Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ
методическая разработка

Чурилова Татьяна Михайловна

   Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

   Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

   Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

   Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе  «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

   Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

   Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате максимальной самостоятельности действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

   Метод проектов – это мощная движущая сила информации, эмоций и интеллекта. Значимость и результативность инновационной технологии напрямую зависит от знания внутренней организации данного метода педагогом. Поэтому важно знать некоторые постулаты данного метода.

Основные требования к проекту

   1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем

социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой (данную форму активно можно использовать в подготовительной группе, а внедрять уже во втором полугодии старшей группы). Например: учащиеся ДОУ посещают лесопарковую зону с плохой растительностью, владелец парка делает заказ – облагородить маленький участок планеты – данную лесопарковую зону .

   2. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако, некоторые проекты (творческие) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

   3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Исследовательская работа воспитанников как обязательное условие каждого проекта. Направление задает педагог и информацию ищет тоже педагог, но преподносить ее нужно аккуратно, опираясь на уже имеющиеся представления и опыт сопутствующих экспериментов, опытов, умозаключений.

   4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

   5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

   Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (плани-

рование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта –это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

   

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

   Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни группы, детского сада, микрорайона, села.

   Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

   Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации

для воспитанников. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet.

   Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Главная особенность проектной деятельности, какую бы он направленность не носил – тесное сотрудничество «родитель-воспитатель-ребенок».

Классификация проектов по продолжительности

   Мини-проекты могут укладываться в несколько минут, по сути это проблемная ситуация, которая может реально возникнуть в процессе какой-то деятельности, например на экскурсии в школу, библиотеку, музей. Воспитатель быстро ориентируется в непредсказуемой ситуации, обыгрывает ее и дает возможность принять решение или высказаться воспитанником по поводу результата. Вместе приходят к единому мнению.

   Недельный проект тема данного проекта может быть исчерпана в течении недели. Проекты типа «Я и мои друзья», «Чудо сказки» и т.д.

   Краткосрочные проекты могут решаться в течении 1-4 месяцев.  Как  правило эти проекты являются самыми интересными и живыми для детей, которые любят динамику, перемены, смену событий.

   Долгосрочные (годичные) проекты – в таких проектах время от поставленной задачи до результата может укладываться в год или два года. Такие проекты очень серьезны и интересны, требуют большой поддержки и заинтересованности родительской общественности.

Выход проектной деятельности

   В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Примерный перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности: атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, действующая фирма, законопроект, игра, коллекция, костюм, модель, мультимедийный продукт, оформление групповой комнаты, постановка, праздник, экскурсия.

Оформление проектной папки

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

- паспорт проекта (здесь должна указываться тема, цели, задачи, актуальность, вид проекта, средства/формы реализации, сроки реализации, место проведения);

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проек-

тов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняе-

мого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются:

индивидуальные задания участников проекта на предстоящий промежуток времени, все беседы, консультации, тематические праздники, выставки, экскурсии, тематические родительские собрания и т.д;

- все материалы представлены в печатном формате; вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;

- результаты исследований и анализа;

- описание конечного продукта с фотографиями или сам конечный продукт.

Основные правила в организации проектной деятельности.

   При организации проекта первое, что должен сделать педагог – поставить цель, решить для чего это нужно сделать, к чему нужно придти и посредством чего это достигнуть. Воспитатель – это движущая сила проекта, именно он является руководящей силой, основываясь на интересы и потребности воспитанников.

   После постановки цели воспитатель должен составить план реализации проекта и отразить это в печатном виде. Воспитатель должен помнить и четко дифференцировать этапы реализации проектной деятельности. Проект состоит из трех частей – подготовительный (организационно-подготовительный) – обдумывание идеи проекта, сбор информации для реализации, составление плана проекта, определение сроков реализации, проведение круглых столов с родителями, воспитанникам и, если требуется, с педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия. Постановка проблемы перед всеми участниками проекта. Проект начинается с проблемы, которая обозначается для всех участников проекта.  Основной этап - проведение ОД и других мероприятий с детьми, родителями, специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок и т.д. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. Заключительный этап -  итог работы – создание продукта проектной деятельности (проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения), создание книги, альбома и т.д.) и его презентация. Если требуется и задумано - награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

   Организуя проектную деятельность, педагог должен действовать по принципам – доступности материала, целесообразности, уважения к ребенку. Двигаться к намеченной цели путем проб и ошибок, исследований и опытов, знаний, которые дети почерпнут сами из правильно организованной среды при тесном сотрудничестве с воспитателем и родителями.

Совместная работа взрослых и детей над проектом будет успешной, если вы будете придерживаться следующих правил:

1. Глубоко изучите тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.

3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Последовательно и регулярно работайте над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

При использовании интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения «педагог-воспитанник»:

- воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом;

- воспитанник открывает новые знания – педагог рекомендует источники знаний;

- воспитанник выбирает – педагог содействует;

- воспитанник активен – педагог создает условия для проявления активности.

Список литературы

  1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
  6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  7. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
  8. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
  9. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.
  10.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
  11.  Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
  12.  Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.  
  13.  Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
  14.  Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.
  15.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
  16.  Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Здесь вы найдёте информацию о том, что такое метод проектов, примерный план и основные этапы работы над проектом....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

    Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучен...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность  и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике....