Рабочая программа для 1-ой младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа для 1-ой младшей группы разработана на основе инновационной образовательной программы "От рождения до школы" и представлена в виде шаблона с возможностью добавления значимых для конкретной группы характеристик и вариативного компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-aya_mladshaya.docx74.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа 1-ой младшей группы на 2021-2022 учебный год

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Нормативно-правовая основа Программы

1.1.2. Цели и задачи Программы

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3 лет

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры

1.2.2. Педагогическая диагностика

  1. Содержательный раздел

2.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

2.2. Обязательная часть Программы по реализации содержания образовательной программы «От рождения до школы»

     2.3. Вариативные формы, методы и средства реализации Программы

      2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

      2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

      2.6. Взаимодействие с семьей

      2.7. Иные характеристики содержания Программы (вариативный компонент)

2.7.1. Содержание педагогической деятельности по реализации НРК

2.7.2. Перспективный план работы по теме самообразования

2.7.3. Проектная деятельность «В гостях у сказки»

  1.  Организационный раздел

 3.1.Режим дня

 3.2. Учебный план

 3.3. Комплексно-тематическое планирование

 3.4. Методическое обеспечение

 3.5. Материально-техническое обеспечение

 3.6. Особенности организации РППС группы

 3.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

IV.  Краткая презентация Программы

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей 1-ой младшей группы составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой), а также в соответствии с ООП  МКОУ «Прогимназия № 41» и требованиями ФГОС ДО.

1.1.1. Нормативно-правовая основа Программы

Организация образовательной деятельности с детьми осуществляется с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г.  № 373;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 г. № 2;
  • Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (№ 107 от 7 февраля 2014 г.);
  • Основная образовательная программа дошкольного блока МКОУ «Прогимназия № 41»;
  • Положение о разработке рабочих программ воспитателей и специалистов МКОУ «Прогимназия № 41» (приказ № 47 от 15.08.16 г.).

1.1.2. Цели и задачи Программы

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи Программы:

  • способствовать благоприятной адаптации в ОУ, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
  • обеспечивать физическое развитие детей;
  • способствовать развитию познавательной активности, представлению о людях, предметах, явлениях и пр.;
  • способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
  • развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
  • формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно-гигиенических навыков, обучать уходу за своим телом, формировать элементарные представления о строении собственного тела, вырабатывать осознанное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному городу;
  • воспитывать  интерес к трудовым действиям, поощрять желание выполнять их самостоятельно;
  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности дорожного движения;
  • способствовать развитию речи, формированию словаря; продолжать формировать интерес к художественной литературе.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы к формированию Программы:

  1.      Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
  2.      Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
  3.      Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ОУ и семей воспитанников.
  4.      Принцип системности и непрерывности:

―  полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,

―  наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ОУ,

―  взаимосвязь  и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ОУ.

5.     Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

6.     Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.

 

Формирование Программы  основано на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
  • целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
  • развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
  • креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Списочный состав группы

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.2.2. Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательных областей

Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности:

в раннем возрасте (2 – 3 года): 

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
  • двигательная активность.

2.2. Обязательная часть Программы по реализации содержания образовательной программы «От рождения до школы»

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

  • Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

  • Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

  • Приобщение к социокультурным ценностям

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

  • Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

  • Ознакомление с миром природы

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие речи

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

  • Приобщение к художественной литературе

Читать детям художественные произведения, предусмотренные про-граммой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Приобщение к искусству

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

  • Изобразительная деятельность

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки  от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек  круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

  • Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

  • Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение  ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

  • Физическая культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Образовательная область

Формы

Методы и приемы

Средства

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативные беседы

Игровая ситуация

Игровое упражнение

Праздник

Индивидуальная игра

Сюжетно-ролевые игры

Наблюдение

Беседы

Чтение художественной

литературы

Наглядные:

наблюдение,

рассматривание

игрушек, картинок,

иллюстраций,

показ,

личный пример

Словесные:

беседа, рассказ,

ЧХЛ,

Практические:

