Проект "Масленица"
проект (старшая группа)

Н.В. Колпакова

Проект к празднику "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx83.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Масленица» для детей старшей группы «Ромашки».


hello_html_65bfff72.jpg

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) с 28.02-04.03.2022 г.

Автор: Колпакова Наталья Владимировна

Должность: воспитатель.

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.


Актуальность проекта: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Новизна проекта:

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников МАДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.


Цель проекта:

– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, родители.

План работы для воспитателя:


- определение цели и задач проекта;

- сбор информации об истории праздника;

- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

- конспектов НОД, консультаций для родителей;

- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

- информирование родителей о предстоящем мероприятии;

- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Экскурсия.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.

- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

- Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

  • Беседа: «Что такое Масленица».
  • Заучивание стихотворения. «Радость в каждый дом».
  • Рисование «Испеки блин на сковороде».
  • Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый, слышишь, старый, или нет, а над садом, а над домом голубой весенний свет».
  • Лепка «Блины с икрой и сметаной».
  • Аппликация «Солнышко».
  • Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен».
  • Игра-забава «Валенок», «Пирог».
  • Разучивание песни русской народной песни «Блины».
  • Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».
  • Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
  • Д/И «Наряди куклу».
  • Презентация «История праздника «Масленица».

Работа с родителями:

  • Предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома
  • Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском парке в воскресение.
  • Порекомендовать литературу для знакомства с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.

Ожидаемый результат:

  • Дети должны получить первичные представления о празднике «Масленица»;
  • Получение представлений о народных играх, обрядах;
  • Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
  • Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

- Создать условия для формирования интереса к празднику.

-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

-Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

-Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

-Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

-Разучивание хороводных игр.

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

-Организовать для родителей выставку детских работ.
-Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

-Проведение масленичной недели в группе детского сада.

- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Масленица» с последующим чаепитием.


День недели

 Содержание работы с детьми

Понедельник

Беседа «Что за праздник Масленица?»; Заучивание заклички на блины; Пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко». Загадки по теме. Подвижная /игра «Веселый бубен».

Аппликация «Солнышко».

Праздник «Масленица»

Вторник

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

Рассматривание иллюстраций на тему «Масленица», игра-забава «Пирог», пальчиковая игра «Снежки», Подвижная игра «Веселый бубен, Карусель», рисование «Испеку блин на сковороде»

Среда

Рассматривание иллюстраций «Встречаем весну», пальчиковая игра «Снежки», П/И «Валенок», просмотр мультфильма «Масленица! Ишь ты масленица

Четверг

Заучивание стихов о празднике «Радость в каждый дом», пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко», лепка «Блины с икрой и сметаною»

Пятница

Разучивание русской народной песни «Блины», экскурсия к выставке «Масленица» в холе детского сада, раскраски на тему масленица, Презентация «История Масленицы»; Д/и «Наряди куклу»

Ожидаемый результат:

Дети

• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

• Имеют представление о народных праздниках, играх;

• Интересуется изобразительной детской деятельностью;

• С интересом участвует в народных играх;

• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала;

• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители

• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Литература:

1. «Весенние праздники, игры ,забавы для детей» И. М. Петров.
2. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М.Б. Зацепина.
3. «Бабушкины забавушки» Л.Н. Карпова.
4. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А. Лапшина.

Приложение.
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» 

- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра-забава «Валенок»
Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.

Игра Пирог
Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.
Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.
Экий он широконький, Руки в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.


Подвижная игра «Веселый бубен»
Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился, 
Тот сейчас станцуем нам!
Подвижная игра «Солнышко». Все группы.
По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.


Хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.


Песня «Веснянка» 
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов

С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.


«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».

Пословицы, поговорки: 

-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись! 
Солнышко-вёдрышко, покажись!» 

Загадки на масленицу: 
(Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну - Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица.

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный,
Сытный, желанный, Бабушка с утра печёт, Угощается народ.
Ответ: Блин