Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы.)
статья по математике (старшая группа)

В статье отражены актуальные вопросы образовательного процесса, связанные с дефицитом игровой, продуктивной деятельности на занятиях. Опираясь на опыт работы, были раскрыты признаки партнерской деятельности во время образовательно-воспитательного процесса. В статье представлено занятие, где педагог использовал взаимодействие игровой и продуктивной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше становится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практики (игровая и продуктивная деятельность, исследование-экспериментирование), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта деятельности, вытесняются занятиями-«уроками», которые даются по школьной технологии.

Не исключая необходимости и возможности использования «учебных форм» в образовательной работе со старшими дошкольниками, я считаю целесообразным их ограничение и уравновешивание занятиями, построенными в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Основные признаки совместной партнерской деятельности – добровольное участие детей в предлагаемой работе и включенность в нее взрослого как живого образца осуществления деятельности [2, с. 22].

Для того чтобы занятие протекало в такой форме, необходимы особая организация пространства деятельности, определенный стиль поведения  воспитателя, гибкий подбор содержаний, которые несли бы полноценную  развивающую нагрузку и одновременно были бы привлекательны и осмыслены для детей.

Продуктивная деятельность – это тот вид культурной практики, который может быть организован совместной партнерской деятельности взрослого с детьми [2, с. 49].

Понятие» продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

Работая с детьми старшего дошкольного  возраста, я, прежде всего, ориентируюсь на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако не исключаю и игровую деятельность. На примере организованной образовательной деятельности «Морское путешествие» хочется показать, как я на практике осуществляю работу по этой теме.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представления детей о последовательности дней недели;
  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;
  • закреплять умение показывать определенный час;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • учить находить целое по известным частям;
  • учить определять части света по компасу.

Образовательные:

  • закреплять представления детей о последовательности дней недели;
  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах десяти;
  • закреплять умение показывать определенный час;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • учить находить целое по известным частям;
  • учить определять части света по компасу.

Воспитательные:

  • развивать способность к самооценки при выполнении работы;
  • воспитывать организованность, умение оказывать помощь друг другу;
  • продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную умственную задачу [3, с. 24].

Ход ООД

– Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

– На чём можно путешествовать? (путешествовать можно  на машине, поезде, самолёте, на велосипеде, пешком).

– А я вас приглашаю в морское путешествие. На чём можно отправиться в морское путешествие? ( На корабле).

– Правильно. Вот посмотрите, какой у меня есть макет корабля. (Показывают макет)

– Скажите, какие основные части корабля вы видите (Я вижу корпус корабля, палубу, мачту, паруса, иллюминаторы). Примерно на таком корабле мы и отправимся путешествовать.

– Чтобы проверить вашу готовность к путешествию, я вам предлагаю выполнить первое задание. (Воспитатель предлагает всем сесть за стол).

– Вы должны соединить все точки между собой по порядку. А затем мы посмотрим, что у вас получится.

– Молодцы! У всех получились корабли! А вам не кажется, что на наших кораблях чего-то не хватает? (Сопровождает вопрос, показом макета корабля, делая акцент на иллюминаторы)

– Иллюминаторов, правильно.

– Какой формы иллюминаторы? (Круглые).

– Чтобы узнать, сколько должно быть иллюминаторов на корабле, я вам предлагаю сосчитать рыбок в аквариуме (Показ слайда аквариума на доске). Девочки рисуют на два иллюминатора больше, чем рыбок в аквариуме, а мальчики – на два меньше. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

– Вот теперь ребята мы можем смело отправляться в морское путешествие. Чтобы наш корабль вышел в открытое море, нам необходимо определить курс корабля. Какой прибор может нам в этом помочь? ( Компас).

– Я предлагаю вам подойти ко мне и вместе определить наш курс. Ребята, чем интересен компас? Его стрелка всегда показывает на Север. (Воспитатель демонстрирует перед детьми)

– Какие ещё части света вы знаете? (Юг, Запад, Восток). Давайте правильно установим стрелку компаса и сверим с картой (слайд карты на доске) определим, где мы находимся и куда нам плыть. Воспитатель с детьми встает с детьми лицом на север. Определяет, где находится север, юг, запад, восток.

– Мы находимся на Западе, а нам надо на Таинственный остров. Он находится на востоке (Воспитатель сопровождает свои слова показом курса на карте).

– Итак, наше путешествие начинается. ( Воспитатель предлагает детям занять свои места на корабле).

– Ребята, как мы назовём наш корабль (дети предлагают, например: Дружба, Смелый, Победа).

– Теперь нам нужно выбрать капитана корабля. А так как мы в первый раз оправляемся в такое путешествие, разрешите мне быть вашим капитаном, (Воспитатель надевает фуражку капитана, берёт в руки бинокль)

– Отдать швартовые! Машина, полный вперёд! (Видео, по морю плывут корабли). Прямо по курсу остров (слайд с островом, воспитатель сверяется с картой).

