-клю».

    1. «Белка»

    Задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.

    Ход игры: дети отстукивают скорлупками  грецких орехов ритм и пропевают:

    По деревьям скок, скок,             Ти-ти-ти-ти—та-та

    Да орешки щелк, щелк.              Ти-ти-ти-ти—та-та

    Кто же это? Отгадай!                  Ти-ти-ти-ти-ти-ти—та

    Это белка, так и знай!                 Ти-ти-ти-ти-ти-ти—та

    Используемая литература:

    1.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. – Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/под редакцией Г.А.Волковой.-СПб.: КАРО, 2005. –с.42

    2. https://educontest.net/ 

    3. https://nsportal.ru/ 

    4. https://www.maam.ru/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

    Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

    План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

    Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

    "Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

    quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

    Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

    Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...