Стендовая информация «Обучающие игры с куклами»
материал (младшая группа)

Китухина Ольга Александровна

В помощь педагогам дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stend_igry_s_kuklami.docx209.12 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовая информация

«Обучающие игры с куклами»

 

Роль куклы в воспитании ребёнка.

Вероятно, игрушки появились на земле тогда же, когда и люди. И первыми игрушками принято считать погремушки, свистульки, трещотки. Играя, ребёнок гармонично воспитывается, приобщается к труду, отдыхает. В игре дети растут, развиваются, познают то, что их окружает в действительности. Игру, игрушки в детском возрасте нельзя подменять, запрещать, заменять. Не давать играть - всё равно, что лишать детства.

Взаимоотношение маленького ребенка со взрослыми и сверстниками во многом зависит от широты его представлений об окружающем мире. Чем богаче знания малыша, тем разнообразнее и интереснее становятся его игры. О роли же сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников сказано немало. Детей следует знакомить с явлениями действительности в раннем возрасте, используя любые доступные средства. Например, призовите на помощь обыкновенную куклу, без которой немыслима детская комната.

Развивающее значение куклы.

Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть, поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?

Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно,  затормозить его развитие. Ведь кукла,несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций - это воспитание человеческих чувств, нравственности.  Кукла - образ человека в игре ребёнка.  Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она - идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.  При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях.  Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость.  Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой.  Вроде кукла смелая, но только ли она?

Варианты сюжетно-ролевых игр с куклой.

Во время игры кукла может превратиться в повара, парикмахера, врача, учителя, строителя, шофера, продавца, художника или музыканта. Фантазии нет предела. Чтобы занятие с малышом стало настоящим захватывающим театральным действом, взрослому участнику стоит заранее подготовиться. Например, для игры в поваров приобретите или сделайте детскую посуду (кастрюли, тарелки, ложки и тому подобное).

Придумайте материал для приготовления «блюда». Используйте кубики, детали конструктора, мозаику, пластилин, подходящие маленькие игрушки. Кстати, из пластилина вместе с ребенком заранее можно вылепить овощи, сосиски, фрукты.

В такой игре кукла станет незаменимым помощником повара или самим поваром, если нарядить ее в соответствующий костюм. Носовой платок заменит фартук, а на голову наденьте колпак из белой бумаги. Для изготовления спецодежды используйте лоскутки ткани, наборы для творчества, элементы детской одежды. Возможно, мама-рукодельница сошьет или свяжет костюмы нескольких профессий, которые можно будет использовать много раз. Таким образом, во время игры в профессии ребенок узнает об орудиях и предметах труда, спецодежде, процессе, результатах и пользе той или иной деятельности.

Как правильно играть в куклы с ребёнком.

Чтобы достичь наибольшего результата, старайтесь сделать ребенка активным участником игры. Задавайте вопросы, поощряйте к рассуждениям, «заставляйте» активно действовать. Так, играя в больницу, вспоминайте, как правильно надо ставить градусник. Послушайте малыша игрушечным, а возможно, и настоящим стетоскопом, объясните, зачем врач просит пациента дышать или не дышать. Предложите маленькому «пациенту» стать «врачом». Конечно, можно поиграть и вдвоем с ребенком, однако игрушка предоставляет намного больше возможностей для экспериментов. Кукла может выдержать многое: «хирургическую операцию» во время игры в докторов, «стрижку волос» в «парикмахерской», удар молотком по ноге на строительстве игрушечного дворца . Помните, что в игре ребенок усваивает различные варианты поведения, учится мыслить, сопереживать. Игра в куклы помогает решать многие проблемы развития, воспитания и обучения.

Пусть игра приносит малышу пользу и радость. Никогда не навязывайте занятия, учитывайте возраст ребенка при постановке каких-либо задач, чаще хвалите и уважайте мнение маленького человека. А кукла пусть станет верным другом и помощником вам в этом деле.

Примерные конспекты игр с куклой.

Конспект 1.

«Катя проснулась»

Цель: В совместной игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

Материал и оборудование:

1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.

2. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа: разучивание потешки «Водичка-водичка».

Ход занятия:

Воспитатель (мама) обращается к детям: «Интересно, где кукла Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена.Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран.

Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

Водичка-водичка,                                              

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.                              

Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит помощи: - Умой, Андрюша, дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять».

При повторном проведении игры с куклой можно добавлять другие игровые действия (покормить куклу, одеть куклу, положить спать, накупать куклу…)

Конспект 2

«Напоим Катю чаем»

Цель:Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Материал и оборудование:

1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.

2. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

3. Набор чайной посуды, «оладушки» (кружки из картона, дерева..)

Предварительная работа.

1. Знакомство с игровым действием «Катя проснулась» (см. конспект 1).

2. Дидактическая игра «Напоим Катю чаем».

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю.

Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладышки? Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!». После того как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить ее на место. Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, качаются на качелях, на машине и т. д.

Конспект 3

 «Оденем Катю на прогулку»

Цель:Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия. Вызвать интерес к играм с куклой.

Материал и оборудование. Верхняя одежда для кукол (шапка, штаны, обувь, пальто, шарфик).

Предварительная работа.

1. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

2. Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Ход игры.

Мама спрашивает: «Катя уже позавтракала. Пора на прогулку». Давай вместе одевать  на прогулку Катю? (если есть две куклы, то одну может одевать мама в качестве образца, а другую ребёнок). Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (Большие, синие.) «Наденем на ножки Новые сапожки, Пустим по дорожке. Будет доченька ходить, Сапожки новые носить» (Е. Благинина. «Новая одежда».).Что теперь будем одевать? (Шапку.) У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (Большая, красная.). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам? (Пальто, шубу.).

Моя Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

При повторении игры с можно спеть им песню «Кукла»

( муз. М. Старокадомского, слова О. Выготской).

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.              

F:\ГИГИЕНА\images.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Конспект режимного момента - подготовка к прогулке в первой младшей группе с 2 до 3 лет Игра с куклой Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»

Конспект режимного момента - подготовка к прогулке в первой младшей группе с 2 до 3 лет  Игра с куклой Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ С КУКЛОЙ» Игры с куклами для детей 2-3 лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА«ИГРЫ С КУКЛОЙ»Игры с куклами для детей 2-3 лет....

Роль куклы в воспитании ребёнка. Игры с куклой.

Для любознательных родителей, представляю Стендовая информация «Обучающие игры с куклами («Оденем куклу на прогулку», «Напоим Катю чаем» и др.)»...

Дидактическая кукла своими руками. Игры с куклой.

Кукла имеет важное значение  для эмоционального и психического развития  детей. Куклы- наше отражение. В ней  ребенок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окру...

Стендовый доклад "Дидактические игры в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у дошкольников"

Стендовый доклад предназначен для родителей и педагогов. Он отражает актуальность проблемы нарушений слоговой структуры слова и знакомит с опытом работы в данной области. ...