Главные вкладки

    Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Зубкова Анна Владимировна

    Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommunikativnye_navyki_-vkr_-_kopiya.docx48.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема работы

    «Использование сюжетно-ролевых  игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни".

    Владимир 2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......3

    Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков  у дошкольников……………………………………………………6

    1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников…………………………………………………………………6

    1.2.Сюжетно-ролевая игра – ведущий метод формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни………………….8

    1.3. Состояние данной проблемы в теории и практике дошкольного образования…………………………………………………………………...10

    Выводы по  первой главе  …………………………………...............12

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у  детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр ……………………………………………………….13

    2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей шестого года жизни……………………………………….13

    2.2. Организация деятельности по формированию  коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр………………………………………………………..14

    Выводы по второй главе……………………………………………..17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………18

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..20

    ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….........23


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования обусловлена тем, что в результате совместной работы по преемственности школы и дошкольной организации, учителями начальных классов высказывается проблема: отсутствие, либо несформированные коммуникативные навыки у выпускников детских садов. Разбираясь в причинах проблемы коммуникации у выпускников, и наблюдая за деятельностью педагогов по организации игровой деятельности, мы пришли к выводу, что  педагоги нашей ДОО недостаточно компетентны в данном вопросе.

     В соответствие с ФГОС ДО общение выступает как один из основных видов деятельности, характерных в дошкольном возрасте. Наилучшему общению и формированию коммуникативных навыков способствует  сюжетно-ролевая игра.

    Проблема исследования. Анализ сложившейся ситуации позволяет выявить противоречие в исследуемой проблеме, суть которого состоит в необходимости решать задачу формирования коммуникативных навыков в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования и недостаточной разработанностью организации процесса освоения детьми данного направления работы в педагогической практике нашей ДОО.  

    Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.

    Предметом исследования является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

    Цель исследования теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить  влияние  сюжетно-ролевых игр на

    процесс формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни.                                                                                                                

    Задачи исследования:

    -проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативных навыков детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в теории и практике дошкольного образования;

    -выявить специфику сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни;

    - провести опытно-экспериментальную работу по формированию    коммуникативных навыков у детей шестого года жизни   посредством сюжетно-ролевых игр в детском саду.  

    Гипотеза исследования. Мы  предполагаем,  что процесс формирования коммуникативных навыков  у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры  будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

    -данная работа будет основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    - работа будет строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательной области «Речевое развитие»;

    - будут использоваться разнообразные приемы  мотивации в ходе организации  сюжетно-ролевых игр;

    - развивающая предметно-пространственная среда будет наполнена соответствующими атрибутами с разнообразной тематикой и организовано взаимодействие взрослых и детей в изготовлении данных атрибутов;

    -приемы руководства будут основаны на личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

    Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы; эмпирические – педагогическое             наблюдение, организация опытной работы количественный и качественный анализ полученных данных.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что она позволяет глубже понять: сущность формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что выяснено влияние сюжетно-ролевых игр на формирование у детей шестого года жизни соответствующих их возрасту коммуникативных навыков; разработаны варианты мотивации детей по организации данного вида деятельности; подобраны сюжетно-ролевые игры к содержанию тематических недель, проводимых в возрастной группе.

    База исследования: работа проводилась на базе МБДОУ   № 10 «Улыбка»  города Собинки в старшей группе «Золотая рыбка».

                                                                                                                     

    Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у дошкольников

    1.1 Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников

        Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому.

    По мнению Л. С. Выготского: "Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания" [5] .

    Коммуникативные навыки – это способность человека к общению.  А.Г. Арушанова выделяет   четыре составляющих эффективного общения:

    «-желать взаимодействовать с окружающими людьми;

    -знать нормы и правила поведения (речевой этикет), воспринимать социальные роли в обществе;

    -уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;

    -разрешать любые конфликты в общении» [2,с.17].

    Коммуникативные навыки у дошкольника формируются только в общении с окружающими людьми, в совместной деятельности, в развитии межличностных отношений, в познании друг друга.

