Родительское собрание в подготовительной группе "В игре готовимся к школе"
материал (подготовительная группа)

Семенчук Наталья Владимировна

Родительское собрание в подготовительной группе"В игре готовимся к школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «В игре готовимся к школе»

Цель собрания : Пополнение знаний родителей по проблеме готовности к школе.
Задачи собрания: дать представления о готовности к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе.
План собрания:
1. Вступительное слово.
Игровое упражнение «Раскрась цветок», «Портрет будущего первоклассника».
2. Критерии готовности к школьному обучению
3. Игры-задания

4. Тест для родителей

5. Заключение
6. Памятка для родителей

7. Обсуждение текущих вопросов

Ход собрания

1. Вступительное слово.
Добрый вечер, уважаемые папы и мамы! Сегодня мы с Вами собрались, для того, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

Как быстро летит время! Еще совсем недавно Вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные «почему», долгие часы проводили за чтением детских книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша, его успехам!

Игровое упражнение «Раскрась цветок»
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их по  вашему желанию.   (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши).

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.
- Скажите, после того как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).

При одинаковых условиях мы  делаем все по- разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого -то или чего - то лучше или хуже. Есть –  Своё, другое!

И вот близится время, когда постоянно развивающийся, а иногда и огорчающий Вас ребенок перейдет очередной рубеж - станет школьником. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Предлагаю Вам составит портрет первоклассника.

Игровое упражнение «Портрет будущего первоклассники»
Воспитатель предлагает родителям по цепочке передавать мяч и называть качества, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

2. Критерии готовности к школьному обучению.
За время, проведенное в детском саду, дети приобрели не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. Дети овладели основными культурными средствами, хорошо владеют устной речью, так же у них хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. Имеют первичные представления о себе, о своей семье, в которой живут.

Каким ребенок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, оттого как мы подготовим будущего первоклассника.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатели, которые работают с Вашими детьми - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была, без второй ладошки (а она в Вашем  лице -дорогие родители) мы бессильны. Отсюда можно вывести правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Критерии готовности:
1. психологическая
2. физическая
3. интеллектуальная
4. социальная
5. мотивационная.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставит перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
Личностная готовность.
Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что- то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

Волевая готовность к обучению в школе.
К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть: к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Причины: родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:

• не так часто обращают  внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
• не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
• на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
• не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.

В результате чего у детей оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Сегодня первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. Но как вы, родители, можете ему помочь справиться с этими требованиями? Ответ прост: поиграть вместе с ребёнком! Ведь Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. В игре дети:

  • учатся применять имеющиеся у них знания;
  • сталкиваются с необходимостью поиска новых знаний;
  • получают богатый чувственный опыт, касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
  • в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь, воображение.

3.Мы предлагаем Вам разделиться на две команды. (Родители  делятся на две команды: «Солнышко» и «Радуга» и выбирают своих капитанов)

1. Игра «Плохо – хорошо»

В этой игре предлагаемый предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения: одна команда ищет его положительные стороны, другая – отрицательные.

(Рассматривается игрушка – грузовик)

Побеждает та команда, чьё высказывание будет последним.

2. Игра «Аукцион»

Показать родителям карандаш. Команды по очереди дают ему характеристики:

1. По назначению: что им можно делать.

2. Качественные характеристики : какой он.

3. Конкурс капитанов.

Игра «Да» и «нет» не говори!»

Задаётся по 10 вопросов. Выигрывает тот, кто сделает меньше всего ошибок.

Вопросы капитану команды «Солнышко».Вопросы капитану команды «Радуга»

1. Вы ходите в детский сад? 1. Люди ходят по потолку?

2. Вы живёте в Африке? 2. Доктор стрижёт людей?

3. Вы любите мороженое? 3. Вас зовут Петя?

4. Вы ели чёрное мороженое? 4. Корова умеет летать?

5. Вы играете в куклы? 5. Вы сейчас спите?

6. Ночью солнце светит? 6. На вас надето платье?

7. Вы умеете летать? 7. Зимой трава бывает?

8. Волк боится зайца? 8. Трава белая?

9. Вы умеете ходить на руках? 9. Снег горячий?

10. Вы любите ходить к врачу? 10. Арбузы растут на дереве?

4. Игра «Самый зоркий»

Вызвать по одному представителю от каждой команды. (Подготовить 15 игрушек от Киндерсюрприза). Игрокам на несколько секунд на счёт «раз, два, три – внимательно смотри!» показывается та или иная игрушка. Затем она смешивается с другими и её необходимо отыскать среди других. Побеждает тот, кто первым найдёт нужную игрушку.

5. Игра «Что я загадала?»

Загадать предмет. Команды по очереди задают вопросы. Выигрывает та команда, которая первой отгадает заданный предмет.

6. Игра «Подбери предмет к признаку»

7. Игра «Назови предметы во множественном числе»

(Команды получают карточки, в которых написаны слова)

Слово Правильный ответ Слово Правильный ответ

Баклажаны - (баклажан) Килограммы - (килограммов)

Бананы - (бананов Лимоны - (лимонов)

Груши - (груш) Носки - (носков)

Помидоры - (помидоров) Полотенца - (полотенец)

Туфли - (туфель) Чулки - (чулок)

Простыни - (простыней) Яблоки - (яблок)

8. «Решите задачи»

Задача команде «Солнышко"

На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял ещё одно место.

Сколько было гостей? (восемь)

Сколько стульев было занято? (девять)

Задача команде "Радуга"

Семёну исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?»- спросил он у мамы. Мама разрешила. Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле. Самолёт, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу, маленькому Борису, отдал солдатиков и танк. А красивую машину «Чайка» и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые. Сколько игрушек было у Семёна? (девять)

В-ль: Дорогие родители! Большое спасибо вам за участие в этой игре! Рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость.


4.ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Предлагаем Вашему вниманию небольшой тест. Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.
1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в 1 класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли Ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли Ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?
6. Знает ли Ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли Ваш ребенок писать простейшие элементы в тетрадке в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли Ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли Ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки за 1 минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли Ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у Вашего ребенка навыки обобщения, например: может ли он назвать одним словом «фрукты», яблоки и груши?
17. Любит ли Ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким то занятием, например: рисовать, собирать конструктор и т.д.?

Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него возникнуть трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.

Если Ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

4.  Памятка «Как преодолеть страх перед школой»

Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь  советами, чтобы не допустить подобного.

1. Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д. 2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе. 3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам. 4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников. 5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый. 6. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

5. Заключение
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Воспитание детей сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример, Вас, родителей. Почаще возвращайтесь в свое детство - это хорошая школа жизни.

Помните! Ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни!

6. Обсуждение текущих вопросов.

Подготовила: Семенчук Наталья Владимировна, воспитатель МКДОУ детский сад «Колокольчик», с. Родино. 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...

Родительское собрание в подготовительной группе « Лучшая подготовка к школе – это игра»

!. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2. Заинтересовать проблемой;3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи....

Родительское собрание в подготовительной группе "Подготовка детей к школе".

Родительское собрание в подготовительной группе"Подготовка детей к школе"Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к шко...

Cценарий родительского собрания в подготовительной группе "Игра как средство подготовки к школе"

Зачем ребёнку необходимо играть?В игре ребёнок познаёт окружающий  мир.В игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается.Игра-это максимально свободная деятельность, ограничения возн...

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школы"

Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:· Подвести итоги уходящего учебного года.· Вовлечь родителей в процесс определе...

Родительское собрание в подготовительной группе " Подготовка детей к школе".

Презентация  первого родительского собрания в подготовительной группе....

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе "Подготовка ребёнка к школе"

Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.Вооружить практичес...