Главные вкладки

    Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников
    методическая разработка

    Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ « Школа № 1161» корпус 6

    «Методические рекомендации воспитателю по использованию сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетенции дошкольников.»

    Составитель:

    воспитатель вс. к.

    Гордюхина Е.А.

    Москва,  2017

     

    Работу по формированию коммуникативной компетентности через

    сюжетно-ролевые игры необходимо проводить в следующих направлениях:

    1 Создание развивающей предметно-пространственной среды.

    2 Непосредственное руководство играми детей.

    3 Работа с родителями (законными представителями).

    Прежде всего, в групповой ячейке детского сада необходимо создать

    развивающую предметно-пространственную среду, способствующую

    формированию коммуникативной компетенции дошкольников.

    Из ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    -содержательно-насыщенной,

    -трансформируемой,

    -полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. …

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

    оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

    всех воспитанников…».

    48Понятие игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая

    характеристика развивающей предметно-пространственной среды, как

    фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий  коммуникативную

    деятельность  ребенка (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, Н.Н. Поддъков,

    Е.А. Флерина, С.Л. Новоселова и др.).

    В игровую развивающую предметно - пространственную среду входят:

    организующее игровое поле, игровое оборудование, игровая атрибутика

    разного рода, различные игрушки, игровые материалы, необходимые для

    игровой деятельности дошкольников.

    В соответствии с сюжетообразующими функциями игры, формирующими коммуникативные компетенции дошкольников, выделяются  три типа игрового материала (игрушек): предметы оперирования, игрушки – персонажи, знаки (маркеры) игрового пространства. В связи с тем, что

    игровые замыслы детей дошкольного возраста разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы» сюжетно-ролевой игры.

    Полифункциональные тематические зоны, универсальные знаки пространства и функциональный материал могут легко перемещаться с места на место в пространстве групповой ячейки ДОО.

    Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками.

    Функция сюжета образования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими знаками пространства – макетами.

    Универсальные игровые макеты должны располагаться в местах, легкодоступных дошкольникам; они должны быть переносными (чтобы играть на полу, на столе, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках,

    поблизости от знаков (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «заполнен» или применим по желанию играющих). Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой ячейке ДОО нужно создавать обстановку для проведения сюжетно-ролевых игр, стимулирующих взаимодействие и общение детей друг с другом и детей с педагогом, формирующие коммуникативную компетентность.

    Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их сюжетно-ролевой игры.

     Сюжетно - ролевая игра не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею, об этом необходимо помнить педагогу. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения. В совместной игре дошкольники учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, согласовывать свои действия с действиями другого.

    Сюжетно-ролевая игра - это деятельность дошкольников, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дошкольник, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли  образ – покупатель, доктора, мамы, водителя, сына, папы. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка в детском саду. Образный, внутренний план игры настолько важен, что без него сюжетно-ролевая игра просто не может существовать. Через образы и действия дошкольники учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх папа может быть строгим или добрым, грустным или веселым. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все сюжетно-ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих

    отношений.

    Дошкольнику необходимо иметь в игровой среде много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

    Сюжетно-ролевая игра у дошкольников должна начинаться с договора.

    Педагогу необходимо направить детей в «нужное русло». Детям необходимо договориться о начале игровой деятельности, выбрать сюжет, распределить между собой роли и выстроить свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью.

    Роль педагога не всегда заключается в непосредственном участии в сюжетно-ролевой игре, иногда достаточно со стороны наблюдений и не больших корректировок. Взяв на себя роль, ребенок должен начинать принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, доктор, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

    В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения дошкольников как партнеров, товарищей, которые  выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

    Воспитателю необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Также необходимо предоставить каждому ребенку возможность реализовать  свои потребности и интересы в игре. Играя с детьми,  помогать  им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

    Педагог в ДОО должен формировать умения дошкольников принимать и словесно обозначать игровую роль. Воспитателю в группе нужно опираться на интересы каждого ребенка, разворачивать в сюжетно-ролевой игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

