Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников
статья

Светлана Валерьевна Мошкова

Использование инновационных здоровьесберегающихтехнологий  в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moshkova_2021.docx108.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мошкова Светлана Валерьевна

Старший воспитатель

МБДОУ №109

г. Мурманск

Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени- дошкольного.

Современная социокультурная ситуация предполагает разработку и реализацию перспективных технологий, ориентированных на формирование,укрепление и сохранение здоровья различных групп населения. Речь идет прежде всего об обновлении содержания физической культуры сферы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.

Одной из наиболее острой в современной России является проблема непрерывного физкультурного образования.

Непрерывное физкультурное образование понимается как "процесс создания личностью духовных, культурно-исторических и мировоззренческих ценностей, педагогических технологий и способов деятельности, которые воспроизводят основания, обеспечивающие накопление и развитие интеллектуального, экономического и социокультурного потенциала". Оно предусматривает преемственность программ физического воспитания всех возрастных групп. Нужна чёткая последовательность содержания и формирования организации физкультурного образования человека, имея в виду дошкольное, школьное, неспециальное и образование взрослого населения.

Одной из важных задач сохранении и укреплении здоровья детей является разработка и внедрение целевых здоровьесберегающих технологий в сфере физической культуры.

Необходимость поиска эффективного решения этой задачи обусловлена тем, что сегодня состояние здоровья детей и подростков вызывает особую тревогу.

В источнике пресс - службы Роспотребнадзора сообщается, что число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней — в два раза. Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей,стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%,то на 20%оно зависит от наследственных факторов ,на 20% - от действия окружающей среды ,на 10% - деятельности системы здравоохранения ,а на остальные 50% - от самого человека ,от того образа жизни ,который он сам ведет.Недостаточно физическая активность детей,особенно в период активного роста ,когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания,является одной из причинухудшения их здоровья,снижения жизненного тонуса.

В связи с этим актуальным является поиск наиболее эффективных средств и методов,путей физического и духовного оздоровления дошкольников,развития двигательной сферы ребенка,повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии.

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей» (В.А. Деркунская). На современном этапе в дошкольных учреждениях создана эффективная система по укреплению и оздоровлению детей дошкольного возраста.

В соответствии с современными требованиями ФГОС к ДО , дошкольное образование должно идти в ногу со временем, знать потребности молодых, осовременивать физкультуру и спорт, находить такие педагогические   технологии, которые способствовали бы формированию и укреплению здоровья дошкольников и не требовали больших материальных затрат и формировали бы социальныекомпетенции здоровьесбережения дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в теории и практике физической культуры новых терминов: «инновационные технологии» «здоровьесберегающие технологии», «фитнес- технологии» и др.

В процессе изучения проблематики настоящего исследования выявлено, что уточнение каждого из приведённых ниже терминов, и, прежде всего, такого как «технология», является не только лишь предметом научных дискуссий, но и имеет большое прикладное значение. Большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – фитнес-технологии.

Фитнес-технологии - совокупность научных способов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования.

  Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического и психического здоровья ребенка, его социальную адаптацию, формирование здоровьесберегающих компетенций (знаний и опыта необходимых для эффективной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья).

     Научным исследованиям в области детского фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты его теоретического обоснования можно встретить в работах отдельных авторов В.Е. Борилкевич, Э.Т. Хоули,Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. и др.)

Отличительная особенность фитнес – технологий, разработанных для детей в последнее время, -  их доступность, эффективность, эмоциональность, соответствие моде на те или иные виды двигательной активности.

Фитнес – технологии в дошкольном образовании повышают уровень проведения традиционных занятий физкультурой, вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в укреплении здоровья, формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни, способствуют развитию способностей занимающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Основная  цель их применения состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

На современном этапе развития фитнес – технологии можно представить семью группами (Е.Г. Сайкина).

К первой группе относятся оздоровительные системы, имеющие корни в древневосточной культурной традиции (йога, цигун), а также восточных боевых искусств (каратэ, у-шу, айкидо и др.).

Ко второй группе относятся разного рода авторские оздоровительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей, такие как дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, система пилатес (по имени основателя – Д. Пилатеса) и др.

В третью группу можно объединить разные оздоровительные системы, строящиеся на основе научных достижений и апробации на практике. Они связаны с использованием средств, отличных от традиционных (например: шейпинг, аэрофитнес и др.).

К четвертой группе относятся новые формы двигательной активности, такие как ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол и др.

К пятой группе относятся различные инновационные технологии и авторские программы, апробированные и пользующиеся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально – игровая гимнастика «Са-Фи- Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и др.

Шестая группа представлена циклическими видами движений: оздоровительные ходьба и плавание, велосипед, занятия на тренажерных устройствах и др.

К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.

Специалисты наконец осознали, что занятия для детей – это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно обоснованной системы занятий и квалифицированного педагога.

Таким образом, внедрение технологии и концепции детскогофитнеса  в образовательный процесс представляет систему идей, положений, соответствующих не только потребностям современной жизни, но и рассчитанных на перспективу. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.

Так как современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, что подтверждается результатами мониторинга  уровня здоровья воспитанников. Это главная причина, побудившая педагогический коллектив ДОУ искать пути сохранения здоровья дошкольника, учиться эффективно применять здоровьесберегающие  технологии , в том числе инновационные технологии детского фитнеса (игровой стретчинг, детская йога, фитбол-гимнастика  ,танцевальная аэробика) .

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь...

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ.

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МИКРОРАЙОНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе планирования и реализации ОП ДОО, нас неотступно преследовали вопросы: «Как гармонично соединить возможности родителей и богатый опыт воспитателей дошкольного учреждения в вопросах со...

Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования слухового восприятия дошкольников

Статья методической разработки посвящена использованию здоровьесберегающих технологий для развития слухового восприятия дошкольников....