упражнения, игра

Игровые: проблемная

ситуация

Пособия,

картотеки игр,

алгоритмы

одевания,

умывания, книги,

игрушки,

картинки,

атрибуты к играм

Познавательное развитие

ООД

Игровые упражнения

Дидактические игры

Наблюдения

Беседа Чтение

художественной

литературы

Индивидуальная игра

Демнострационный и

раздаточный

материал,

картины,

игрушки,

картотеки игр,

атрибуты к играм

Речевое развитие

ООД

Ситуативные беседы

Игровые упражнения

Дидактические игры

Наблюдения

Беседа

Чтение художественной

литературы

Наглядные:

наблюдение,

рассматривание

игрушек, картинок,

иллюстраций,

показ,

личный пример

Словесные:

беседа, рассказ,

ЧХЛ,

прослушивание

аудиозаписей, образец

Практические:

упражнения, игра

Игровые: проблемная

ситуация

Демонстрационный материал,

картины,

игрушки,

картотеки игр,

дидактические

игры

Художественно-эстетическое развитие

ООД

Игровые упражнения

Дидактические игры

Игры по

конструированию

Музыкальнодидактические игры

Развлечения

Выставки

Демонстрационный материал,

картины,

игрушки,

картотеки игр,

дидактические

игры, материалы

Физическое развитие

ООД, ЧХЛ

Прогулка

Ситуативные беседы

Утренняя гимнастика

Гимнастика после сна

Подвижные игры и

упражнения

Игры малой подвижности

Физкультминутки

Гимнастика для глаз

Развлечение

Пальчиковая гимнастика

Наглядные:

наблюдение,

рассматривание

игрушек, картинок,

иллюстраций, показ,

личный пример,

образец

Словесные:

беседа, рассказ, ЧХЛ

Практические:

упражнения, игра

Игровые: проблемная

ситуация

Демонстрационный материал,

игрушки,

картотеки игр,

оборудование для

физкультурной

деятельности,

атрибуты к играм

2.4. Особенности образовательной деятельности

разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов

Развитие ребенка в образовательном процессе осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности  требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

В соответствии с принципами дошкольного образования, указанными в ФГОС ДО,  основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Образовательная деятельность,  осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:

•         наблюдения  —  в  уголке  природы,  за  деятельностью  взрослых;

•         индивидуальные  игры  и  игры  с  небольшими  подгруппами  детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

•         создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;

•         трудовые  поручения;

•         беседы и разговоры с детьми по их интересам;

•         рассматривание  дидактических  картинок,  иллюстраций,  просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

•         индивидуальную  работу  с  детьми  в  соответствии  с  задачами  разных образовательных областей;

•         двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

•         работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков  и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

•         подвижные  игры  и  упражнения,  направленные  на  оптимизацию  режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

•         наблюдения  за  объектами  и  явлениями  природы,  направленные  на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

•         экспериментирование с объектами неживой природы;

•         сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

•         элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

•         свободное общение воспитателя с детьми.

Во  второй  половине  дня  проводятся:

•        детский досуг  -  вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для  игры,  развлечения,  отдыха.  

•        совместная  игра  воспитателя  и  детей,  освоение  детьми  игровых  умений,  необходимых  для организации самостоятельной игры. Ситуации  общения  и  накопления  положительного  социально-эмоционального  опыта  носят  проблемный  характер  и  заключают  в  себе  жизненную проблему,  близкую  детям  дошкольного  возраста,  в  разрешении  которой  они принимают  непосредственное  участие;

•        коллективная и индивидуальная трудовая деятельность  носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Детская  инициатива  проявляется  в  свободной  самостоятельной  деятельности детей  по  выбору  и  интересам.  Возможность  играть,  рисовать,  конструировать, сочинять  и  пр.  в  соответствии  с  собственными  интересами  является  важнейшим источником  эмоционального  благополучия  ребенка  в  детском  саду.  Самостоятельная деятельность  детей  протекает  преимущественно  в  утренний  отрезок  времени  и  во второй половине дня.

Культурные практики

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Во второй половине дня в дошкольном учреждении организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.  

