Картотека игр с матрёшками для детей раннего возраста
картотека

Мясникова Оксана Дмитриевна

В картотеку включены игры с народной игрушкой "Матрёшкой", направленные на формирование у детей представления о русской народной игрушке. Игры развивают у детей положительные эмоции. Способствуют развитию   речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, а так же познавательных интересов.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_matryoshkami.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с матрёшками для детей раннего возраста

Карточка № 1

«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»

Цель:

учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;

формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия:

Педагог ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

Карточка № 2

«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»

Цель:

учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;

совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;

научить совмещать детали игрушки по рисунку.

Материал: (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки)

Игровые действия:

Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.

Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.

Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).

Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.

Карточка № 3

Дидактическая игра

«НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ»

Дидактические задачи:

закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;

воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Карточка № 4

Дидактическая игра

«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»

Дидактические задачи:

закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,

закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения;

воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Карточка № 5 

Речевая игра

«МАТРЕШКИ»

Цель:

научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»;

распределять предметы на группы в зависимости от их размера.

Оборудование: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, один большой домик, 3 комнатных растения разной величины и небольшая игрушечная леечка.

Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам: на большие, средние, маленькие. Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой – маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.

Пальчиковая игра с музыкальным сопровождением

«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас розовые щечки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас модные прически.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас пестрые платочки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,

А у нас, а у нас красные сапожки.

Карточка № 6

Сенсорная игра

ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА

Цель:

Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине.

Формирование умения подбирать части предмета, совмещая в соответствии с рисунком.

Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.

Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку.

Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?»

Открывает матрешку, достает вторую.

«В гости к тебе пришли две матрешки».

Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее.

Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.

Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.

Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.

В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок.

Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему.

Карточка № 7

Математическая игра

«ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.

Настольно-печатная игра

«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Карточка № 8

Дидактическая игра

«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»

Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;

Развивать моторику пальцев, глазомер;

учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.

Материал: три разборные матрешки (высотой 10-12, 7-9, 4-6 см).

Разница в величине должна составлять 3-4 см.

Ах, матрешечки-матрешки,

Хороши – не рассказать!

Очень любят с вами дети

В нашей группе поиграть.

Щечки яркие, платочки,

По подолу цветки.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики. (Н.Горчакова)

Карточка № 9

Сюжетная игра

«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов.

Карточка № 10

Сюжетная подвижная игра

«ПРЯЧЕМ МАТРЕШКУ»

Цель: развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Ход игры:

Взрослый прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!», взрослый ищет ее вместе с детьми.

Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее.

После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».

Карточка № 11

Подвижная игра

«БЕГИТЕ К МАТРЕШКЕ!»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».

Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»

Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:

«Убегайте, убегайте!»

Дети садятся на стульчики.

«Отдохнули?» — спрашивает взрослый.

«Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?»

Карточка № 12

Подвижная игра

«ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ»

Цель: учить детей согласовывать детей со словами.

Шли матрешки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Я цветочек вышила

Жу-Жу услышала

Села пчелка на цветок

Все матрешки наутек.

Идут по кругу за матрешкой.

Подходят к домику

Вылетает пчелка

Догоняет.

Все убегают.

Карточка № 13

«МЫ – МАТРЕШКИ КРОШКИ»

Мы – матрешки (2 р). Вот какие крошки

Как у нас (2 р). Чистые ладошки.

Мы – матрешки (2 р). Вот какие крошки

Как у нас (2 р). Новые сапожки.

Мы – матрешки (2 р). Вот какие крошки

Поиграем, поиграем. На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р). Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Карточка № 14

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону.

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

Всё! (кланяются разводя руки в стороны)

Карточка № 15

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ

Мы матрешки (2 р)

Невидны под платьем ножки

Очень длинный сарафан,

А на нем большой карман.

Топ-топ ножки,

Топ-топ ножки,

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Мы матрешки (2 р)

Мы в карманах носим ложки

Чтобы весело плясать,

Громко ложками стучать

Хлоп-хлоп ложки,

Хлоп-хлоп ложки

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Дети выставляют ноги на пяточки

Дети кружатся, топая ногами (топатушки)

Дети приседают (пружинка)

Стучат ложками.

Карточка № 17

Подвижная игра «Мы матрешки»

Цель: учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки. 

Ход игры:

 Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас чистые ладошки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые сапожки.

мы матрешки, вот какие крошки.

а у нас, как у нас новые платочки.

мы матрешки, вот какие крошки.

побежали. побежали все мы по дорожке

Карточка № 16

Подвижная игра «Ой, что за народ?..»

Цель: учить детей двигаться стайкой, выполнять действия; убегая, не мешать товарищам.

Материал: большая матрешка.

Ход игры: Воспитатель медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в противоположную сторону.

Воспитатель: Ой, что за народ

За матрешкой идет?

(Дети двигаются за воспитателем стайкой. Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали.

(Дети убегают.)

Ой, что за народ

В барабаны громко бьет?

(Дети идут и говорят: «Бум! Бум! Бум!» Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали,

(Дети убегают.)

Ой, что за народ

Тихо-тихо так идет!

(Дети идут крадучись. Матрешка поворачивается.)

А-а! Вот какой народ!

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали.

(Дети разбегаются.)

Можно продолжить игру, предлагать детям выполнять разные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

Картотека игр по исследовательской деятельности детей раннего возраста

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого  возникает простейшая катег...

Картотека рецептов приготовления блюд для детей раннего возраста.

В картотеке описываются рецепты приготовления блюд для детей  раннего возраста....

Коллекция дидактических игр по ФЭМП «Матрёшка» для детей раннего возраста

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

НОД по познавательному развитию "Матрёшки" для детей раннего возраста

НОД по познавательному развитию "Матрёшки" для детей раннего возраста...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к нам пришли матрёшки» для детей раннего возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к нам пришли матрёшки» для детей раннего возраста...