ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по теме
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovoobrazovatelnyh_umeniy_u_detey_pyatogo.docx | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты
создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать вывод о том, что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Исследования известных педагогов, психологов и
лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Процесс освоения грамматического строя речи детьми пятого года жизни,
сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточное количество пособий для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с целью обучения детей грамматическим навыкам. Каждое дошкольное учреждение выбирает себе программу, но не во всех программах прописываются задачи по словообразованию. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании словообразовательных умений у детей пятого года жизни и недостаточным их использованием в практике ДОУ. В данной работе рассматриваются задачи по формированию грамматического строя речи у детей пятого года жизни и процесса формирования словообразовательных умений. Процесс формирования словообразовательных умений у детей пяти лет может быть эффективным если: разработать комплекс дидактических игр направленных на формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни, на основе исходного уровня сформированности данных умений, включающих игры на формирование умения образовывать слова префиксальным, суффиксальным, словосослагательным способом и умения подбирать однокоренные слова. Для выявления словообразовательных умений у детей пятого года жизни, был подобран диагностический материал, чтобы знать состояние проблемы по формированию способов словообразования детей. Проведенные исследования позволили выявить уровень сформированности способов словообразовательных умений. Пришли к заключению, что в содержании педагогической работы отсутствует системность и последовательность, работа по данному направлению ведется не в должной мере (у детей слабо сформированы словоизменительные и словообразовательные умения), не ведется работа с родителями по данному направлению). Педагогами и родителями недостаточно внимания уделяется дидактической игре, как эффективному средству закрепления грамматических навыков у детей. Все это позволило разработать и описать комплекс дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений у детей пятого года жизни. Разработанный нами комплекс дидактических игр, в соответствии с грамматическим строем русского языка, способствовал формированию у детей грамматических умений. Многие дети научились образовывать слова префиксальным, суффиксальным и словослагательным способами. Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют об эффекивности использования разработанного нами комплекса дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений. Таким образом, процесс формирования словообразовательных умений у детей пятого года жизни, успешно достигнут, благодаря тому, что: был составлен комплекс в соответствии с грамматическим строем русского языка, т.е. был направлен на формирование морфологических, синтаксических и словообразовательных умений, а игры использовались в различных видах речи (диалогической и монологической), в основу которых, были положены репродуктивные, конструктивные и творческие упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений у детей пятого года жизни
Конспект итогового занятия в средней группе...
Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....
Курсовой проект на тему: «Формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания»
Структура проектаВведение …………………………………………………………………….2 стр.Анализ ситуации…………………………………………………………….3стр.Анализ экологической ситуации в Российской Федерации, Чувашской Республике и Козловском районе ЧР...
Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.
Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...
Взаимодействие с родителями по использованию сказки для формирования правильной речи детей пятого года жизни
Консультация для родителей...
Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в ра...
План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни
Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...