Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
методическая разработка (развитие речи, средняя группа) по теме

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gliboshina_e.a.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

Вадского муниципального района

Методическая разработка

Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей      пятого года жизни»

Выполнил:

Воспитатель МДОУ

детского сада «Солнышко»

ФИО  Елена Александровна Глибошина                

Вад  2010г

Содержание:

  1. 1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3
  2. 2.Возрастные особенности психического развития детей……………………….. 5
  3. 3.Цели и задачи……………………………………………………………………… 9
  4. 4.Ожидаемый результат…………………………………………………………….. 10
  5. 5.Содержательно практический этап………………………………………………  11
  6. 5.1. Создание условий………………………………………………………………  11
  7. 5.2.Формы работы с детьми………………………………………………………..  14
  8. 5.3.Контроль и коррекция результатов……………………………………………  22
  9. 5.4.Планирование работы………………………………………………………….   28
  10. Литература……………………………………………………………………………30

1.Пояснительная записка.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. Однако если определенный уровень усвоения родного языка не достигнут к пяти-шести годам, то это затруднит речевое развитие на более поздних возрастных этапах.

Подчеркивая значимость речевого развития, Л.С. Выготский писал: «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению своим поведением, отнесясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом…» На развитие речи в дошкольном возрасте существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностных сферах.

Большинство исследований игры показывают, как она важна для развития ребенка. Утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.

Игра – подлинная реальная жизнь ребенка в обществе сверстников. Поэтому, актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в развитии речи дошкольников.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Р.А. Иванкова, Т.Е. Конникова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических игр в педагогическом процессе (В.Н. Аванесова, Б.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Т.А. Сидорчук, А.А. Смоленцова, А.П. Усова и т.д.).

Игра является для ребенка деятельностью, в которой он может реализовывать свои желания и интересы. Именно этим обусловлено особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого она протекает. Это состояние представляет собой получение ребенком удовлетворения от той активности, которую он проявляет в игровых действиях. Данная особенность игры, отличающая ее от других видов деятельности, позволяет считать ее приоритетным методом, обеспечивающим положительное отношение дошкольников к учебному материалу. Дидактическая игра одновременно является и формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями.

Обладая сочетанием познавательного и занимательного начал, дидактические игры и игровые упражнения предоставляют детям возможность оперировать заключенными в них знаниями, способствуя развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях природы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. При общении детей в игре, решении спорных вопросов речь детей активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Именно поэтому тему использования дидактических игр и игровых приёмов в  речевом развитии детей я считаю актуальной и стремлюсь уделять ей большое внимание в своей работе по развитию речи детей.  

2.Возрастные особенности психического развития детей.

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка.  Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).

На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми .

Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом — его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки (Мяч — это игрушка: в него играют). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).

Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

В течение года словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600-800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов.

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется). Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве .

Не смотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).

Усвоение детьми грамматики выражается и в овладении составом речи. В среднем дошкольном возрасте, по данным С.Н. Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них.

Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличие от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения .

Что касается развития звуковой стороны речи к среднему дошкольному возрасту дети способны выделить первый звук в слове,  осмысленно работать над своим произношением.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания — описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».

Исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.)  выделяют следующие особенности развития речи  детей среднего дошкольного возраста:

1.Звуковая культура речи.

-У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух.

-Дети способны использовать в своей речи средства интонационной выразительности. Кроме того, у детей в этом возрасте развивается способность к повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациям.

-У детей четырех лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

 2.Грамматический строй речи.

-В речи детей четырех лет присутствуют слова, обозначающие все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

-Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать форму множественного числа существительных, правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.

-В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3.Лексическая сторона речи.

-Прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) начинает прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети начинают пользоваться обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

-Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

4.Связная речь.

-Дети понимают прочитанное, способны отвечать на вопросы по содержанию и пересказать сказку, короткие рассказы.

-Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

- Дети, также могут повторит образцы описания игрушек, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.

- В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа).

Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

3.Цели и задачи

Цель: обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей

Задачи: 

1.Образовательные:

  • Учить употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).
  • Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
  • Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение (бежит, мчится).
  • Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей.