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Культурные умения реализуются в образовательном процессе через разные виды совместной образовательной деятельности ребенка и взрослого, группы детей.

Виды совместной образовательной деятельности:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно – ролевая, режиссерская, игра – драматизация, строительно – конструктивные игры).

2. Ситуации общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта. Они носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой  они принимают непосредственное участие.

3. Музыкально – театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.  

4. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий игрового характера, обеспечивающая  становление системы сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, пространственные отношения), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать). Сюда относят развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

5. Детский досуг. Этот вид деятельности, организуемый взрослыми для игры, развлечения и отдыха.

6. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

      В  развитии  детской  инициативы  и  самостоятельности  воспитателю  важно соблюдать ряд общих требований:

•        развивать  активный  интерес  детей  к  окружающему  миру,  стремление  к получению новых знаний и умений;

•        создавать  разнообразные  условия  и  ситуации,  побуждающие  детей  к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

•        постоянно  расширять  область  задач,  которые  дети  решают  самостоятельно; постепенно  выдвигать  перед  детьми  более  сложные  задачи,  требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

•        тренировать  волю  детей,  поддерживать  желание  преодолевать  трудности, доводить начатое дело до конца;

•        ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

•        своевременно  обратить  особое  внимание  на  детей,  постоянно  проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

•        дозировать  помощь  детям.  Если  ситуация  подобна  той,  в  которой  ребенок  действовал  раньше,  но  его  сдерживает  новизна  обстановки,  достаточно  просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

•        поддерживать  у  детей  чувство  гордости  и  радости  от  успешных самостоятельных  действий,  подчеркивать  рост  возможностей  и  достижений  каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
  • для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
  • содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

2.6. Взаимодействие с семьей

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного,

познавательного и художественного развития детей третьего года жизни и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.  

2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье,

способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.  

3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном

развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.  

4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.  

5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и

социальном мире.  

6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома,

познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

План работы с семьей

2.7. Иные характеристики содержания Программы

2.7.1. Содержание педагогической деятельности по реализации НРК

Блок «Моя семья»

  • Дидактические/игровые ситуации на бытовые сюжеты
  • Беседа «Моя семья»

Блок «Мой детский сад»

  • Дидактические/игровые ситуации: «Познакомим мишку с группой», «Наши игрушки»
  • Беседа «Что мы делаем в детском саду»
  • Рассматривание фотографий/иллюстраций
  • Наблюдение за работой помощника воспитателя

Блок «Мой город Нальчик»

Город:

  • Беседы: «Дом, в котором я живу», «Где мы гуляем с семьей»
  • Рассматривание фотографий/иллюстраций города

Транспорт:

  • Наблюдение разгрузки машин, привозящих продукты в ОУ
  • Беседа «На чем мы приехали в садик»
  • Игровая ситуация «Едем в автобусе»
  • П/и «Воробышки и автомобиль»
  • Рассматривание фотографий/иллюстраций транспорта

Блок «Природа нашего города»

Времена года:

  • Наблюдения на прогулке
  • Беседы с наглядностью о временах года
  • Рассматривание фотографий Атажукинского парка в разное время года
  • П/и «Солнышко и дождик»

Растения на участке:

  • Наблюдения за растениями на территории ОУ
  • Беседа «Дерево, кустик, травка»
  • П/и «Листопад»

Животные:

  • Наблюдение за птицами, кошкой
  • Беседы с наглядностью: «Домашние животные и птицы», «Кто живет в лесу»
  • П/и «Зайка беленький сидит», «Птички летают»
  • Обыгрывание потешек о животных

2.7.2. Перспективный план работы по теме самообразования

2.7.3. Проектная деятельность «»

  1. Организационный раздел

3.1. Режим дня

Режим дня составлен с  расчётом на 12-ти часовое пребывание ребёнка в ОУ и строится в соответствии с  санитарными и гигиеническими нормами.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.        

