ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МИКРОРАЙОНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Тюпакова Алёна Юрьевна

В процессе планирования и реализации ОП ДОО, нас неотступно преследовали вопросы: «Как гармонично соединить возможности родителей и богатый опыт воспитателей дошкольного учреждения в вопросах сохранения здоровья? Как обеспечить систематическое сотрудничество семьи и детского сада? Как заинтересовать и привлечь внимание родителей и их детей к совместным занятиям спортом, к вопросам профилактики и мотивации на здоровый образ жизни?

Представляем вашему вниманию наш продукт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МИКРОРАЙОНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

А. Ю. Тюпакова

методист

ГБДОУ детский сад № 133

Адмиралтейский район

г. Санкт-Петербург

Россия

В статье представлен опыт использования пространства территории микрорайона для формирования здорового образа жизни дошкольников посредством осуществления активного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: городская инфраструктура, взаимодействие, поисково-исследовательские маршруты, спортивные путешествия.

Здоровье - это главная ценность жизни, один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала страны возможна только в здоровом обществе. Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время существуют десятки определений этого понятия. Но ни одно из определений не может раскрыть его в полном объеме. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье трактуется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Здоровьесбережение и здоровьесозидание подрастающего поколения стало одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны.

Представленный в статье педагогический опыт будет интересен, прежде всего, дошкольным образовательным учреждениям, у которых нет своей прогулочной площадки. Актуальность представленного педагогического опыта обоснована ФГОС ДО [1], масштабными преобразованиями в обществе и модернизацией всей российской системы образования, которые диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач по сохранению здоровья нации совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

Одним их основных направлений решения задач национальной Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. N 8) [2] является разработка и реализация «мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи», создание «условий, обеспечивающих возможность вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом», обеспечение доступности, организация профилактических мероприятий, «направленных на повышение ответственности граждан за свое здоровье, осознание ценности человеческой жизни и здоровья, формирование культуры здоровья в различных возрастных и социальных группах».

Объединив все это воедино, а также, следуя требованиям СанПиН, нам пришла в голову идея создания проекта: «Наша спортивная жизнь!» с использованием потенциала развивающей городской среды.

Развивающая среда микрорайона активно преображается сегодня благодаря Правительству Санкт-Петербурга, которое, действуя в поддержку политики государства, объявившего одной из главных задач – заботу о здоровье нации, постановило организовать детские игровые и спортивные площадки по всему городу «в целях создания необходимых условий для занятий населения Санкт-Петербурга на спортивных площадках по месту жительства». [3].

Идея возникновения проекта: «Наша спортивная жизнь!» случайна, она родилась в процессе проведения целевых краеведческих прогулок и экскурсий, направленных на ознакомление детей со своим микрорайоном с целью осуществления гражданского и патриотического воспитания дошкольников. При проведении целых серий поисково-исследовательских маршрутов «Прогулки по городским улицам», группы неоднократно проходили мимо дворовых игровых и спортивных площадок, двигаясь к своей цели, педагоги не могли не заметить детского интереса к этим площадкам.

В процессе планирования, разработки и организации проекта рождалось много разнообразных идей, которые мы обсуждали и воплощали в жизнь вместе с детьми, их родителями, подключая социальных партнеров. Были запланированы и проведены разнообразные интересные, познавательные и продуктивные мероприятия, как традиционные, так и нетрадиционные.

На протяжении всего времени нас неотступно преследовали вопросы: «Как гармонично соединить возможности родителей и богатый опыт воспитателей дошкольного учреждения в вопросах сохранения здоровья? Как обеспечить систематическое сотрудничество семьи и детского сада? Как заинтересовать и привлечь внимание родителей и их детей к совместным занятиям спортом, к вопросам профилактики и мотивации на здоровый образ жизни?

Представляем вашему вниманию часть этого проекта - его инновационный продукт - организацию серии поисково-исследовательских маршрутов для старшего дошкольного возраста «В здоровом теле – здоровый дух!», проводимого как третье занятие по физическому развитию во второй половине дня один раз в месяц.

Целью этих маршрутов было: осуществить вместе с педагогами и родителями поиск заданного пункта назначения - спортивной площадки, заранее обозначенной на карте, и добраться до него, отметив маршрут следования на индивидуальной карте. Одна из семей (или несколько семей) совместно с педагогами разрабатывала тематическое наполнение целевой прогулки, заранее выбирался ответственный за доставку инвентаря на место встречи. Темы встреч: «Игры из детства моих родителей», «Все о футболе», «Зимние забавы», «Быстрые ролики», «Мой веселый звонкий мяч!», «Давай лыжню!», «Велогонки», «Веселые старты!», «Шашки – это тоже спорт», «Народные Масленичные гулянья». Вместе с родителями, очертив круг тем, распределили степень участия каждой семьи в наиболее интересующей его прогулке.

После проведения тематической части прогулки, в обязательном порядке отводилось время, дающее детям возможность испробовать себя на всех предложенных тренажерах и каруселях площадки. Путь обратного следования в ДОУ должен был быть проложен по иному маршруту посредством совместного обсуждения.

Уже после первого «спортивного путешествия» идеи для продолжения таких встреч повалили градом: «Все – на каток, будем фигуристами!» (с просмотром занятий по обучению фигурному катанию одной из воспитанниц группы), «Эстафеты на колесах» (скейтборт, самокат, велосипед, ролики), «Балет: легко или просто?» (с практическим уроком балетного мастерства от профессиональной балерины – мамы одного из воспитанников группы), «Кто такой йог?» (мастер-класс по йоге от мамы – профессионального тренера по йоге одной из воспитанниц), «Вместе в бассейн», «Вперед, на ипподром!». Все предложения были интересны, увлекательны не только детям, но и взрослым. Большинство голосов было «за» проведение таких мероприятий и решением родительского собрания было: проводить тематические встречи здоровья еще и в выходной – 1 раз в месяц, каждую вторую субботу месяца.

Активность родителей в жизни детского сада возросла многократно. Силами семей были разработаны, а инструктором по физической культуре откорректированы, комплексы утренней гимнастики, которые проводились для детей группы или ребенком самостоятельно, или вместе с родителем. С помощью родителей были значительно пополнены игровые картотеки, изготовлены добротные атрибуты для подвижных игр, разучены песни о спорте и многое другое.

Сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями стоит сложная задача привлечь родителей в творческую жизнь детского сада, уйдя при этом от скучных шаблонов и правил, создать возможность для совместного общения всех участников образовательного процесса на правах партнерства и доверия. Считаем, что нам это удалось - наиболее ценным считаем практико-ориентированный подход и поисково-исследовательскую направленность этого проекта.

В процессе организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ важно создать эмоционально-комфортные условия, содействующие физическому, духовному и социальному благополучию ребенка и тогда, в тесном сотрудничестве с семьей, удастся добиться желаемых результатов. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений вместе с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе вызовут у ребёнка стремление к здоровому образу жизни.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/
  2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июля 2009 года N 783 «Об утверждении Отраслевой схемы развития и размещения объектов физической культуры и спорта на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 года с перспективой до 2025 года» (с изменениями на 19 февраля 2014 года). https://kfis.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2014/10/24/%D0%9F%D0%9F_%D0%A1%D0%9F%D0%B1_%D0%BE%D1%82_07.07.2009.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Семинар для педагогов "Формирование здоровьесберегающих компетенций у родителей"

Познакомить педагогов ДОУ с различными видами здоровьесберегающих технологий в работе с родителями....

Доклад «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением»

Семинар  «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их   эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением...

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников...

Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников

Использование инновационных здоровьесберегающихтехнологий  в ДОО....