2. Развивающие:

  • Развивать умение различать и подбирать слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
  • Развивать умение употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
  • Развивать понимание многозначных слов.
  •  Развивать умение заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение общаться

4.Ожидаемый результат.

К концу года дети могут:

  1. Словарь детей обогащен, за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка
  2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние(сердитый, печальный), этические качества(хитрый, добрый), разнообразные свойства и качества предметов, существительные с обобщающим значением
  3. Понимать  и употреблять слова-антонимы
  4. Образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница)
  5. Понимать различные значения многозначных слов

5.Содержательно практический этап

5.1. Создание условий.

Необходимым условием полноценного речевого развитие детей является создание речевой среды.

1. Игровой уголок

Материальным центром дидактической игры являются игрушки и игровые пособия. С этой целью в игровом уголке  подобраны разнообразные игрушки, изображающие транспорт, животных, птиц, посуду и т. д. Эти игрушки составляют обязательное оборудование игр с «чудесным мешочком», игр в магазин, игр-загадок, когда по описанию нужно узнать, о какой игрушке говорится, подобрать игрушки по тому или иному признаку.

Также имеется дидактически оборудованная кукла  с комплектами всех предметов обихода. В обиход ее входят следующие предметы:

а) белье: рубашки, штанишки, колготки, носки;

б) платье: фланелевое, сатиновое, шелковое; передники; пальто зимнее, демисезонное

в) головные уборы: шапочка, панама,  платочек;

г) обувь: сапожки, туфельки,

д) постельное и столовое белье: матрац, подушка, одеяло, простыня, пододеяльник, наволочка, полотенце, скатерть, салфетка.

Все эти предметы различных цветов и соответствующих им оттенков (красный, желтый, зеленый, светло-зеленый и др.), из материала различного качества (тонкий, мягкий, грубый, блестящий, матовый и др.), а застежки, пуговицы, крючки, завязки соответствуют  назначению. Разнообразие цветов, материалов создает большие возможности для использования дидактических игр с куклой в целях развития речи детей. Простота и целесообразность украшений формирует их эстетический вкус, удобство приспособлений способствует совершенствованию разнообразных действий с предметами, развитию самостоятельности.

2.Центр дидактических игр

В центре дидактических игр представлены  разнообразные предметные и настольно-печатные игры, такие как игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.

Все они направлены на решение самых разных дидактических задач: закрепление наименований предметов и игрушек; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения, знакомство с многозначными словами и др.

Кроме того здесь располагаются всевозможные серии сюжетных картинок  и предметных,  изображающие предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов, а также различные альбомы («Времена года», « )

3.Уголок книги.

Уголок книги занимает немаловажное место в речевом развитии детей. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

4.Уголок природы.

Уголок природы предоставляет широкие возможности для развития речи детей.

В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений (в нашей группе это комнатные растения), а также различный природный материал, книги, иллюстрации.

В ходе наблюдений за объектами, рассматривания природного материала накапливается положительный эмоционально-чувственный опыт, формируются разные виды обследовательских действий, требующих словесного обозначения (потрогать, погладить и т.д.), анализ же объекта требует освоения словаря.

Наблюдение по определенному плану является основой связанного и логического описания;

Кроме того уголок природы используется для проведения различных дидактических игр.

5.2.Формы работы с детьми.

В работе по развитию речи используются самые разнообразные методы работы с детьми:

1.Наглядные

  • Наблюдение (непосредственное и опосредованное)
  • Рассматривание
  • Описание

2.Словесные

  • Чтение художественной литературы
  • Заучивание наизусть
  • Пересказ
  • Рассказ воспитателя

3.практические

  • Игра
  • Упражнение

Важным методом в работе по формированию словаря у детей пятого года жизни являются дидактические игры и упражнения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и собственно дидактические игры. В первом случае  ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

В дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.

Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

При руководстве дидактической игрой используются  различные формы организации детей. Если необходим близкий контакт с ними или их друг с другом, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, или, если они едут путешествовать, покидают групповую комнату. Используется и такая форма организации, когда дети сидят за столиками.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями.

