ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья по теме

Дюбко Людмила Гурьяновна

Словообразование –  это раздел языкознания,  который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovoobrazovatelnyh_umeniy_u_detey_pyatogo.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Словообразование –  это раздел языкознания,  который изучает все аспекты
создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать вывод о том,  что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития.  Исследования известных педагогов,  психологов и
лингвистов доказали,  что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы,  основанной на генерализации,  анализе и обобщении явлений языка и речи.
Процесс освоения грамматического строя речи детьми пятого года жизни,
сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами,  речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.  Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности поведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.  Необходимо отметить,  что в настоящее время имеется достаточное количество пособий для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с целью обучения детей грамматическим навыкам. Каждое дошкольное учреждение выбирает себе программу,  но не во всех программах прописываются задачи по словообразованию. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании словообразовательных умений у детей пятого года жизни и недостаточным их использованием в практике ДОУ. В данной работе рассматриваются задачи по формированию грамматического строя речи у детей пятого года жизни и процесса формирования словообразовательных умений. Процесс формирования словообразовательных умений у детей пяти лет может быть эффективным если:  разработать комплекс дидактических игр направленных на формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни,  на основе исходного уровня сформированности данных умений,  включающих игры на формирование умения образовывать слова префиксальным,  суффиксальным,  словосослагательным способом и умения подбирать однокоренные слова.  Для выявления словообразовательных умений у детей пятого года жизни,  был подобран диагностический материал, чтобы знать состояние проблемы по формированию способов словообразования детей.  Проведенные исследования позволили выявить уровень сформированности способов словообразовательных умений.  Пришли к заключению, что в содержании педагогической работы отсутствует системность и последовательность,  работа по данному направлению ведется не в должной мере (у детей слабо сформированы словоизменительные и словообразовательные умения), не ведется работа с родителями по данному направлению). Педагогами и родителями недостаточно внимания уделяется дидактической игре, как эффективному средству закрепления грамматических навыков у детей.  Все это позволило разработать и описать комплекс дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений у детей пятого года жизни.  Разработанный нами комплекс дидактических игр,  в соответствии с грамматическим строем русского языка,  способствовал формированию у детей грамматических умений.  Многие дети научились образовывать слова префиксальным,  суффиксальным и словослагательным способами.  Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют об эффекивности использования разработанного нами комплекса дидактических игр, направленных на формирование грамматических умений.  Таким образом,  процесс формирования словообразовательных умений у детей пятого года жизни,  успешно достигнут,  благодаря тому,  что:  был составлен комплекс в соответствии с грамматическим строем русского языка,  т.е.  был направлен на формирование морфологических, синтаксических и словообразовательных умений,  а  игры использовались в различных видах речи (диалогической и монологической),  в основу которых,  были положены репродуктивные,  конструктивные и творческие упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Курсовой проект на тему: «Формирование у детей пятого года жизни предпосылок экологического сознания»

Структура проектаВведение …………………………………………………………………….2 стр.Анализ ситуации…………………………………………………………….3стр.Анализ экологической ситуации в Российской Федерации, Чувашской Республике и Козловском районе ЧР...

Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.

Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...

Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в ра...

План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни

Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...