    Важная задача воспитателя подводить дошкольника к пониманию той или иной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.). Формировать у ребёнка дошкольного возраста умение использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник, камень - хлеб и т.д.). Также очень важно включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога. Педагог должен поощрять стремление детей «оживлять» игрушки, выполняя двойные роли: за себя и за игрушку. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра. Вызывать у дошкольника ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

    Дальше, формируя коммуникативную компетенцию у дошкольников, педагогу необходимо также формировать более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль. В ходе игры педагог ДОО не придерживается жесткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнера – ребенка-дошкольника относительно дальнейших событий. Воспитателю необходимо стимулировать дошкольников к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа, уделять особое внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы со сверстниками и взрослыми, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

    Составление конспекта сюжетно-ролевой игры тоже имеет ряд своих особенностей. Необходимо ставить задачи: образовательные – по формированию сюжета игры (автобус, космос); развивающие - подражания, развитие воображении; воспитательные - усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры.

    При подготовке к введению новой сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс ДОО можно использовать такие приемы как:

    сюрпризные моменты (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре; отправление письма с сообщением, просьбой; чтение художественной литературы по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев; проведение экскурсии по теме игры; наблюдение за трудом и действиями взрослых (доктора, медсестры, повара, прачки и т.д.); проведение бесед о различных профессиях, с демонстрацией соответствующих иллюстраций; введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей; совместная игра взрослых и детей (в виде открытых мастер-классов с родителями, педагогами); внесение новых атрибутов (настоящий фонендоскоп, защитная маска пожарного и т.д.), уточнение их значения, вариантов применения; поручение родителям или членам семьи посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.

    Также важную составляющую в формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста составляет необходимость работы с родителями (законными представителями) в ДОО по формированию у детей коммуникативной компетенции.

    Работа с родителями – это сложная (а порой и самая сложная) деятельность педагога. Эта деятельность должна включать в себя повышение уровня педагогических знаний родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников, осознание важного значения этой работы и организация активного систематического взаимодействия.

    Педагог ДОО должен сосредоточить законных представителей на таких моментах, как форма и методы обращения взрослых друг с другом и с ребенком, культура общения. Сделать акцент на том, чтобы ребенок свободно общался в кругу взрослых и сверстников как дома, так и в общественных местах, был вежливым, ненавязчивым, интересным, умел вступать в диалог.

     Не мало важно формировать у дошкольника умение слушать собеседника. Для этого поведение родителей должно быть всегда ровным, требования к ребенку не должны меняться в зависимости от обстановки или людей, их окружающих. Также необходимо объяснить родителям факт формирования и развития коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста в

    игровой деятельности (на примере сюжетно-ролевой игры). Показать элементы организации игры на мастер-классе, консультации, родительском собрании, тренинге и другой форме организации родителей.

    Работу воспитателя с родителями в ДОО можно представить средствами решения двух основных целей, это: педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность. Таким образом, происходит решение ряда педагогических задач: повышение грамотности родителей в вопросах

    формирования коммуникативной компетенции своего ребенка, создание необходимых условий в семье и в ДОО по планированию, организации и контролю  за процессом формирования коммуникативной компетенции.

    Работа воспитателя детского сада с родителями должна быть направлена на процесс оптимизации сотрудничества педагога и родителя в вопросе формирования коммуникативной компетенции у детей. Осознание родителями (законными представителями) необходимости и важного значения формирование коммуникативной компетенции и взаимосвязь развития детско-родительских отношений через: совместную деятельность; расширение возможностей понимания своего ребёнка; возможность получения обратной святи; проживание опыта в группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка

    Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....

    ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

    ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

    "Формирование коммуникативных компетенций дошкольников посредством игры"

    Статья содержит в себе характеристику приемов и методов работы с детьми дошкольного возраста, подборку игр и упражнений на развитие произносительной, коммуникативной стороны речи, моторики,взаимодейст...

    Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

    Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....

    Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

    Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...