Проект "Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни"
проект по развитию речи (средняя группа)

Минина Елена Сергеевна

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_attestatsii.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 18

 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Составитель: воспитатель Минина Е.С.

ГО Красноуфимск, 2020г.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС ДО речевое развитие  включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Актуальность. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

 В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности взрослого с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников.

Цель: создание необходимых условий для развития грамматического строя речи детей пятого года жизни.

Задачи:

- осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе, посредством использования разных форм организации детей;

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическим и игровым материалом;

-  повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей, формировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи;

- организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей среднего дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

 - научности (учёт современных достижений науки и практики);

- целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

- целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

- интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

- динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети среднего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.

Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый результат:

Дети:

- ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении;

- имеет установку положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, участвует в совместных играх;

-  ребенок умеет правильно использовать предлоги в речи; правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать;  образовывать формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять их в именительном, родительном падежах (котята - котят); правильно использовать формы множественного числа родительного падежа существительных (яблок); образовывать сравнительную степень прилагательных, наречий;  правильно согласовывать слова в предложении, использованию простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

-  ребенок выражает свои мысли, чувства и желания; правильно строит речевые высказывания в ситуации общения;

Родители (законные представители):

- осознание родителями своей роли в речевом развитии ребёнка, изменение отношения к личности ребёнка, повышение компетентности в вопросах развития грамматического строя речи детей.

Педагоги:

- повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию совместной деятельности родителей (законных представителей), детей, педагогов; обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы; укрепление связи семьи и ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (с 15 января).

2. Основной (февраль).

3. Заключительный (до 15 марта). 

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Анкетирование родителей (законных представителей).

2. Мониторинг сформированности грамматического строя речи детей пятого года жизни, обработка данных.

3. Изучение методической литературы по проблеме формирования грамматического строя речи детей пятого года жизни.

4. Разработка мероприятий по теме проекта, разработка НОД, подбор дидактических игр, речевого материала.

Основной этап.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, материалом для проведения дыхательной гимнастики, демонстационным материалом, предметными и сюжетными картинками по различным лексическим темам.

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи дошкольников.

3. Подбор методической литературы, методических рекомендаций для родителей воспитанников, оформление буклетов, дидактического материала в родительский уголок.

4. Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную творческо-речевую деятельность.

Реализация основного этапа

Форма проведения

Сроки

Ответственный

1.

Групповое родительское собрание по теме «Формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни».

1 неделя февраля

Учитель-логопед, воспитатели

2.

Проведение фронтальных НОД с использованием дидактических игр: д/и «Какой, какая, какое?»;

д/и «Задумай слово»;

д/и «Кто знает другое слово»;

р/с «Исправь ошибку Незнайки»;

р/с «Что это значит?»;

 

февраль

Воспитатели

3.

Индивидуальная работа с детьми

февраль

Воспитатели

4.

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах:

проведение игр во второй половине дня: р/с «Дополни предложение»,

р/с «Закончи предложение», настольно-печатные игры («Антонимы», «Сложные слова», «Теремок», «Малыши и краски»); подвижные игры «Полетушки», «Ветер»; сюжетно-ролевые игры «Ателье», «День рождение у Тани».

февраль

Воспитатели

5.

Заучивание чистоговорок, скороговорок

февраль

Воспитатели

6.

Консультации для родителей, размещение методических рекомендаций в родительском центре.

Январь, февраль

Воспитатели

7.

Открытое занятие

Последняя неделя февраля

Воспитатель

8.

Создание лепбуков на тему формирования грамматического строя речи детей. (совместное творчество родителей и детей)

Февраль

Родители (законные представители), воспитатели

Заключительный этап

1. Мониторинг сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста, обработка данных.

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3.Определение новых перспектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры по развитию речи в средней группе...

Характеристика речи детей пятого года жизни

Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни,  позволит выявит...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...