    Формирование коммуникативных навыков дошкольника происходит с самого рождения, связано с появлением             новообразований в развитии речи, характерных для данного возраста. Арушанова А.Г. выделяет новообразования речевого развития:

    «-непроизвольная инициативная речь у детей 2 лет; игровое взаимодействие со сверстниками (контактоустанавливающая и эмотивная функция речи) и развитие контекстного общения со взрослыми в младшем дошкольном возрасте;

    -речевой диалог, содержательное познавательное и личностное общение со взрослыми и детьми и связанная с ним текстовая активность в старшем дошкольном возрасте» [2,с.22].

    «Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, с товарищами по группе детского сада, с  воспитателями. В старшем дошкольном возрасте развивается связная речь, умение строить связный текст, налаживать взаимосвязь с партнером, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения. Это и освоение текстов типа описания, повествования, рассуждения, и форм эмоционального, познавательного, личностного общения, контекстной (не опирающейся на наглядную ситуацию) речи, а также включение в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников» [2,с.3].

    Таким образом, мы можем сказать, что развитие коммуникативных навыков у дошкольников претерпевает изменения вместе с речевым развитием. В тесной взаимосвязи с родственниками, воспитателями, формируется коммуникативная компетентность дошкольника.

    1.2.Сюжетно-ролевая игра – ведущий метод формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни                                        

    Игра удовлетворяет потребность ребёнка в общении. Именно во время игры развивается диалогическая речь. В условиях дошкольной организации обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по интересам, взаимным симпатиям. «Ввиду особой привлекательности игры, дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности» [8,с.263]. Полярное влияние игр на развитие ребенка, говорит о необходимости воздействия взрослого, педагогического целесообразного руководства игрой, чтобы она стала первой «школой», средством воспитания и обучения. Многочисленные исследования показывают, что игра  содействует обогащения кругозора ребенка, упрочению его интересов, развитию речи.

    Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

    - отношения определяемые содержанием игры;

    - реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

     Реальные отношения формируются в течение всей жизни ребёнка в детском саду. В таких отношениях, ребенок может жертвовать своими интересами, игрушками, ради общения с партнером.                                    

    На основе  реальных отношений у детей формируется качество «общественности». Именно это качество позволяет быть успешным среди сверстников, взаимодействовать с ними. Оно и составляет основу коммуникативных навыков дошкольника.

    Сюжетно-ролевая игра зарождается с младшего дошкольного возраста. И по мере развития ребенка усложняется: сюжет, роли, темы для обыгрывания, игрушки. В старшем дошкольном возрасте дети обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планирует развитие содержания. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает, развивается творчество. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, сами мастерят игрушки.

    Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры является сюжет, содержание и роль. Сюжет  для игры  ребенок старшего дошкольного возраста берет  из социального окружения. Предварительно обсуждают и на элементарном уровне планируют развитие содержания. Новые сюжеты появляются, под влиянием мультфильмов, прочитанных дома книг, рассказов родителей, путешествий. Во время игры речевые комментарии детей представляют собой словесное замещение каких-либо событий.  На протяжении дошкольного периода развивается и усложняется содержание игры. Роль, являясь основой сюжетно-ролевой игры, в старшем дошкольном возрасте исполняют дети. Здесь появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражается отношения между персонажами, устанавливаются игровые взаимодействия. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание смысл социальных ролей.                     

    Таким образом, сюжетно-ролевая игра  является ведущим методом формирования коммуникативных навыков, так как все компоненты коммуникации реализуются в процессе подготовке атрибутов к игре, выборе сюжета, распределение ролей, обыгрывание сюжета, где основным составляющим является диалог.

    1.3. Состояние данной проблемы в теории и практике дошкольного образования

    Вопросы формирования коммуникативных навыков у дошкольников актуальны. Авторы видят проблему в появлении у детей большого количества современной техники, которая в свою очередь замещает многие  функции. И общение для детей отступает на второй план, нежели игра в планшете, телефоне, ноутбуке. Авторы  обращают внимание на низкий уровень общения в семье, а также влияние несформированных коммуникативных навыков на дальнейшее обучение в школе. Авторы выделяют одной из главных задач дошкольного коммуникативного развития –формирование у детей желания общаться.

    Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.

    Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

    Арушанова  А.Г. занималась исследование речевого развития современного ребенка. В своём исследовании автор фиксирует,                что «речевое развитие современных дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное». И определяет перспективы, необходимость поиска резерва речевого развития в детской игре и общением со сверстниками.