Принципы проведения режимных процессов:

  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
  • поощрение  самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Утренний приём, игры, общение, утренняя гимнастика, минутка чтения

7.00 - 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.50

Утренний круг

8.50 – 9.00

Подготовка к НОД

9.00 – 9.10

 Непосредственно образовательная деятельность (развивающие образовательные ситуации на игровой основе)

9.10 - 9.20

Игры, беседы, совместная с воспитателем деятельность детей

9.20-10.00

Подготовка к прогулке, прогулка

10.00– 11.40

Подготовка к обеду, обед

11.40– 12.10

Гигиенические процедуры, минутки чтения/музыки  перед сном

12.10 -12.20

Дневной  сон

12.20-15.20

Постепенный подъём, закаливающие и гигиенические  процедуры

15.20-15.30

Непосредственно образовательная деятельность (развивающие образовательные ситуации на игровой основе)

15.30-15.40

Подготовка к полднику, полдник

15.40-16.00

Игры, общение, кукольный театр,  совместная  

с воспитателем деятельность детей

16.00-16.20

Вечерний круг

16.20-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, уход  детей домой

16.30– 19.00

Модель двигательного режима

Подвижные игры во время приёма детей

Ежедневно

3-5 мин.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3-5 мин.

Физкультминутки

 2-3 мин.

Музыкально – ритмические движения.

НОД по музыкальному развитию

6-8 мин.

НОД по физическому развитию

(2 в зале, 1 на улице)

3 раза в неделю 10-15 мин.

 Подвижные игры:

  • сюжетные;
  • бессюжетные;
  • игры-забавы;
  • соревнования;
  • эстафеты.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика пробуждения

- дыхательная гимнастика

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- зрительная гимнастика.

Ежедневно 5 мин.

Физические упражнения и игровые задания

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 10-15 мин.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

3.2. Учебный план

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и реализацию следующих образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В структуре плана выделяются инвариантная (обязательная, не менее 60 %) и вариативная (модульная, не более 40%) части. Инвариантная часть состоит из федерального компонента, вариативная часть формируется на основании приоритетного направления ОУ и учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов, а также ориентирована на возможности педагогического коллектива ОУ.

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого с детьми.

Структура учебного года

период

продолжительность

Адаптационный период

со 2 по 30 сентября 2021 г.

Образовательный процесс в 1-ой половине учебного года

с  1 октября по 15 декабря 2021  г.

Новогодние каникулы

с 16 декабря 2021  г.  по 14 января 2022  г.

Образовательный процесс во второй половине учебного года

с 17 января по 27 мая 2022 г.

Диагностический период:

  • входная диагностика
  • итоговая диагностика

  • с 1 по 10 ноября 2021 г.
  • с 11 по 20 мая 2022 г.

Летний оздоровительный период

с 1 июня по 12 августа 2022 г.

Структура образовательного процесса

Учебный день делится на три блока:

1) утренний образовательный блок включает в себя: 

- самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем;

2) развивающий блок  представляет собой: 

- НОД;

3) вечерний блок  включает в себя: 

- совместную деятельность воспитателя с ребенком;

- свободную самостоятельную деятельность воспитанников;

- образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурно-

оздоровительного направления.

Требования к непосредственно образовательной деятельности

  • Продолжительность одного образовательного занятия составляет не более 10 мин. (допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня по 8-10 мин., а также на игровой площадке во время прогулки);
  • Продолжительность суммарной образовательной нагрузки в течение дня составляет не более 20 мин.

Занятия начинаются не ранее 8.00 и заканчиваются не позже 17.00.

Во время занятий воспитатели проводят соответствующие физические упражнения. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 мин.

Учебный план I младшей группы (на неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Количество

Инвариантная часть

Познавательное развитие

1

Речевое развитие

Ознакомление с художественной литературой

1

1

Художественное творчество:

  • рисование
  • лепка

2

1

1

Музыка

2

Физическая культура

3

Социально-коммуникативное развитие:

  • социализация
  • самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
  • формирование основ безопасности

Осуществляется  в ходе взаимодействия педагога

с детьми при проведении режимных моментов,

самостоятельной деятельности детей,

взаимодействия с  семьями воспитанников и

интеграции образовательных областей

Итого:

10

3.3. Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

1-2 неделя - Детский сад (игровые ситуации).

