Развитие игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
консультация

Арутюнян Наира Васильевна

       «Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».

Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в котором необходимо обогащение содержания образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Новое время диктует новые условия. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Я считаю, что главная причина лежит в самой личности педагога, необходима активизация творческого потенциала воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_igre.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

       «Игровая деятельность – процесс формирования нравственной личности».

Детство - это уникальный период развития личности на каждой возрастной стадии, в котором необходимо обогащение содержания образовательной деятельности в дошкольном возрасте. Новое время диктует новые условия. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Я считаю, что главная причина лежит в самой личности педагога, необходима активизация творческого потенциала воспитателя. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Очень важно повышать свой профессионализм, работая над тем, чтобы образовательная деятельность была мотивированной. Воспитатель должен привыкнуть к демократическому стилю общения с детьми, советоваться с ними, беседовать по душам на разные темы. В этом мне помогает игровая деятельность, она занимает особое место в деятельности дошкольника, которая создаётся самими детьми, это творческие, театрализованные, игры сотрудничества или сюжетно- ролевые игры. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основным достоинством игровой деятельности является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Игровую деятельность развиваю по следующей схеме: сначала она осуществляется в совместной деятельности с воспитателем, затем в совместной деятельности со сверстниками и затем уже становится самостоятельной деятельностью. Создание воображаемой ситуации является важнейшей основой начала сюжетно-ролевой игры, она развивает радость творчества.

     Моя задача — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной деятельности, чтобы радость от игры перешла в радость учения. В этом помогают мне игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.

Дети должны играть друг с другом, а не соперничать. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе. Игры сотрудничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. При помощи игр обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других, что очень тяжело добиться в нынешнее время. Игры сотрудничества развивают социальную адаптацию детей. Потребность ребенка в общении позволяет мне реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности.

В улучшении организации игровой деятельности, учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь мне оказывают ИКТ.

• Демонстрация фрагментов из фильмов, для разыгрывания эпизода игры, помогает детям представить те стороны действий и явлений игрового момента, которые они не могут непосредственно воспринять.

- Пересказ детей художественной литературы является целью развитие умений передавать образы с помощью средств интонационной и языковой выразительности; углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют развитию сюжета. В результате расширяется словарный запас, развивается культура речи. Но самое главное я являюсь образцом литературно правильной, образной и выразительной речи, потому что мой рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал, который станет для детей средством самовыражения в процессе игровой деятельности. Практические методы обучения использую для познания действительности, формирования навыков и умений организовывать самостоятельно игровую деятельность по следующей схеме: совместная организация игрового момента; самостоятельно разработать правила игры; распределение ролей; принятие решения в изменившихся условиях. Во время их применения контролирую и регулирую процесс игровой деятельности, провожу качественное стимулирование детей, за их старание в игре. Важным, на мой взгляд, является стимулирование детей, в связи с этим появляется необходимость вновь обратиться к эмоциональному отношению воспитанников друг другу . Стараюсь через игровую деятельность научить детей видеть и чувствовать рядом с собой старания другого ребенка, ведь моя задача воспитать нравственность, умение выражать сочувствие и сопереживание.

Для успешной реализации задач использовались следующие методы и формы организации: Чтение художественной литературы. 1.Словесные методы: метод творческой беседы, рассказ, художественное слово, вопросы. 2. Наглядные методы: рассматривание, наблюдение. 3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей). 4.Практические методы:

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»

ФГОС ДО гласит, что социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

 Именно игра, стала мне верным помощником в процессе развития социально-коммуникативных навыков и умений ребенка. Ведь игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей. Во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Одной из наиболее эффективных, используемых мною в детском саду игровых форм социально-коммуникативного развития стала театрализованная игра, которая позволяет ребенку прожить и освоить социальные роли, благодаря тому, что каждый проигранный сюжет, каждая сказка или литературное произведение для детейдошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) и благодаря им, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу и принимает непосредственное участие в восстановлении справедливости, мира, добра.

        Важным средством развития социально-коммуникативных навыков детей выступают дидактические игры. Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести себя в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе обучения игре – предлагала детям самим дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Я учу детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы, я помогаю детям, используя следующие приемы стимулирования игры с целью развития социально-коммуникативных навыков:

1. Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, я создала альбом профессии наших родителей. С детьми мы рассматриваем его, обсуждаем что делают их папы и мамы на рабочем месте и др.

2. Побуждаю детей к развертыванию игры (обращаюсь к малышам: «Посмотрите, к медвежонку пришли гости, давайте поможем ему накрыть стол»; побуждаю детей к принятию роли и др.). В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий (я кормлю, купаю куклу, привлекаю к игре малышей)Развиваю способности игрового общения - общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявляя сочувствие и уважительное отношение к партнеру).

4. Организую совместные игры детей (предлагаю игры с разным • числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяю отдельные играющие группы общим сюжетом; организую совместные игры детейразных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).

6. Учу детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.

Путем создания игровой ситуации формирую навыки безопасного поведения в быту:

• «Помоги котёнку перейти дорогу»;

• «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»;

• «Зайчик обжёгся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.

Мною в групповом помещении создан центр сюжетно-ролевых игр. Он представлен играми «Семья»«Магазин»«Парикмахерская»«Больница»«Строители» и др. Например, предлагая поиграть в «Больницу» я создаю игровую ситуацию.

Так как конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, я использую и этот вид деятельности для формирования социально-коммуникативных навыков. Я организовываю конструктивные игры-взаимодействия Формирование социально-коммуникативного развития детей в группе невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Моя цель – оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям с помощью примера нравственного, чуткого отношения к каждому ребёнку, поощряя сплочённость детского и взрослого коллектива.

Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую следующие формы:

1. Фотоальбом

• «Моя семья»;

• «Дети дружат и играют вместе»

2. Традиционные:

• родительские собрания 

3. Информационно - просветительские:

• подбор консультационного материала в родительском уголке:

• «Игра – важное средство воспитания детей» и др. ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». (из опыта работы)

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, о...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Создание условий для игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющая возможность наиболее эффективно развивать индивидуальнос...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Обучение математике детей дошкольного возраста не может быть без использования занимательных игр, задач, ...