    В периодической литературе, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольное образование и воспитание», «Дошкольная педагогика» так же рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков дошкольников. Авторы: Е. Миненок «Интерактивные интегрированные игровые сеансы для детей и родителей», Марцинковская Т.Л. «Упражнения для развития коммуникативных навыков», Т.Суборова «Я – журналист!», Гаркво и Пеллетье «Игры трёх поколений», Е. Горбунова «Пять игр – пять культур», Н.А. Никитина «Каталог подвижных игр», О.А.Глобина «Воспитание культуры общения у дошкольников», А. Михайлова «Магазин речевого этикета», А.В. Михайлова «Знакомимся с профессиями в сюжетно-ролевой игре», Л.И. Синявская «Игромир вежливости», Е.О. Смирнова «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» -  предлагают через сюжетно-ролевые игры формировать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста. Авторы выделяют такую проблему как: «большинству детей больше важен процесс игры, а не игрового общения с использованием правил речевого поведения», а также «дети не считают значимым переносить опыт речевого этикета в совместную деятельность». Михайлова А.В. в своей статье предлагает выстроить работу с детьми по формированию коммуникативных навыков в три этапа. Главной задачей, автор ставит – показ образца сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие взаимодействия и активизацию уже сформированных навыков речевого этикета. В любой игре, на начальном этапе, отводится роль педагогу – как организатору игры. Дети, подражая воспитателю, осваивают речевые клеше. На втором этапе –                  дети самостоятельно используют речевые клеше в игре и на третьем этапе – дети самостоятельно организовывают игру, включая образцы речевых навыков.  

     Выводы по первой главе

    Таким образом, мы можем сказать, что общение в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. Успешность данного вида деятельности зависит от сформированности коммуникативных навыков, которыми овладевают дети в детском саду.

    К концу дошкольного возраста происходит становление коммуникативной личности, характеризующейся языковой компетенцией (ребенок владеет языком в такой мере, что он становится действительно родным, основным средством мышления, общения, саморегуляции), личности общительной, эмоциональной, самостоятельной, инициативной, творческой. Личности, которую характеризует свобода речевого поведения.

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у  детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр

    2.1.  Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

    Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №10 «Улыбка» г. Собинка . В эксперименте участвовало 26 детей старшей группы «Золотая рыбка».

    В своей работе мы опирались на диагностику изучения коммуникативных навыков детей, предложенную, Алексеевой М.М., Яшиной В.И .

    Целью исследования было выявление уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

    Задачей исследования было провести диагностическое исследование уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.

    Для изучения навыков  диалогической речи  мы использовали наблюдения за свободным общением детей.  Обращали внимание на характер общения, на инициативность детей, их умения вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

    Данные исследования заносились в таблицы (Приложение 2, 3)

    Оценка коммуникативных навыков была дана  с учетом следующих критериев:

    Критерии оценки коммуникативных умений детей

    Оценка в баллах

    Уровень речевой коммуникации

    1

    Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.

    3

    высокий

    2

    Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

    2

    средний

    3

    Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно и излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

    1

    низкий

    Результаты:

    Высокий уровень речевой коммуникации - 4 детей, 15 %

    Средний уровень речевой коммуникации -  16 детей, 62 %

    Низкий уровень речевой коммуникации – 6  детей,  23 %

    На заключительном этапе опытной работы мы проводили повторное диагностическое обследование сформированности коммуникативных навыков у детей шестого года жизни.  Ее целью было выявление динамики уровня развития коммуникативных навыков  у детей экспериментальной  группы.

    Результаты:

    Высокий уровень речевой коммуникации -   8 детей, 30 %

    Средний уровень речевой коммуникации -  18 детей,  70 %

    Низкий уровень речевой коммуникации -  ребёнок,  0 %

    В результате количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных навыков выросло на  15 %,  со средним уровнем -  на 8 %.  Детей с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков нет (Приложение 4)

         2.2. Организация деятельности по формированию  коммуникативных навыков у детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр

    Провели анализ развивающей предметно-пространственной  среды группы. Было проведено  родительское собрание в экспериментальной группе «Золотая рыбка», с целью ознакомления родительской общественности с темой и необходимость участия родителей в формировании коммуникативных навыков детей и наполнения развивающей среды атрибутами для сюжетно - ролевых игр. Был организован клуб «Самоделки», где воспитанники вместе с родителями  изготовили  атрибуты  для сюжетно-ролевых игр  «Кафе», «Гостей встречаем», «Фабрика Монделиз Русь»,  «Ферма».