Заканчивая игру, нужно вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Можно сказать: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т. д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Таким образом формы организации детей можно представить в виде схемы

В работе по формированию словаря у детей используются все три основных вида дидактической игры.

1.Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети учатся употреблять в речи названия предметов, знакомятся с их свойствами, качествами  и признаками («Чудесный мешочек» ,«У кого какой предмет», «Переезжаем на новую квартиру»,). В таких  играх решаются задачи на сравнение, классификацию, определение предмета по какому-либо одному качеству, объединение предметов по этому признаку («Ателье», «Большая стирка»др.).

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

В играх с предметами дети учатся определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между).

К предметным играм относятся также игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки).Природный материал  применяется при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Найди такой же». Воспитатель организует такие игры во время прогулки, когда дети  непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В них закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), предоставляется  возможность соединить слово с образом предмета, обеспечить знакомство детей с точным наименованием объекта.

2.Настольно-печатные игры.

Настолько-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок  объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является  закрепление у детей знаний о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать речь детей, воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

3.Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Материалом для этих игр служат слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали во второй младшей группе). В играх подобного рода развивается внимание детей к слову, языковое чутье, умения выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, активизацию словаря, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и, развитие правильной ориентировки в пространстве. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

В третьей группе  объединены игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, «Кому что нужно?», «Назови предметы», «Назови одним словом» и др.

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает» и др.

Таким образом в работе с детьми по формированию словаря используются дидактические игры, содержащие разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения, знакомство с многозначными словами и др. Примером таких игр могут служить следующие:

Кто у кого?

Цель: Учить соотносить названия животных и их детёнышей, подбирать слова,  обозначающие действия к названию животных.

Кто больше скажет.

Цель: Учить называть качества, признаки  предметов.

 

« Интересные слова»

Цель: Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четком произношении слов.

Какие бывают иголки.

Цель: дать представление о многозначном слове игла, упражнять в подборе однокоренных слов.

Кто что делает.

Цель: активизировать в речи детей глаголы, упражнять в подборе действий к предмету.

Сходства и различия.

Цель: формировать умение обозначать качества, свойства предметов с помощью прилагательных, используя приём сравнения.

Ёлка – зелёная.

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.

Новоселье куклы.

Цель: упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, посуда,

одежда, обувь, игрушки.

Что кому.

Цель: учить соотносить орудия труда с профессией людей.

Узнай, что изменилось.

Цель: упражнять в правильном определении местоположения предметов: слева, справа, рядом, около, между.

Охотник и пастух.

Цель: упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные.

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Цель: учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы.

Добавь слово.

Цель: упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе.

Чудесный мешочек.

Цель: учить детей узнавать предмет по характерным признакам, активизировать в речи слова, обозначающие свойства и качества предметов.

Скажи наоборот.

Цель: учить употреблять в речи слова-антонимы.

Устроим кукле комнату.

Цель: учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением.

Скажи по- другому.

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.

 «Помогите животным найти свой дом».

Цель: активизация словаря, уточнение видо-родовых отношений, обучение правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи.

Кто что слышит?

Цель: воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначат словом звуки(звенит, шуршит, трещит и т.д.).

Материал: ширма, дудочка, колокольчик, барабан, и т.д.

Дидактическая игра "У кого кто?"

Цель: закреплять знание домашних животных и их детенышей, умение образовывать множественное число имен существительных

5.3.Контроль и коррекция результатов.

Уровень речевого развития детей пятого года жизни будет осуществляться по методике, разработанной О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

При проведении диагностических заданий нужно учитывать, что  дети пятого года жизни способны:

Словарь

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) могут пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) умеют описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) умеют пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это средний уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это низкий  уровень.

Примерные ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 - 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 – это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 – это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень низкий.

1 серия заданий позволяла выявить уровень развития словаря и грамматики.

1серия заданий (словарь и грамматика).

Кукла.

Мы показывали ребенку куклу, задавали вопросы в следующей последовательности.

1. Скажи, что такое кукла!

1) Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);

2) называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3) не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

1) Ребенок называет более четырех слов;

2) называет более двух вещей;

3) показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

1) Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2)дает только глаголы — побегай, помаши;

3) дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет слово посуда;

2) перечисляет отдельные предметы посуды;

3) называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех предметов;

2) называет два предмета;

3) называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!

