Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
консультация (старшая группа)

Вандаева Екатерина Юрьевна

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста

(из опыта работы).

Современный ребёнок живёт в мире, где есть необходимость получать для себя такие знания, которые в дальнейшем помогут развитию его умственных способностей. Именно умственные способности стоят в приоритете перед дальнейшим обучением в школе. Умение мыслить и делать умозаключения, является одной из задач познавательного развития ребёнка, что в дальнейшем позволяют современному ребёнку проявлять свою умственную активность и быть успешным в учёбе

Математическое развитие ребёнка актуально в наше время и занимает не последнее место в образовании детей. Чтобы ребёнок думал, размышлял и анализировал увиденное или услышанное, необходимо заинтересовать его. Тем самым инструментом, может быть занимательный материал, который несёт в себе задачу умственной нагрузки ребёнком, при всём при этом, ребёнок, не подозревая об этом, реализует поставленные задачи педагогом. С помощью предложенных игровых действий в игре формируются у детей умения не только считать, измерять и решать различные арифметические задачи, но и умения делать умозаключения, выстраивать логическую цепочку, познавать свойства, отношения и зависимости между предметами в окружающем его мире; развивать конструкторские умения, умение «читать» информацию с помощью знаков и символов.

Если использовать занимательный материал, который позволяет развить у ребёнка не только основные математические способности, но и мыслительные процессы, тогда мы можем говорить, что решаем сразу несколько важных задач.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предметов. Дети учатся догадываться и доказывать. Это очень важно, ведь в народе говорят: «Ум без догадки гроша не стоит».

Развивающий дидактический материал является своеобразной умственной гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности, формирует настойчивость, образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность и целенаправленность у детей.

В нашем детском саду в образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений используются традиционные развивающие игры: «Танграм» («Тангос»), «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»; дидактические пособия блоки З. Дьенеша, палочки Д. Кюизенера; авторские развивающие игры Б.П. Никитина, В. Воскобовича.

Содержание игровых упражнений и заданий отбирается с опорой на лексическую тему недели: «Человек», «Зимующие птицы», «Посуда», «Мебель», «Цветы», «Животные» и т.д.

«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» - игры на воссоздание фигур-силуэтов – с набором фигур от 7 до 11 деталей. Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой – необходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся деталей и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого они составляют фигуры- силуэты по образцам (расчлененным или контурным), по собственному замыслу.

Блоки Золтана Дьенеша представляют собой комплект объемных или плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Можно составлять цепочки блоков в определенной последовательности по карточкам, группировать геометрические тела. В работе с детьми можно использовать дидактические пособия «Спасатели спешат на помощь», «Страна блоков и палочек».

Палочки Джорджа Кюизенера представляют собой дидактический материал в виде прямоугольных параллелепипедов, которые отличаются друг от друга по величине и цвету и помогают моделировать число. Этот материал иногда называют «цветные числа». Выкладывая из палочек разноцветные коврики, выстраивая лесенку, дети знакомятся с составом числа из единиц, из двух меньших чисел, выполняют арифметические действия, создают силуэты фигур, ориентируясь на листе бумаги в клетку. Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, освоить ключевые сенсорные эталоны, способы познания (сравнение, сопоставление предметов по цвету, длине, ширине, высоте). Нами используются не только объемные палочки, но и индивидуальные наборы из картона. Дети с удовольствием выполняют задания по дидактическим наборам «Посуда. Кростики», «На золотом крыльце…»,

«Страна блоков и палочек». Взрослым идея «Кростиков» напоминает японские сканворды. На рабочих листах дети при помощи букв и цифр выкладывают силуэты знакомых предметов из палочек. Цифра по вертикали показывает – сколько клеток слева надо отступить. Цветной квадратик –какого цвета палочку положить на данной строчке. Цифра по горизонтали показывает, сколько клеток сверху надо отступить, а цветной квадратик –цвет палочки, которую надо положить в данном столбце. Наличие на рабочих листах букв и цифр помогает организовать ряд игр на развитие внимания и памяти, освоения системы координат.

Развивающие игры Б. Никитина направлены на развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности конструировать комбинировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру из кубиков. «Кубики для всех», «Уголки», «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат» - игры с заданиями разной степени сложности, позволяют использовать детям до 27 кубиков одновременно. Освоив способы складывания простых построек, дети свободно комбинируют форму и цвет с целью реализации собственного замысла, создают авторские постройки. В работе в детьми нами используются развивающие игры В.Воскобовича: «Игровизор», «Волшебная восьмерка», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Геоконт». Эти игры используются в деятельности по формированию элементарных математических представлений. В ходе работы дети знакомятся со сказкой «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава, или Сказка об удивительном геоконте».

«Геоконт» представляет собой игровое поле из фанеры, с нанесенными на него лучами, имеющими буквенное обозначение, и геометрическими фигурами. Точками координат этой уникальной координатной сетки служат пересечения лучей и фигур. В этих точках закреплены специальные пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка-гвоздик имеет свой буквенно-цифровой адрес. С помощью разноцветных резинок дети экспериментируют, создавая всевозможные фигуры и силуэтные изображения. Для этого они натягивают резинки-паутинки между соответствующими гвоздиками. Таким образом, они, следуя предложенным образцам, создают всевозможные узоры, цифры, буквы, силуэты, а также придумывают свои собственные фигуры. Манипулируя с резинками и точками координат, дети получают начальные геометрические знания, навыки трансформации сложных геометрических фигур. Также дети могут создавать фигуры по шифру - буквенно-цифровому обозначению.

Все развивающие игры способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук детей, что благоприятным образом влияет на развитие речи. Практика работы убеждает в необходимости использования разнообразного дидактического материала применительно к группам общеобразовательной и коррекционной направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы.)

В статье отражены актуальные вопросы образовательного процесса, связанные с дефицитом игровой, продуктивной деятельности на занятиях. Опираясь на опыт работы, были раскрыты признаки партнерской деятел...

Развитие игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

     «Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в к...

Из опыта работы Тема «Игровые технологии в использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы Тема «Игровые технологии в  использовании и закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»...

«Использование экологической игры в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы)

АктуальностьОбострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Сегодня вопрос развития речи д...