    Вместе с детьми мы составили речевые обращения  к каждой игре. Ведь сложнее и доказательнее речь детей становится в ситуации «совместного обдумывания» (как лучше встретить гостя, какие модели  платьев подойдут для праздника, что возьмём с собой в путешествие).

    Развивали способы игрового общения, т.е. общение детей как носителей ролей (диалог между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнера).  Поддержка инициативы осуществлялась через предоставление возможности выбора вида игры, сюжета, роли, партнёров, игрушек, поощрение к импровизации (придумыванию сюжетов, введению оригинальных  персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей). Игра организовывалась с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и повышающие самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных).

    В своей работе мы придерживались комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. В рамках каждой тематической недели продумывалась предварительная работа перед организацией сюжетно-ролевой игры. В совместной деятельности мы проводили беседы и словесные игры, подвижные и дидактические, а также экскурсии с элементами репортажа. Приглашали званых гостей – это родители наших воспитанников, сотрудники ДОО, которые делились своим профессиональным опытом, сопровождая комментариями свои действия. В продуктивной деятельности, на занятиях,  в режимных моментах, также прослеживалась тема недели.

    В своей работе мы использовали следующие приёмы мотивации детей:  игровые и проблемные  ситуации,  беседы, встречи с интересными людьми (приглашали родителей, сотрудников ДОО), экскурсии и репортажи с места событий (посещение библиотеки, книжного киоска, работа сотрудников МЧС, почтовое отделение). Они позволили   развивать интерес у детей к играм, способствовали формированию  коммуникативных навыков у воспитанников.

    Приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой были основаны на личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, при которой ребёнок в ходе взаимодействия является не объектом, а субъектом образовательной деятельности. В условиях данной модели общение осуществляется в интересах развития речи детей.

          Таким образом,  мы можем сделать вывод, что планомерная работа в данном направлении помогала детям осваивать способы и средства взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми, развивала познавательный интерес и   коммуникативные навыки.

    Выводы по второй главе

    Таким образом, мы можем уверенно сказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущим методом формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников. Это мы можем проследить в положительной динамике уровня речевой коммуникации детей шестого года жизни.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе опытно-экспериментальной работы, влияние  сюжетно-ролевых игр на процесс формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни обусловлено наличием диалогической речи, развивающейся в процессе игры.  Развитие коммуникативных навыков у дошкольников претерпевает изменения вместе с речевым развитием. В тесной взаимосвязи с родителями и  воспитателями, формируется коммуникативная компетентность дошкольника.

    В процессе работы мы проанализировали состояние проблемы формирования коммуникативных навыков детей шестого года жизни посредством сюжетно-ролевых игр в теории и практике дошкольного образования.  Авторы видят проблему в появлении у детей большого количества современной техники, которая в свою очередь замещает многие  функции. И общение для детей отступает на второй план, нежели игра в планшете, телефоне, ноутбуке. Авторы  обращают внимание на низкий уровень общения в семье, а также влияние несформированных коммуникативных навыков на дальнейшее обучение в школе.

    В работе мы выявили специфику сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей шестого года жизни – социально ориентированные, сюжеты основаны на реальных событиях, способствующие развитию речевого этикета, освоению социальных ролей.

          Провели опытно-экспериментальную работу по формированию    коммуникативных навыков у детей шестого года жизни   посредством сюжетно-ролевых игр в детском саду в старшей возрастной группе. Выявили закономерность: от разнообразия сюжета и тем игр зависит и уровень сформированности коммуникативных навыков, а также отметили положительную динамику развития коммуникативных навыков у детей в процессе игры.

