Комплексное использование инновационных технологий, как средство формирования интегративных качеств
статья (старшая группа) по теме

Калязина Антонина Александровна

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, и дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры знаний, не может оставаться в стороне. Для того, чтобы воспитать (в соответствии с требованиями ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_ispolzovanie_innovacionnyh_tehnologiy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное использование инновационных технологий, как

средство формирования интегративных качеств дошкольника

(опыт работы)

Калязина Антонина Александровна

воспитатель I кв.категории

ГБДОУ ДС №27 Приморского р-на СПб

 

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного усовершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Для того, чтобы воспитать (в соответствии с требованиями ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности ребенка и педагога, оказывает положительное влияние на формирование интегративных качеств дошкольника, способствует более мягкой адаптации к школе.   Внедрение интерактивного оборудования в образовательный процесс позволяет не только унифицировать формы хранения методического материала, но и быстро его изменять, комбинировать в зависимости от поставленных целей, задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

На протяжении двух лет (2010-2011 учебный год - старшая группа (5-6 лет) и 2011-2012 учебный год - подготовительная к школе группа (6-7 лет)) я проводила систематическую работу по самостоятельно разработанным интерактивным мимио-проектам.

Первый мимио-проект, был посвящен правилам дорожного движения. Ребёнку мало получить конкретные знания - попадая в сложную ситуацию на дороге, он, скорее всего, не сможет применить их. Необходимо ввести ребёнка в ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения, рассматривать различные варианты действий в каждой конкретной ситуации, обобщать полученные знания для применения их в дальнейшем в повседневной жизни.

Чтобы сделать процесс усвоения и получения знаний интересным, увлекательным, не похожим на обычные «сухие», статичные занятия, был разработан интерактивный проект «Правила Дорожного Движения с Весёлым светофором». Забавный светофор улыбается детям с каждой странички, предлагает выполнить необычные задания, которые требуют от ребенка в случае затруднений обращаться к взрослому, принимать активное участие в образовательном процессе, вести диалог, планировать свои действия, слушать взрослого и выполнять его инструкции, что способствует качественному и прочному усвоения материала и формированию интегративных качеств в соответствии с ФТГ.

В одном проекте мы интегрировали задания, направленные на всестороннее, глубокое, осознанное изучение правил безопасного поведения на дороге в нетрадиционной форме, объединили в одно целое несколько дидактических и подвижных игр («Островок безопасности», «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зелёный», «Расставь знаки» и другие). Материал был разбит на несколько тематических блоков: Светофор, Транспорт, Пешеходы на дороге, Дорожные знаки. В каждом блоке соблюдается определённая структура: 1 - материал для ознакомления ребёнка с новыми знаниями, 2 - материал для закрепления и уточнения полученных знаний, 3 - материал для обобщения имеющихся у ребенка знаний, формирование умения применять знания на практике, 4 – тематическая подвижная или музыкальная игра для психологической и физиологической разгрузки дошкольников.

Наибольший интерес у детей вызывают задания, требующие непосредственного действия с интерактивной доской и стилусом. Увлеченно они собирают светофор, дорожные знаки, моделируют пешеходный переход, расставляют дорожные знаки в соответствии с заданными условиями.

Использование данного материала возможно как фрагмент непосредственной образовательной деятельности, как основы для тематического досуга, как итоговое мероприятие по пройденной теме. Дифференцирование материала позволяет применять интерактивное обучение с младшего дошкольного возраста – для детей 3-4 лет как иллюстративный динамичный материал, 4-7 лет как дидактическую игру, направленную на развитие не только интеллектуальной, но и двигательной активности. Материал опубликован в Интернете и доступен широкому кругу пользователей.

Вторым шагом в работе с информационно-коммуникативными технологиями стала разработка интерактивного пособия «Богатыри Земли Русской». Проанализировав методическую литературу по данной теме, ознакомившись с художественными и музыкальными произведениями о богатырях, мной был отобран материал, доступный для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Данный интерактивный продукт позволил интегрировать несколько образовательных областей: физическая культура, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, и способствовали формированию таких интегративных качеств как любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления об обществе, государстве, окружающем мире. Дети прослушали былину, исполненную в древнерусском стиле под музыку гуслей, отметили различия музыки современности  и глубокой старины; выполнили задания «Помоги кузнецу», способствующее развитию крупной моторики и координации движений, рассматривание картин приобщает детей к изобразительному искусству, развивает наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображений.  Двигательная активность ярко проявилась в ритмической зарисовке «Марш богатырей».

