Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни
учебно-методический материал (младшая группа)

Будрецкая Юлия Георгиевна

Возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_ispolzovaniya_syuzhetno.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования сюжетно-ролевых игр

для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни

Сюжетно-ролевые игры – одни из самых любимых игр детей. Эти игры «учат поведению в различных жизненных ситуациях, создают условия для совместной деятельности» [6; с. 34]. В сюжетно-ролевой игре дети формируют общение друг с другом, налаживают взаимоотношения, учатся понимать других, находить компромиссы и сочувствовать.  

Как отметил Д.Б. Эльконин, «содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве отраженного понимания сущности отношений и деятельности взрослых» [24; с. 102]. Автор указывает, что в процессе сюжетно-ролевой игры между детьми складываются два вида отношений - ролевые отношения, определяемые содержанием игры и реальные отношения, которые проявляются в игре

В ходе реальных межличностных отношений, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру и определение ее замысла, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил и т. п.) дети вступают в общение между собой, что ведет к формированию коммуникативных умений.

На основе реальных отношений у детей формируется качество «общественности». Именно это качество позволяет быть успешным среди сверстников, взаимодействовать с ними. Оно и составляет основу коммуникативных умений дошкольника.

В структуре сюжетно-ролевой игры Д.Б. Эльконин выделяет «подготовительный этап (планирование игры) и такие ее элементы, как воображаемая ситуация, замысел, сюжет, игровые действия и ролевое поведение» [24].  При исполнении каждого из этих этапов и элементов сюжетно-ролевой игры дети пятого года жизни используют коммуникативные умения.

Перед проведением сюжетно-ролевой игры (на подготовительном этапе) дети пятого года жизни с помощью воспитателя заранее планируют игру – договариваются между собой о теме и сюжете игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал, готовят место для игры. На этом этапе нужны такие коммуникативные умения, как умение получения   нужной информации в общении в ведении простого диалога; умение выслушать другого человека и с уважением отнестись к его мнению, интересам; умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания и стремления с интересами других детей, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Следующие два этапа сюжетно-ролевой игры – создание воображаемой ситуации и игровой замысел. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Будучи социальной по происхождению, воображаемая ситуация в сюжетно-ролевой игре является социальной и по содержанию [24].  Это становится очевидным при анализе ролей, которые принимает на себя дети: это, в основном, роли взрослых людей, в которых отражены социальные взаимоотношения. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней игрового замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире [24].  На этих двух этапах дети пятого года жизни вступают в общение друг с другом и с воспитателем и высказывают свои мнения о том, какие у них есть замыслы игры, договариваются о том, какие игровые ситуации они хотели бы включить в игру.

Следующий структурный компонент сюжетно-ролевой игры – сюжет. Это главный компонент, без него нет игры. Под сюжетом понимается та сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Определяя сюжет игры, дети пятого года жизни вступают между собой в диалог для уточнения тех фактов действительности, которые будут отражены в игре. Изменения в сюжете могут происходить и в процессе самой игры, и здесь дети также должны их обсудить, используя диалоги и коммуникативные умения: выслушать сверстника, с уважением относится к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей и т. д.

Сюжет игры обычно определяется в ее ходе за счет выполнения каждым участником игровых действий, обращенных к партнерам по игре, и их ответных действий, т. е. «игровые действия – основное средство реализации сюжета игры» [24; с. 109].  Однако далеко не всегда детям пятого года жизни удается (особенно при большом количестве участников игры) последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие, или дети не понимают обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях необходимо специальное обсуждение дальнейшего хода игры, нередко – вмешательство воспитателя. В подобных случаях дети тоже формируют и используют коммуникативные умения договариваться, слушать сверстника и учитывать его желания, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Следующий важный компонент сюжетно-ролевой игры – ролевое поведение. Ролевое поведение – «это принятие ребенком игровой роли, когда ребенок входит в игровой образ, как актер, он ставит себя на место другого человека, выполняет его обязанности и за счет этого приобщается к миру взрослых» [5; с. 24].  Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли игровой образ – доктора, мамы, дочки, водителя и т. д. Выполняя ролевое поведение, дети общаются между собой, вступают в коммуникативное взаимодействие, следуя правилам поведения. Отклонение от их выполнения сразу же замечается партнерами по игре и вызывает их осуждение. Поскольку для детей пятого года жизни важно передать ролевые отношения, очень важное значение для них   приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры, которые происходят в виде ролевой речи. Эта речь направлена на других людей, она носит диалогический характер (продавец спрашивает, что хотел бы приобрести покупатель, – покупатель, отвечая, формулируя свою потребность в каком-либо товаре, услуге; доктор спрашивает пациента, что его беспокоит, – пациент рассказывает о своем самочувствии; учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ и т. д.). Поэтому, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь общаться с партнером как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей).

Осуществляя в сюжетно-ролевой игре игровые действия и ролевое поведение, дети пятого года жизни сопровождают их ролевыми диалогами, формируя при этом разные коммуникативные умения: получать информацию в ходе общения, слушать и отвечать, понимать эмоциональное состояние и настроение другого человека по его словам и жестам, разговаривать спокойно, если надо, разрешать возникшие конфликты и т. д.

Рассмотрев возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни, мы сделали выводы, что сюжетно-ролевую игру можно отнести к играм, в которых дети данного возраста активно формируют и используют коммуникативные умения на всех этапах (подготовительном, непосредственно при проведении игры, при анализе игры) и во всех ее элементах. Именно этот тип игр позволяет детям пятого года жизни имитировать общение в различных речевых ситуациях, мотивирует каждого участника игры на владение и на формирование коммуникативных умений.

Коммуникативная деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности. Успешность данного вида деятельности зависит от уровня формирования у детей коммуникативных умений. Проанализировав психолого-педагогические исследования о формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста и особенности их формирования у детей пятого года жизни, изучив методику организации и проведения сюжетно-ролевых игр с детьми пятого года жизни, мы рассмотрели возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни и сделали определенные выводы.  

В сюжетно-ролевой игре ребенок пятого года жизни действует в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации, формирование которой в игре требует развития ролевых отношений и наличия коммуникативных умений.

В сюжетно-ролевой игре ребенок пятого года жизни определенным образом ориентируется в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой основу освоения ребенком коммуникативных умений.

В сюжетно-ролевой игре ребенок пятого года жизни начинает формировать основы реальных взаимоотношений с другими играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, то есть качества, обеспечивающие определенный уровень общения, также требующий необходимый уровень формирования коммуникативных умений.

Для подтверждения теоретических основ возможности использования сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей пятого года жизни мы спланировали проведение опытно-экспериментальной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Словообразование –  это раздел языкознания,  который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянн...

Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....

Использование театра теней как средства развитие мелкой моторики рук детей пятого года жизни

В жизни современного ребенка мелкая моторика имеет огромную роль.Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжени...

Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в ра...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: « ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Ежедневно нам необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общ...

План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни

Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...