    Таким образом,  мы можем сделать вывод, что планомерная работа по формированию коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру  помогает детям осваивать способы и средства взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать познавательный интерес и интеллектуальное развитие.     Динамика развития коммуникации дошкольников  зависит от компетентности воспитателя в данном направлении работы, умении применять социоигровую технологию, использовать  недирективные формы общения с дошкольниками; заинтересованности родителей  развивать культуру  детей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Амосова, М.Н. Виртуальные экскурсии как средство речевого развития детей 5-7 лет/М.Н. Амосова//Дошкольная педагогика. 2016.- № 11.- С. 24-25
    2. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника/А.Г. Арушанова. –М.: ТЦ Сфера, 2011. -80 с.
    3.  Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 1/ Н.М. Баринова//Ребенок в детском саду. 2017.-№1. – С. 26-36;  2017. - №2.- С. 44-47
    4. Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 2/ Н.М. Баринова//Ребенок в детском саду. 2017. - №2.- С. 44-47
    5. Всероссийское издание Дошкольник[Электронный ресурс].- URL:http://doshkolnik.ru/psihologiya/11136-vzaimodeistvie.html//Верхозина И.М. Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. (Дата обращения: 05.05.2017)
    6.  Глобина, О.А. Воспитание  культуры общения у дошкольников/ О.А. Глобина//Дошкольная педагогика. 2016.-№9.- С. 15-18
    7. Демянчук, Л.А. Воспитание у дошкольников социальных умений и навыков в процессе игровой деятельности в ДОО/Л.А. Демянчук//Дошкольная педагогика.- 2016, №9.- С. 19- 21
    8. Деркунская, В.А. Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым/ В. А. Деркунская//Дошкольное воспитание. 2016. –№2. – С.29-36
    9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования/С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-14-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-416с.
    10. Маханёва, М.Д. Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей/М.Д. Маханёва//Копилка методиста. 2016. -№7.- С. -86-98
    11. Михайлова, А.В. Знакомимся с профессиями в сюжетно-ролевой игре/ А.В. Михайлова, С.М. Фатхутдинова//Ребенок в детском саду. 2017.-№1. – С. 60-64;  2017. - №2.- С. 44-47
    12. Михайлова, А.В. Магазин речевого этикета/А.В. Михайлова//Обруч. -2016.-№1. – С.34-36.
    13. Научная педагогическая электронная библиотека[Электронный ресурс].- URL:http://elib.gnpbu.ru//Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/под.ред. А.В. Запорожца. М., «Просвящение», 1976. (Дата обращения: 10.03.2017) 
    14. Привалова, С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие/С.Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.
    15. Приказ Минобрнауки России N 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    16. Самборенко, Л.Ф. Игровые технологии как фактор развития детского творчества в условиях дошкольной образовательной организации/Л.Ф. Самборенко, С.В. Макушкина//В копилку педагога – психолога. 2015.- №4.-С. 101-110
    17. Смиронова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками/Е.О. Смирнова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-192 с.
    18. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей/ под ред. Т.В. Волосовец.–СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-96
    19. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева.-М.: Просвещение, 2007

                                                                                                                   

    Приложение 1

    Подборка  сюжетно- ролевых игр в соответствии с календарно- тематическим планом.

    Название тематической недели

    Название игры

    Мотивация

    Неделя «Знаний»

    «Школа»

    Воспитатель вносит школьный рюкзак с игрушками и школьными принадлежностями. Играем.

    Неделя «Красоты»  

    «Ателье», «Демонстрация моделей праздничной одежды»

    Соня пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: «Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!» Правильно ли поступила Соня, этично? И почему?

    Неделя «Безопасности»

    «На дорогах города»

    «Полицейский»

    Посмотрите, ребята, что случилось на нашей дороге (на макете с дорожной разметкой авария двух машин и расставлены знаки и фигурки людей и животных не на своих местах)? Что здесь не так?

    Неделя «Воспитателей и всех дошкольных работников»

    «Детский сад»

    Проблемная ситуация: Кто из девочек поступил этично? Лена подошла к воспитателю и сказала: «Вы сегодня такая красивая!» А воспитатель подумала: «А в другие дни я, наверное, некрасивая».

    Елена Анатольевна увидела Таню и сказала: «Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!»

    -Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.

    Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.

    Неделя «Музыки»

    «Концерт»

    Посещение концерта в музыкальной школе. Ребята, а какой инструмент вам больше всего понравился? Кто может изобразить как играет скрипка? А помните ли вы кто за кем выступал? Как хотелось бы оказаться на концерте и ещё раз послушать классическую музыку.

    Неделя «Я и моя семья»

    «Семья»

    Мама зовет сына: «Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду».

