Игровая технология как средство формирования интегративных качеств у дошкольников с проблемами в развитии
методическая разработка (средняя группа) по теме

Зыбина Наталия Николаевна

 

В  нашем ДОУ разработана технология,   принцип которой заключается в интеграции элементов известных игровых методик развития речи и физического воспитания дошкольников направленный на улучшение качества физического и речевого развития детей 4-5 года жизни с нарушением зрения.

 

В результате создания игровой технологии интегрируются несколько образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Музыка. «Коммуникация», «Социализация» и коррекционная работа, что позволит качественно улучшить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ, а также создать детям равные стартовые возможности в получении дальнейшего образования в условиях массовой школы. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология как средство формирования интегративных качеств у дошкольников с проблемами в развитии.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

В специализированных дошкольных учреждениях для детей с проблемами в развитии ведется активный поиск альтернативных форм помощи воспитанникам, инновационных подходов к разработке педагогических технологий. В связи с этим  образовательная деятельность нашего ДОУ направлена на работу по оптимизации коррекционно-педагогического процесса. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и речевой деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний и коррекционно-восстановительный процесс.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития  дошкольника.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Фонология целостного развития ребенка представляет собой систему педагогической работы, направленной на всестороннее развитие личности дошкольника, подготовку его к жизни в современном обществе. Исследования JI.A. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в нашем дошкольном учреждении.

В результате создания игровой технологии будут интегрированы несколько образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Музыка. «Коммуникация», «Социализация» и коррекционная работа, что позволит качественно улучшить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ, а также создать детям равные стартовые возможности в получении дальнейшего образования в условиях массовой школы.

Цель технологии: обеспечить целостное развитие личности дошкольника посредством интегративного подхода через реализацию игровых технологий в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Задачи:

- разработать и апробировать технологию целостного развития дошкольников на основе интеграции различных игровых технологий;

- отобрать эффективные игровые методы работы, направленные на улучшение качества физического и речевого развития дошкольников с нарушениями зрения;

- повысить уровень развития детей по физическому и познавательно-речевому направлениям;

- создать в ДОУ соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую активизации речевой и двигательной активности детей;

- повышение уровня качества образования и эффективности коррекционной работы с дошкольниками;

- обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, успешная подготовка их к обучению в условиях массовой школы;

- социализация личности ребенка;

- высокий уровень воспитанности и обученности, готовности к школе и школьной успеваемости;

- улучшение физических показателей развития, укрепление здоровья детей.

Планируемые результаты освоения технологии:

Сформированность у дошкольника интегративных качеств: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками;

Приоритетные направления:

- физическое;

- познавательно-речевое;

- коррекционно-развивающее.

Задачи физического развития:

- обогащать двигательный опыт детей,

- развивать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,

- использовать подвижные и спортивные игры и упражнения как основное средство повышения      двигательной активности детей на занятиях по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности;

- формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Задачи познавательно-речевого развития:

- развивать речь и различные формы речевого общения;

- расширять ориентировку в окружающем и формирование словаря;

- формировать речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием);

- осуществлять коррекцию и обогащение сенсорного опыта детей,, представления о предметном и социальном мире, активизацию общения;

- формировать звуковую культуру и грамматический строй речи;

Коррекционно-развивакицие задачи:

- развитие социально-бытовой ориентировки;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

В результате решения коррекционно-образовательных задач в разных видах игровой деятельности у детей с нарушениями зрения происходит: формирование представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением; формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать психологические условия организации коррекционно-образовательного процесса, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

А также мы стремимся создать соответствующие педагогические условия организации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основными из которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, пособиями;

В связи с этим, в нашем ДОУ разработана технология,   принцип которой заключается в интеграции элементов известных игровых методик развития речи и физического воспитания дошкольников направленный на улучшение качества физического и речевого развития детей 4-5 года жизни с нарушением зрения.

Внедрение игровых технологий в образовательный процесс осуществлялось в различные формы, как непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельную деятельность детей.

В своей работе с детьми я использовала сборники игр таких авторов как:

  1. «Игры с элементами спорта»(Т.Б,Курилова, Л.И. Волошина);

«Игры на воздухе»(Т.Барышников);

  1. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»(О.А.Бизикова);
  2. «Придумай слово» (О.С.Ушакова);

В играх решались  коррекционно-развивающие задачи:

- развитие социально-бытовой ориентировки;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

Задачи физического и речевого развития.

Наиболее часто использовались игры:

По развитию речи: («Кто в домике живет», «Так бывает или нет», «Зеркало», «Добавь слово», «Что бывает широкое, высокое…»);

- Благодаря этому, у детей стала более развита речь, они стали использовать различные формы речевого общения;

- Формировались ориентировка в окружающем, словарь, речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания);

- Осуществлялась коррекция и обогащение сенсорного опыта детей, представления о предметном и социальном мире, активизация общения;

- Формировалась звуковую культуру и грамматический строй речи;

 По физическому воспитанию: («Самолеты», «Найди себе пару», «У медведя во бору», «Попади мешочком в круг»).

Подвижные игры на воздухе сформировали такие качества как:

Силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию. В спортивных играх у ребенка повышалась умственная активность, ориентировка в пространстве, развивалась сообразительность, ребенок научился согласовывать свои действия с действиями товарищей, обогатился его сенсорный опыт, развились творческие навыки.

В результате решения коррекционно-образовательных задач в разных видах игровой деятельности у детей с нарушениями зрения сформировались определенные  навыки и умения, которые повысили уровень развития детей по физическому и познавательно-речевому направлению, постепенно подготавливающие ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений и к возможности обучения в условиях массовой школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное использование инновационных технологий, как средство формирования интегративных качеств

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. С каждым годом современные информац...

Игра как средство формирования коммуникативных качеств у дошкольников

Игра является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для формирования коммуникативных способностей.Игра способствует развитию ...

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ.

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ....

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк...

Тимбилдинг -инновационная игровая технология, как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников

Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия межд...