Дидактические средства, направленные на развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с ОНР
статья

Фирсова Лариса Егоровна

Данные экспериментальных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывает, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития». Отличительными особенностями мышления таких детей Е.М. Мастюкова считает следующие: недостаточность тех его сторон, которые особенно тесно связаны с речевой деятельностью - понятийного мышления и обобщающей функции слова. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Исходя из данных исследования, можно сказать, что большинство детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень овладения общей структурой мыслительной деятельности. Данный уровень предполагает, что ребёнок проявляет интерес к решению какой-либо задачи, но готов тут же перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее лёгкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Ребёнок с низким уровнем не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребёнка чаще всего ситуативны. Он не может вычленить главное, обосновать решение вербально. При этом необходимо отметить недостаточный для своего возраста объём словаря у детей с ОНР, ограниченные знания об окружающей действительности, затруднение в решении словесно-логических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-3.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические средства, направленные на развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с ОНР

Л.Е. Фирсова, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька», г. Тамбов

Данные экспериментальных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывает, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития». Отличительными особенностями мышления таких детей Е.М. Мастюкова считает следующие: недостаточность тех его сторон, которые особенно тесно связаны с речевой деятельностью - понятийного мышления и обобщающей функции слова. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Исходя из данных исследования, можно сказать, что большинство детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень овладения общей структурой мыслительной деятельности. Данный уровень предполагает, что ребёнок проявляет интерес к решению какой-либо задачи, но готов тут же перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее лёгкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Ребёнок с низким уровнем не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребёнка чаще всего ситуативны. Он не может вычленить главное, обосновать решение вербально. При этом необходимо отметить недостаточный для своего возраста объём словаря у детей с ОНР, ограниченные знания об окружающей действительности, затруднение в решении словесно-логических заданий.

Перед воспитателем группы для детей с ОНР стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов. Воздействие воспитателя должно быть многоаспектным, направленным как на речевые процессы, так и на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной педагогической работы. Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребенок оставаться здоровым и жизнерадостным.

Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, воспитание адекватного отношения детей к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие этических и нравственных представлений детей - важнейшие задачи воспитателя. Он обязан быть внимательным к психическому состоянию ребенка, отмечать на каждом занятии все положительные изменения. Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от успехов, которые он делает. Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшим занятиям, но и способствует появлению уверенности в своих силах.

В работе по развитию мыслительных процессов у детей с ОНР целесообразно использовать игровые упражнения, направленные на развитие следующих способностей:

- способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков: «Четвертый лишний», «Кто где живёт?», «Разложи картинки в свои конверты», «Найди похожее»;

- способности к выстраиванию простых логических цепочек: «Кто кем будет? Что чем будет?», «Собери предмет», «Небылицы»;

- аналитических способностей и расширения словарного запаса: «Назови и объясни», «А наоборот?», «Кто следующий?».

Примеры некоторых игровых упражнений.

Игра "Четвёртый лишний", которая поможет сформировать умение находить логическое основание для обобщения, строить логическое доказательство, пользуясь родовыми и видовыми понятиями. Детям в данной игре предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображённые на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя. Можно подобрать картинки так, что в одном наборе, меняя логическое обоснование, можно будет исключать каждую.

Хорошо зарекомендовали себя словесные игры типа «Назови и объясни». Детям зачитывают стихотворение:

  1. Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.

И нашли мы под осинкой

Маленький грибок. Какой? (Подосиновик)

  1. А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли? (Масленок)

  1. Самый яркий и красивый,

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей! (Мухомор)

После прочтения детям задавали вопросы: Что это за гриб? Какую пользу приносят животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Детям нравятся такого рода задания, т.к. они проходят в игровой форме и веселой атмосфере. После ответов детей, заданию усложняются: «Объясните происхождение названий грибов (подосиновик, подберезовик, масленок и т.д.). Данное задание активизирует логические операции мышления.

Для развития образно-схематического мышления, на занятиях можно использовать дидактические игры «Разложи картинки в свои конверты». У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине)  и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактические игры типа «Небылицы» - для формирования образно-логического мышления у детей.

Детям предлагается к прослушиванию текст-стихотворение, в котором они должны были найти несуразицы.

«Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный, красный огурец,

Под листок свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла».

Игра «Опиши предмет». Чтобы научить детей описывать различные свойства окружающих предметов, воспитатель показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета, формы? Для чего предназначена? Для усложнения игры можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его внешний вид, чтобы ребенок назвал его.

Для формирования внимания детей и их интеллектуальных способностей, научить их видеть главные, существенные признаки предметов, подходит игра «Кто летает?».

Развитие мышления ребёнка с ОНР не спонтанный процесс. Именно взрослые могут помочь ему в овладении сложной структурой мыслительной деятельности, научить самостоятельно думать, решать мыслительные задачи. При этом важно учитывать, что обучение должно быть направлено не столько на усвоение знаний, сколько на развитие умственных способностей ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Статья о содержании дидактических игр, направленных на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста

Статья о содержании дидактических игр, направленных на развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста...

СБОРНИК дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных дей...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

СБОРНИК дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных дей...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста по теме «Транспорт»

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно возд...