Целью третьего проекта «Окно в чистый мир» являлось формирование основ экологической культуры, нравственного поведения в природе; основной задачей – развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира, потребность соблюдения чистоты на улицах города, в детском саду и дома. Особое внимание в проекте «Сделаем наш город чистым» уделялось вопросу сортировки бытового мусора, так как данная проблема на сегодняшний день актуальна не только в рамках нашего города, но и  России в целом.

В процессе обсуждения ребята сами предлагали различные варианты и линии развития сюжета. Так в разделе сортировка мусора появилась эмблема мусорного бака, «чтобы легче было различить баки, в какой надо выбрасывать разный мусор». Изображения предметов для эмблем подбирали все вместе, дома с родителями ребята выясняли, как можно использовать бытовой мусор, как и где он перерабатывается. Результатом дискуссии стал слайд, на котором мы используем перегнивший мусор как удобрение для клумбы, чтобы растения на ней лучше росли.

Рассматривая загрязненный городской двор, ребята предлагали свои варианты сортировки мусора - использование игровых приемов, постановка проблемных вопросов в нестандартных предметных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Среди множества различного мусора был кусочек хлеба, который предполагалось распределить в бак, где мусор перегнивает. Лиза Н. (6 лет) сказала, что хлеб выбрасывать нельзя, его надо отдать птичкам – так в нашем проекте появилась кормушка для птиц, а задание по распределению мусора приобрело новое значение.

Итогом проекта стали экологический праздник «Путешествие по планете Земля», создание интерактивного проекта «Окно в чистый мир» и одноименной энциклопедии, состоящей из нескольких разделов: «Мы волшебники» (описание и фотографии поделок из утилизированного материала, выполненные детьми совместно с родителями); «Почитай – это интересно» (рассказы, сказки и стихи, сочиненные детьми и родителями по тематике проекта); «Береги природу» (правила поведения в природе и бережного отношения к окружающему миру, сформулированные детьми и родителями); «Чистый мир» (предложения по уменьшению количества мусора в детском саду, дома, на улицах города, сформулированные участниками проекта).

Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности привнесло ряд преимуществ: предъявление информации в игровой форме, сопровождаемое звуком, не статичное по своей сути вызывает у детей огромный интерес, является стимулом познавательной активности; предоставляет возможность индивидуального обучения, позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. В процессе своей деятельности с интерактивным оборудованием ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Но очень важно, чтобы дети не попали в зависимость от компьютера, а стремились к живому, эмоциональному общению.

Использование в работе с дошкольниками современного игрового оборудования (российского и зарубежного) способствует формированию всех интегративных качеств, а также обогащению конструктивных, поисковых, экспериментальных способностей детей. Особенностью игровых технологий является проникновение игровых моментов во все виды деятельности детей - игровым путём ребенок осваивает элементарные законы физики (игра «Бомболео» (рис. 3), знакомится с барическими свойствами предметов (использование различных вариантов весов, познает окружающий мир путем исследования через творческие игры.                                                                                                        

Игровые занятия проводятся на основе интеграции с использованием разнообразного игрового материала, что позволяет дошкольникам с легкостью переключаться с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса, способствует формированию любознательности, активности, способности управлять своим поведением и планировать свои действия, побуждает ребенка к общению и взаимодействию не только со взрослым, но и со сверстниками.  Многие игры, используемые мной в работе с детьми позволяют организовать не только умственную, но и моторную активность, способствуя воспитанию физически развитого дошкольника, так как выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями («Гонщик», «Сырный ломтик»)

Исходя из практического опыта своей педагогической деятельности, применение инновационных технологий приводит к повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Комплексное использование технологий (поддержка разных видов детской деятельности, развитие умения работать с различными типами информации) обеспечивает реализацию цели основной Образовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника  и соответствует требованиям ФГТ.

Иллюстрации к данному материалу вы можете найти в альбоме «Я познаю мир с удовольствием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство формирования интегративных качеств у дошкольников с проблемами в развитии

В  нашем ДОУ разработана технология,   принцип которой заключается в интеграции элементов известных игровых методик развития речи и физического воспитания дошкольников направленны...

Комплексное использование развивающих игр как средство формирования познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Принцип неутоленной жажды познания и сюжетное путешествие.

Попытка научного осмысления практического опыта использования развивающих игр в работе с детьми. Статья посвящена актуальности использования развивающих игр в комплексе. Рассматривается один из с...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Лэпбук - инновационная технология как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста....