Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Федосеева Ольга Геннадьевна

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у дошкольников с ОВЗ Выполнили: Учитель-логопед: Милюдина О.Ю. Учитель-логопед: Федосеева О.Г. ГБДОУ детский сад №113 Московского района Г. Санкт – Петербург 2021г.

Слайд 2

Концептуальность (Д.Б. Эльконин ) Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции , самореализации. • Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок ( Л.С.Выготский ). • Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" ( А.Н.Леонтьев ). • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Слайд 3

Понятие игровое обучение Игровое обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Слайд 4

Технология игрового обучения Структура игры Игровой замысел Правила игры Игровые действия Дидакт . Задание Оборудование Результат игры

Слайд 5

Технологичность Выбор игры Зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Цели: Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п. Предложение игры детям. Главная задача заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий .

Слайд 6

Технологичность Объяснение. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. Оборудование и оснащение. Распределение ролей. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, используются следующие приемы: Назначение на роль непосредственно взрослым. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего). Выбор на роль по итогам игровых конкурсов. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию. Очередность выполнения роли в игре и т.д. Развитие игровой ситуации. Изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Результат игры.

Слайд 7

Основные принципы организации игры : Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру. Принципы развития игровой динамики. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей). Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для учителя-логопеда важен перенос основного смысла игровых действий в реальны жизненный опыт детей. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Слайд 8

Использование игровой технологии В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Как элемент более обширной технологии. В качестве занятия или его части.

Слайд 10

«Почему? А потому !» Цель : развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений . Оснащение: фишки . Ход игры: Логопед приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например: - Почему кошка часто умывается ? - Может слон жить без хобота ? - А почему поезд не летает ? - Почему заяц грызет морковку? И др . Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку . Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Слайд 11

Упражнение «Опиши друга » Цель : развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану . Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется. Развиваем у ребенка монологическую речь. Но наша задача - научить ребенка учиться - самому получать информацию. Каким образом сделать это? Учить задавать вопросы. О бучение умению задавать вопросы взрослый просит «ребёнка-коммуникатора» задать вопрос другому ребёнку по образцу взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок – педагог) и наоборот (педагог – ребёнок). самостоятельное общение детей (ребёнок - ребёнок). Педагог оказывает помощь на всех этапах общения. Мы учим детей составлять рассказы разного типа, развиваем монологическую речь, обучая их умению задавать правильно вопросы расширяем их коммуникативные возможности, развивать диалогическую сторону речи. Для развития диалогического общения, просодической стороны речи и эмоциональных проявлений у детей, будет интересна нетрадиционная форма проведения занятия – интервьюирование. После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью.

Слайд 12

« Интервью » Цель : развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя. Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников) Содержание. Логопед разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты». Логопед говорит: - Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Масленица». Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым? Логопед выступает в роли наблюдателя. Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли. Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм. Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии речи ребенка .

Слайд 13

Игра- имитация«Обезьянка » Цель Развить способность подражать мимике и жестам. Ход игры. Логопед предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

Слайд 14

Подарок на всех Цель : развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик , какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Слайд 15

Список используемой литературы Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-95; 100-101 ; Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. - Журнал «Логопед». - N2. - 2010- с. 14 Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36. Душка Н. Д., Соколова Н. И. «Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста». - Журнал «Логопед». - N7. - 2011- с. 35. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 156 с. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР. – Журнал «Логопед» - № 7. – 2010 – с. 6- 23. Нетужилова О. С. Комплекс занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Череповец. - Изд-во ЧГУ. – 2011 Игра дошкольника / С.Л. Новоселовой . – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности до-школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство формирования интегративных качеств у дошкольников с проблемами в развитии

В  нашем ДОУ разработана технология,   принцип которой заключается в интеграции элементов известных игровых методик развития речи и физического воспитания дошкольников направленны...

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические р...

Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников

Использование инновационных здоровьесберегающихтехнологий  в ДОО....

Тимбилдинг -инновационная игровая технология, как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников

Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия межд...