1) Правильно отвечает на все вопросы;

2) ответил на три вопроса;

3) выполнил только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)

1) Называет по цвету (или форме и величине);

2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта — высокая);

3) называет одно отличие.

8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?

1) Выполняет все задания;

2) выполняет два задания;

3) выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).

1) Правильно подобрал все слова;

2) выполнил два задания;

3) выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

1) Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки);

3) показывает ручку у чашки.

Мяч.

11. Мы показывали два мяча и спрашивали: «Что такое мяч?»

1) Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый);

2) называет какой-то признак;

3) повторяет слово мяч.

12. Что значит бросать, ловить!

1) Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;

2) показывает движение и нацеливает, говорит — бросил;

3) только показывает движение (без слов).

13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

1) Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;

2) называет только различия по цвету;

3) говорит одно слово.

14. Какие игрушки ты знаешь?

1) Ребенок называет более четырех игрушек;

2) называет более двух;

3) говорит одно слово.

Картина «Собака со щенятами».

15. Мы спрашивали: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»

1) Ребенок обобщает: Собака — это животное; собака лает. Она пушистая;

2) называет: Это собака, она черная;

3) повторяет за взрослым одно слово.

16. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ... (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши ... (тихо).

1) Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;

2) называет детеныша словом собачонок;

3) говорит одно слово.

17. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней).

1) Ребенок называет 3—4 действия;

2) называет два действия;

3) говорит одно слово.

18. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки: «Большая и лохматая — это собака и

1) Ребенок отвечает на все вопросы;

2) выполняет только одно задание;

3) называет одно-два слова.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.

1) Ребенок произносит все звуки;

2) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;

3) не произносит ни сонорные, ни шипящие.

2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят»:

1) Ребенок произносит текст отчетливо;

2) нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

3) имеет серьезные недостатки в произнесении текста.

3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»

1) Ребенок произносит все звуки и осознает это;

2) не произносит некоторые звуки, но осознает это;

3) не произносит и не осознает.

III серия заданий (развитие связной речи).

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку),

составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

5. Мы предложили детям пересказать сказку "Теремок".

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

5.4.Планирование работы.

Перспективное планирование занятий с использованием дидактической игры.

Тема

Цели

Материал

сентябрь

Описание игрушек. Дидактическая игра «Прятки»

Учить детей при описании игрушки называть её признаки, действия, связывать между собой предложения.

Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детёнышей.

Формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи.

октябрь

дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Учить детей описывать предмет, не называя его.

Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные.

Упражнять в правильном применении предлогов.

ноябрь

Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату».

Учить детей высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

Учить правильно называть предметы мебели, уточнить представление об обобщающих словах.

Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед.

декабрь

Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «Похвалялись звери».

Учить детей по набору игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем, развивать диалогическую речь.

Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.

январь

Закрепление обобщающих понятий. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Закреплять умение правильно называть предметы, описывать их цвет, форму и другие качества.

Учить выделять в предметах определённые свойства, правильно их классифицировать.

февраль

Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Кто заблудился».

Продолжать учить детей описывать предметы.

Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

март

Дидактическая игра «Какие бывают иголки»

Дать детям представление о многозначном слове «игла»,упражнять в подборе однокоренных слов.

Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

апрель

Рассказывание о предметах.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Продолжать учить детей составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах.

Упражнять в подборе слов –антонимов к заданным словам.

май

Описание игрушек. Дидактическая игра «Кого можно гладить».

Закреплять умение давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Познакомить с многозначным словом «гладить».

Литература

 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия – 1997.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение – 1991 – 350с.

Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М.: Просвещение  - 1985.

Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., Просвещение,1982.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1981. - 18 с.

Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001.

Игра дошкольника // Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.

Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984.

Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» -М. Просвещение, 1982.

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия / сост. Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина.– Минск, 2007.

Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств \\ Дошкольное воспитание.- 2009. - №2. – с. 50-55.

 

Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.- №1.

Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., «Владос», 2004.

 Чуковский К.И. От двух до пяти.-  М., 1970.

 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1979.