    Миша отвечает: «Сейчас».

    Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.

    -Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.

    Как вы думаете, почему  мама огорчилась? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать?

    Неделя «Осень в моём городе»

    «Урожай»

    Предварительная работа: ребята на занятии по лепке вылепили корзинки с овощами. Воспитатель сообщает детям, что собранные овощи и фрукты скоро начнут портиться и их срочно нужно доставить в овощное хранилище. А для уборки картофеля и морковки не хватает корзин. Как мы будем загружать собранные овощи в машину?

    Неделя «Народы мира»

    «Путешествие»

    Воспитатель приносит письмо. Оно от детей детского сада из Белоруссии. Ребята хотят приехать в гости к нам, но не знают как добраться до д/ сада?

    Неделя «Дикие и домашние животные»

    «Зоопарк»

    «Ветеринар» «Ферма»

    Чтение сказки К. Чуковского «Добрый доктор Айболит». Детям предлагаем показать дорогу доктору (придумывают сами) до зоопарка в г. Москва и на ферму «К бабушке» к очень нуждающимся в лечении животным.

    Неделя «Народной культуры»

    «Ярмарка»

    Экскурсия в комнату «русского быта». На занятиях по лепке из соленого теста дети вылепили матрешек, маленькие сувениры. Стол украшается скатертью или полотенцем с вышивкой. Воспитатель выполняет роль Зазывалы. Приглашает принять детей участие в ярмарке.

    Неделя «Матери»

    «Мама пришла с работы »

    Чтение стихотворения Благининой «Мама спит она устала». Обсуждение. Воспитатель предлагает побыть мамой, 1 - которая пришла с работы и очень устала, 2 - пришла веселая и готова  играть

    Неделя «К нам приходит Новый год»

    «Праздник в саду»

    «Фабрика Монделиз Русь»

    В гости приходит мишка Барни со своим младшим братом мини Барни. Предлагают собрать поделку из коробки (Оленёнок). Чтобы помочь деду Морозу доставить подарки всем детям. Ребята вместе отправляются на фабрику.

    Неделя «Вежливых слов»

     «Поход в кафе»

    1.Игровая ситуация «Вежливая просьба»

    Неделя «Транспорта»

     «Шофёры»

    1.Наблюдение за машинами, привозящими продукты в детский сад.

    Неделя «Игры и игрушки»

    «Детский супермаркет»

    Игровая ситуация

    Неделя «Защитники Отечества»

    «Российская армия»

    Предварительная беседа «Что значит, защищать Родину, родных»

    -чтение рассказа Коваленко « Маленький герой»

    Экскурсия к памятнику «Вечная память» и просмотр  альбома пап, служивших в Армии.

    Неделя, Посвященная Международному женскому дню

     «Посещение салона красоты»

    Званый гость.

    Неделя «Профессий»

     «Воспитатель» «Пожарный»

    Званый гость.

    Неделя «Наш дом – Земля»

    «Путешествие в лес»

    Экскурсия в парк города.

    Неделя «Театра»

    «Театр»

     Вносим афишу

     Неделя «Юмора», Детской книги»

    «Библиотека»

    Экскурсия в библиотеку.

    Неделя, посвященная авиации и космонавтике

    «Космическое путешествие»

    Игровая ситуация

    Неделя «Здоровья»

    «Аптека»

    Игровая ситуация

    Неделя , посвященная 9 мая

    «Госпиталь»

    Игровая ситуация

    Неделя «Семейные традиции»

    «Семья»

    Дети приносят из дома фото.  Рассказ о семейных традициях.

                                                                 

                                                                                                           

    Приложение 4

    Сравнительная диаграмма сформированности коммуникативных навыков  у детей экспериментальной групп


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию для детей шестого года жизни Тема: «Если в гости ты пришёл…»

    КОНСПЕКТ НОД "ЕСЛИ В ГОСТИ ТЫ ПРИШЕЛ..." ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПРВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ, ЗА СТОЛОМ....

    "Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

    Сегодня проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  является актуальной....

    Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

    СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».

    Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...

    Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни

    Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических п...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

    Содержание элементарных математических представлений , формируемых у детей шестого года жизни, разнообразно. Процесс формирования элементарных математических представления создаёт качественные изменен...