3-4 неделя - Игрушки.

Октябрь

1-2 неделя - Овощи, фрукты.

3-4 неделя - Осень.

Ноябрь

1-2 неделя - Домашние животные и птицы.

3-4 неделя - Дикие животные и птицы.

Декабрь

1-2 неделя - Зима.

3-4 неделя - Новогодний праздник.

Январь

1-2 неделя - Зимние забавы.

3 неделя - Одежда.

Февраль

1 неделя - Что у нас в квартире? Мебель.

2-3 неделя - Транспорт.

4 неделя - Мой папа.

Март

1 неделя - Мамин праздник.

2-3 неделя - У мамы на кухне (посуда, еда).

4 неделя - Какие мы помощники.

Апрель

1-2 неделя - Весна.

3 неделя - Водичка-водичка.

4 неделя - Ласковое солнышко.

Май

1 неделя - Цветы.

2 неделя - Насекомые.

3-4 неделя - В гостях у сказки.

3.4. Методическое обеспечение

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  2. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Кн. 1 / авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: АСТ, 2013.
  4. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  5. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под  ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  6. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  8. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре – М.: Просвещение, 1992.
  9. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.
  10. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  11. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  12. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  13. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей

2-3 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3.5. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база группы соответствует требованиям ФГОС ДО к материально-техническим условиям реализации программы, которые включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещения РППС;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Техническое оснащение:

3.6. Особенности организации РППС группы

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы руководствовались следующими принципами:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, спокойными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Согласно требованиям ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Содержание РППС

3.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

IV.  Краткая презентация Программы

Рабочая программа по развитию детей 1-ой младшей группы составлена на основе инновационной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой), а также в соответствии с ООП МКОУ «Прогимназия № 41» и требованиями ФГОС ДО.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи Программы:

  • способствовать благоприятной адаптации в ОУ, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
  • обеспечивать физическое развитие детей;
  • способствовать развитию познавательной активности, представлению о людях, предметах, явлениях и пр.;
  • способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
  • воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
  • развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
  • формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно-гигиенических навыков, обучать уходу за своим телом, формировать элементарные представления о строении собственного тела, вырабатывать осознанное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному городу;
  • воспитывать  интерес к трудовым действиям, поощрять желание выполнять их самостоятельно;
  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности дорожного движения;
  • способствовать развитию речи, формированию словаря; продолжать формировать интерес к художественной литературе.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный и дополнительный – краткая презентация ООП ОУ.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, а также возрастные и индивидуальные характеристики группы.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). 

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Система образовательного процесса в группе

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Игровая беседа с элементами движений

Чтение

Рассматривание

Игра

Интегративная детская деятельность

Совместные с воспитателем игры

Совместные со сверстниками игры

Рассказ

Беседа

Игры-драматизации

Показ настольного театра

Разучивание стихотворений

Реализация проектов

Ситуативные разговоры с детьми

Педагогические ситуации

Беседы

Игры

Совместные действия

Наблюдения

Поручения

Чтение

Рассматривание

Во всех видах детской деятельности

Игры

Продуктивная деятельность

Проектная деятельность

Семейные фотовыставки

Праздники

Вариативная часть отражает работу по реализации НРК и теме самообразования воспитателей, содержание проектной деятельности.

Содержание работы с семьей:

1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного,

познавательного и художественного развития детей третьего года жизни и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.  

2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье,

способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.  

3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном

развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.  

4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.  

5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и

социальном мире.  

6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома,

познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает  режим дня и учебный план, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2-й младшей группы по образовательной программе с элементами "Радуги"

В этом году (2012) всем воспитателям нужно было составить свою рабочую программу на год Хочу представить свой вариант. Надеюсь она кому-то поможет....

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа для детей первой младшей группы на 2020 – 2021 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ №4 «Золотой ключик»)

Пояснительная записка Рабочая программа для детей первой младшей группы на 2020-2021 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детст...

Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...