– Этот остров Понедельник, и я вам предлагаю на нем побывать. Стоп машина!

– Давайте вспомним, какие дни недели вы знаете. (Дети перечисляют)

Ребенок читает стихотворение: Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом,

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний.

– Ребята, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Живая неделька». Мы с вами говорили, что каждый день недели идёт строго друг за другом, поэтому мы их обозначим цифрами от 1 до 7 (Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и спрашивает, какая цифра, какой день недели обозначает)

Звучит команда «Разойдись!», «Дни недели становись!». Дети, сидящие за столами, дают задание каждому дню недели (Например: понедельник – покружись, среда – хлопни в ладоши…)

– Молодцы!

– Ребята, на нашем корабле есть запас еды и питья. Но пока мы плыли, несколько кувшинов с водой разбились. Чтобы пополнить запасы пресной воды, давайте попробуем собрать эти кувшины. (Две команды собирают пазлы с изображением кувшинов. В это время воспитатель спрашивает у детей, которые не участвуют в сборке кувшинов: «Какую воду обычно берут в путешествие?». Ответы детей: чистую, пресную).

– Почему морскую воду нельзя пить? (солёная, грязная).

– Молодцы! Кувшины собраны, теперь нам хватит пресной питьевой воды до конца путешествия. Мы покидаем остров.

– Отдать швартовые! Полный вперед! (Видео плывущего корабля)капитан смотрит в бинокль.

-Впереди по курсу вижу айсберг, сразу стало прохладнее (Слайд) Корабль! Малый ход!

– Ребята, а что такое айсберг? (Ледяная глыба).

– Чем опасен айсберг кораблям? Большая часть айсберга находится под водой и его не видно. Чтобы наш корабль не столкнулся с айсбергом, нам нужно быстро выполнить следующее задание. Я буду хлопать в ладоши, а вы должны переводить стрелки часов и показывать на часах такое время, сколько раз я прохлопала. (По ходу игры задаются вопросы).

– Как называется корпус у часов? Сколько цифр на циферблате? Как называется маленькая (большая) стрелка? Какая стрелка быстрее? Какой стрелки нет на наших часах?

– Молодцы! Плывём дальше.

– Внимание! Прямо по курсу мель (Слайд).

– А что такое мель? (Это такое место на реке или в море, где мелко).

– Чтобы не сесть на мель, нам нужно на карточках заполнить не достающие предметы в пустых клеточках карточки. (Воспитатель проверяет  правильность выполнения задания).

– Молодцы!

-Ребята, вам не кажется, что пора подкрепиться. Кто знает, как зовут повара на судне? (Кок – слайд)

– А самое любимое блюдо на нашем корабле ,конечно же пельмени.

– Я вам предлагаю налепить пельменей и накормить ими не только себя, но и гостей.

Музыкальная разминка

– Вот мы и подкрепились и можем плыть дальше.

(Дети встают клином)

Исполняется клип о корабле

(На экране слайд с изображением плывущего корабля)

– Ребята, вот мы и доплыли до Таинственного острова (Слайд).

– Нас кто-то встречает. Это жители острова. Как можно назвать людей, которые живут на острове? (Островитяне. Повторяют хором или индивидуально).

– Островитяне очень гостеприимные, но и сами хотели бы побывать у нас в гостях, но, к сожалению, у нас нет мест на корабле, чтобы взять их с собой. Что же нам делать? Давайте построим лодки, для островитян и тогда они смогут отправиться вместе с нами.

(Дети выкладывают лодки за столами из цветных полосок картона разной длины).

– Жители Таинственного острова очень благодарны вам ребята, и передали вам подарок, вот этот сундук с сокровищами своего острова. Давайте посмотрим, что там. (Открывают шкатулку там маленькие подарки от жителей острова).

– Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться, нам нужно сосчитать в обратном порядке от 10 до 1 (обратный счёт). Как только мы сосчитаем, окажемся в детском саду. (Дети считают).

– Ну, вот мы с вами и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Поделиться своими впечатлениями вы можете в виде игры. Игра называется «По цепочке». Первый ребенок начинает: «В путешествии мне понравилось собирать кувшины. Катя, а что тебе понравилось?» и т. д.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа для дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2. Корнилова, В. М. «Экологическое окно в детском саду» : методические рекомендации / В. М. Корнилова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3. Знакомим дошкольников с математикой / Авт.-сост. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

4. Свирская, Л. В. Утро радостных встреч : [метод. пособие] / Л. В. Свирская. – М. : Линка-Пресс, 2010. – 240 с.

5. Щербакова Е. И. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи : методические рекомендации / Е. И. Щербакова. – М. : Просвещение, 2010. – С. 56 – 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

«Использование экологической игры в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы)

АктуальностьОбострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Сегодня вопрос развития речи д...

«Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....