Проект "Широкая масленица"
методическая разработка (старшая группа)

Тимофеева Елена Игоревна

Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa_2016.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Широка масленица»

МБДОУ № 8 г.Тосно «Сказка»

Инструктор по физической культуре – Тимофеева Е. И.

Музыкальный руководитель – Васильева Ю. Г.

Учитель – логопед – Петрова Е. А.

Паспорт проекта.


Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель работы: 
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Участники: все группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель – логопед.
Типы проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации: февраль – март.
Условия реализации: детский сад.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы».
1. этап. Подготовительный:
- Создать условия для формирования интереса к празднику
(Наблюдения за изменениями в природе);
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
( Беседа: «Как на Руси весну встречали!». Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д.);
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар);
- Заучивание стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен.

- Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». Проведение соревнований и игр -эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле» и т.д.)

2. этап Практический:

Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
- беседа «Что за праздник, Масленица?»
- рассматривание альбома «Масленица»
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Масленица»

Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- хороводные игры «Жаворонок», «Карусель»
- разучивание масленичных закличек.

Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Масляной неделе»


Четверг
«Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»

Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами

3-й этап. Заключительный: проведение праздника «Проводы масленицы»

Материалы к проекту:
• Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника).
• Сценарий праздника: «Масленица»
• Перечень народных игр, закличек.
• Рисунки детей.

Сценарий праздника «МАСЛЕНИЦА»

Масленица –

Зима –

Весна –

Скоморох 1 –

Скоморох 2 –

Первая часть – проходит в музыкальном зале.

Беседа о празднике Масленица:

1. Какой праздник в России люди отмечают целую неделю?  (в этом году праздничная неделя длится  с 7 по 13 марта?).
2. Что символизирует (означает) праздник Масленица?

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.
3. Какие эмоции вызывает у вас приход весны?

( Весна — это прежде всего, пробуждение земли, начало новой жизни и определенного рода пробуждение солнца, которое с приходом весны начинает все ярче разгораться, удлиняя дни.)
4. Какое самое главное угощение на Масленице было в старину и сохранилось по сей день?
5. А кто может сказать почему блины? ( Люди почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца и пеклись блины).

Ведущий: Ребята, давайте позовем в гости Масленицу!

— Э-эх, Масленица, Душа ясная,
В гости мы тебя зовем, поиграем и споем!

Выходит масленица.

Ведущий:

— Здравствуй, Масленица дорогая! Наша гостюшка годовая,
В детский садик к нам пришла! И веселье принесла!
Ребята, вставайте вокруг Масленицы!

Дети встают в круг.

Хоровод «А мы масленицу дожидались»

Песня - хоровод «Как на Масляной недели » -

 на окончание хоровода выходят скоморохи с блинами.

Вторая часть - праздник на улице.

Вбегают скоморохи

Скоморох 1: К нам, сюда! Собирайся, народ!

Сегодня вас интересное ждет!

Игры, забавы, веселье и смех,

Праздника хватит у нас для всех.

Скоморох 2: Торопись, честной народ,

Масленица всех зовёт!

Скоморох 1: Мы сегодня зиму провожаем, весну красную встречаем!

Появляется зима

Зима: В детский сад я к вам пришла и веселье принесла!

Это кто меня здесь вспоминает? Куда провожают?

Скоморох 1: Время пришло, Зимушка…

Зима: Это кто тут хозяйничать собирается - Весна? Разве плохо зимой то было? На лыжах, на санках катались, в снежки играли, и Новогодние хороводы водили. А теперь меня выпроваживаете?

Скоморох 1: Но твое время, зима, кончилось! Пора весне дорогу уступить!

Зима: Ну что ж, уйду я, если покажете, что умеете веселиться.

Скоморох 1: Давайте, люди добрые, повеселимся на славу, Зиме на забаву!

Скоморох 2: И мы сейчас с вами поиграем.

Как услышишь слово "ёлка"- делай руки как иголки

(нужно вытянуть руки вперёд и расставить пальцы)

Как услышите "пеньки"- сядь пониже и сиди

(нужно сесть на корточки).

А вы не зевайте и движенья повторяйте!

ИГРА «ЁЛОЧКИ-ПЕНЁЧКИ»

Зима: Кто на масленой неделе

Не бывал на карусели?

Все сюда ко мне сбегайтесь

И бесплатно покатайтесь!

ИГРА «КАРУСЕЛЬ».

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  Можно говорить слова в ритм движениям:

«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять  направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».

Дети образуют общий круг.

Зима: Ну, повеселились, вспомнили новогодние забавы, а теперь пора и Весну встречать. Ау, ау, ау, Весна приходи к нам.

Дети: Ау, ау, ау, Весна приходи к нам

По музыку появляется Весна.

Хоровод «Здравствуй милая весна»

Весна: (Зиме) Здравствуй, милая сестра!

Тебе на смену я пришла!

Зима: Здравствуй, милая Весна! Домой, на север мне пора!

Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите!

Под музыку Зима уходит.

Весна: Здравствуйте, ребятки, я к вам пришла, тепло, солнце принесла. И для вас, ребятки, я приготовила загадки, попробуйте, отгадайте!

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

***

Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. (Солнце)

***

Снежок растаял и с полей, бежит проворливый … (ручей)

Весна: Ребята, парами вставайте, да в ручеек сыграйте.

ИГРА «РУЧЕЕК»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

Скоморох 1: А сейчас распотешат нас добры молодцы!

Мальчишки, выходите, да канат вы потяните!

ИГРА «ПЕРЕТЯНИ КАНАТ»

ВЕСНА: Друзья, настала пора по старой русской традиции прощенья друг у друга попросить, как полагалось на Масленицу.

Скоморохи и дети обнимаются, просят прощенья.

ИГРА «ЖАВОРОНОК»

Дети становятся в круг, идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.

Весна: А нам пора Масленицу сжигать. Сожжём её, и сгорят все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.

Сейчас мы все за Масленицей пойдем и ее сожжем.

Идут за масленицей

Скоморохи поджигают чучело Масленицы и говорят с детьми:

Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая.

А чтобы лучше горело, кричите громче:

Дети: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...